Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
МБОУ лицей № 2 г. Дюртюли
______________И.Т.Сидорова |
Персонализированная программа
наставничества
Составитель:
Динмухаметова Луиза Альфритовна
Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, руководителя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут помочь новичку в планировании, рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела. Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.
Цель: создать условия для успешной адаптации, профессионального становления и развития молодого специалиста
Задачи:
- создание комфортных условий для адаптации и профессионального становления молодого специалиста;
- развитие интереса к педагогической деятельности, стремления ответственно и творчески выполнять обязанности учителя;
- выявление профессиональных затруднений молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»;
- инициирование самоопределения молодого специалиста в проектировании пути профессионального развития;
- выявление проблемных мест в организации наставничества и качестве результатов профессионального становления молодых специалистов и выработка предложений по их улучшению
1.Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов - одна из ключевых задач образовательной политики школы. Работа с молодыми специалистами является одной из самых важных составляющих деятельности методической работы в школе. Включает в себя анализ наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают начинающие учителя в своей деятельности, а также эмоционального состояния по отношению к учащимся, коллегам и к процессу преподавания. Наставничество молодого специалиста — это становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств педагога. Система наставничества призвана оказывать начинающему учителю профессиональную помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Создавать ситуации успешности работы молодого специалиста, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Программа наставничества призвана помочь организовать деятельность наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации. Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Задача наставника - помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставничество - это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Предполагаемый наставник должен пользоваться авторитетом среди коллег, учащихся, родителей (законных представителей). Немаловажно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Срок реализации программы: 3 года
2. Цель и задачи программы
Цель программы: обеспечить качественный уровень развития системы наставничества, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога для обеспечения эффективного вхождения в должность молодого педагога и уменьшения количества возможных ошибок, связанных с включением в новую работу. Оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении, вовлечение в образовательную деятельность и общественную жизнь образовательной организации.
Задачи программы:
-Обеспечить успешную адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
-Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;
-Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками. Развивать способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на учителя обязанности по занимаемой должности.
-Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе
выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
-Повышать профессиональный уровень педагога с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
-Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога, повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
-Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
-Приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре образовательной организации, усвоению лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, способствовать объединению и общению на основе школьных традиций.
3.Этапы реализации программы
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога. В построении деятельности наставника можно выделить четыре этапа:
Первый этап. Анкетирование молодых специалистов в целях выявления первичных затруднений в профессиональном становлении.
Второй этап. Составление и реализация программы наставничества.
Третий этап. Отслеживание уровня профессиональной компетентности молодого специалиста, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Четвёртый этап. Оценка эффективности и результативности реализации Программы.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с вводного анкетирования, тестирования или собеседования для определения трудностей и проблем. Затем разрабатывается совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть надзирателем, поучающим молодого и неопытного учителя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество - это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, молодой специалист обсуждает с наставником свои профессиональные проблемы и получает от него реальную помощь. Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методичек, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников. Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации.
4.Формы и методы реализации программы
консультирование (индивидуальное, групповое);
активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки, совместная деятельность и др.).
Этапы реализации программы
Пары наставник-наставляемый(е) создаются в образовательном учреждении создаются на 1-3 года, в зависимости от задачи, которые решаются в ходе сотрудничества, продолжительность совместной деятельности может быть увеличена. Организация наставничества предполагает следующие этапы, сроки определены примерно:
Деятельность наставника
1-й этап - адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет степень его умений и навыков, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап - основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап - контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Обязанности наставника:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, учителю начальных классов, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение;
контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки; - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
5. Принципы реализации программы
Реализация программы строится на следующих принципах:
принцип научности – использование научно-обоснованных технологий;
принцип легитимности – соответствие всех действий законодательству Российской Федерации:
принцип гуманизации – ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности;
принцип индивидуализации – сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых;
принцип компетентности — владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;
принцип комплексности — согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации ПИ;
принцип лояльности — уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности и делового стиля общения;
принцип конфиденциальности — неразглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым (передача ее другим лицам лишь с согласия наставляемого);
принцип добровольности — участие в ПН наставников и наставляемых с обоюдного согласия (по выбору наставляемого);
принцип активности — активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально.
6. Технология управления наставнической деятельностью
Технология управления – вся совокупность управленческих решений и средств, сознательно применяемых для достижения цели:
Проектирование. Высококлассные специалисты не появляются внезапно; необходимо планировать работу по «выращиванию» кадров.
Диагностика – определение, изучение и оценка параметров, характеризующих состояние кадрового потенциала, выявление факторов, влияющих на это состояние.
Мониторинг — система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие.
Анализ собранной информации. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются по направлениям:
- обеспечение качества прохождения аттестации учителями;
- участие педагогов в инновационной деятельности;
- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства;
- диссеминация педагогического опыта.
Подготовка и принятие управленческого решения: располагая результатами диагностики и мониторинга, можно сравнивать «качество» педагогических кадров. Сравнительный анализ результатов позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и устранить недостатки в образовательной системе лицея, создать условия для совершенствования работы. В качестве таких факторов и могут выступать квалификация педагогов, методическая работа, внутришкольный контроль.
Формы и методы работы с наставляемыми: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.
5. Календарный план работы
Основные направления деятельности | Конкретные меры / Формы мероприятий | Планируемые результаты | Сроки |
Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления | Самодиагностика наставляемого на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития | Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником | Август -сентябрь |
Диагностическая беседа с наставником для уточнения зон профессионального развития. Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование) |
Разработан индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста (план профессионального становления молодого |
Разработка конкретных шагов по преодолению профессиональных трудностей |
Вхождение в Педагогическую должность | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение школьной документации | Компетентность молодого специалиста в заполнении школьной документации | Сентябрь |
Знакомство с ОО, ее особенностями и направления развития. | Изучены особенности и направления деятельности школы. Изучена программа развития школы | Сентябрь |
Знакомство с коллективом | Изучена структура коллектива, выявлены направления взаимодействия и сотрудничества с различными группами работников | Сентябрь |
Изучение сайта школы, групп в социальных сетях, порядка публикации и содержания размещаемой информации | Изучена структура официального сайта школы и размещенная документация. Изучены правила публикации. информации о деятельности школы на сайте и в социальных сетях | Сентябрь |
Изучение внутренней системы оценки качества образования | Изучены основные положения школы | Сентябрь |
Обеспечение каналов многосторонней связи с молодым специалистом | Организация общения посредством электронной почты, социальных сетей | Возможность постоянного взаимодействия и общения | Сентябрь |
Организационно-методическая деятельность | Изучение методологических основ и методики построения и организации результативного учебного процесса | Изучены методологические основы и методика построения и организации результативного учебного процесса | Сентябрь |
Консультации по подбору методической литературы | Регулярно изучается методическая литература. Сформирована и пополняется «копилка» педагогических идей. | В течение года |
Включение в деятельность МО учителей начальных классов | Включен в состав предметного МО, ознакомлен с планом работы МО на 2022-2023, 2023-2024, 2024-2025 учебный год. Определена тема самообразования в рамках деятельности МО. Участие в работе МО: участие в проведении предметных недель, выступление на заседаниях | в течение года по плану работы МО |
Профессиональное становление | Консультации по составлению рабочей программы и КТП в соответствии с ФГОС Инструктаж по работе с электронным журналом. | Составлена рабочая программа и КТП по всем предметам начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС | Сентябрь |
Беседы «Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания на ступени начального образования в соответствии с ФГОС» | Изучен состав УМК, структура типовых уроков и методики преподавания на ступени начального образования в соответствии с обновленными ФГОС | октябрь |
Беседа «Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста» | Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 1-4 классов, которые учитываются при подготовке к занятиям | Октябрь |
Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока МС (молодого специалиста) Организация фотосьемки и/или видеосъемки уроков молодого специалиста. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа | Октябрь |
Практикум «Методы активизации внимания обучающихся на уроках в начальной школе» | Изучены различные методы активизации внимания обучающихся на уроках, которые активно применяются при проведении уроков | Ноябрь |
Посещение уроков наставляемого лица с целью оказания методической помощи (4-5 уроков за четверть) | Посещены уроки различных типов. Проведен развернутый анализ посещенных уроков. Даны рекомендации по повышению эффективности уроков. | в течение года |
Посещение уроков опытных педагогов, открытых мероприятий, участие в семинарах и т.д, их анализ. | Изучен положительный опыт проведения уроков и открытых мероприятий | в течение года |
Освоение современных образовательных технологий. | Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий | Декабрь-январь |
Планирование и организация мастер- классов наставника и педагогов школы | Посещение мастер-классов наставника и педагогов школы. | Февраль |
Формирование позитивного имиджа педагога. | Культура общения с педагогами, родителями учащихся, учащимися, освоенные эффективные приемы. | в течение года |
Открытые уроки в рамках «Методической недели» | Участие в Методической недели. Посещение открытых уроков молодым специалистом. | март |
Практикумы по решению педагогических ситуаций. Привлечение к участию в общественных мероприятиях на уровне школы, поселка и оказание помощи | Активное участие молодого специалиста в общественной и культурной жизни школы и поселка | в течение года |
| Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе педагогической деятельности | Своевременное преодоление затруднений и решение вопросов, возникающих в процессе педагогической деятельности | в течение года |
Моделирование воспитательной работы класса | Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) Консультации по созданию рабочей программы по воспитательной работе. Подборка методических рекомендаций для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.) | Самостоятельное оформление молодым специалистом школьной документации. Наличие рабочей программы по предмету, по воспитательной работе. | Сентябрь -ноябрь |
Мониторинг профессионального роста молодого специалиста | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста (план профессионального становления молодого специалиста) | Март- апрель |
Определение темы самообразования | Выбор темы самомобразования молодого специалиста (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год) | Коррекция индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста (план профессионального становления молодого специалиста) | Октябрь - ноябрь |
Итоги реализации программы | Отчет наставника и молодого специалиста на заседании методического объединения | | Май |
2 год |
Планирование | Составление плана саморазвития на учебный год. | Анализ работы за прошлый учебный год. Коррекция индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста (план профессионального становления молодого | август |
Профессиональное становление | Консультации по составлению рабочей программы и КТП в соответствии с ФГОС | Составлена рабочая программа и КТП по всем предметам начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС | Сентябрь |
Организация продуктивной деятельности | Разработка методических и дидактических материалов. | Сентябрь |
Беседа «Методы эффективного контроля на уроках русского языка и литературного чтения» | Изучены различные методы контроля на уроках, которые активно применяются при проведении уроков | Октябрь |
Практикум «Основные направления и формы активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности» | Изучены основные направления и формы активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности. Ведется отбор и подготовка обучающихся к участию в различных мероприятиях (олимпиады, квесты, предметные недели) | Октябрь |
Посещение уроков наставляемого лица с целью оказания методической помощи (4-5 уроков за четверть) | Посещены уроки различных типов. Проведен развернутый анализ посещенных уроков. Даны рекомендации по повышению эффективности уроков. | в течение года |
Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе педагогической деятельности | Своевременное преодоление затруднений и решение вопросов, возникающих в процессе педагогической деятельности | в течение года |
Практикум «Возможности применения цифрового образовательного контента при планировании уроков» | Изучены возможности применения верифицированного цифрового образовательного контента при планировании уроков» | Ноябрь |
Беседа «Проектная деятельность обучающихся на уроках и внеурочной деятельности» | Изучен вопрос организации проектной деятельности обучающихся в начальной школе. | Ноябрь - декабрь |
Посещение уроков опытных педагогов, открытых мероприятий, участие в семинарах и т.д, их анализ. | Изучен положительный опыт проведения уроков и открытых мероприятий | в течение года |
| | |
Открытые уроки в рамках «Методической недели» | Участие в Методической недели. Проведение открытого урока молодым специалистом. | Март |
«Круглый стол» - отчет по теме самообразования на заседании МО | Выступление молодого специалиста на заседании МО о состоянии работы по теме самообразования. | апрель |
Повышение уровня квалификации и педагогического мастерства | Беседа «Повышение квалификации как фактор успешности педагогической деятельности педагога» | Проведен подбор курсов повышения квалификации по направлению педагогической деятельности | Январь |
Практикум «Диссеминация педагогического опыта через публикацию материалов на специализированных ресурсах в сети Интернет и СМИ» | Подготовлена и опубликована на специализированных ресурсах статья по образовательной тематике | Февраль |
Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Октябрь |
Создание портфолио молодого специалиста | Организация деятельности по изучению вопроса. Презентация портфолио наставником. | Октябрь |
Беседа «Роль профессиональных сообществ в деятельности педагога» | Включение в деятельность педагогических сообществ | В течение года |
Участие в семинарах, вебинарах, конференциях по направлению педагогической деятельности | Повышение профессионального мастерства | В течение года |
Мониторинг профессионального роста молодого специалиста | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста (план профессионального становления молодого специалиста) | Март- апрель |
Итоги реализации программы | Отчет наставника и молодого специалиста на заседании методического объединения | | Май |
3 год |
Планирование | Составление плана саморазвития на учебный год. | Анализ работы за прошлый учебный год. Коррекция индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста (план профессионального становления молодого | август |
Профессиональное становление | Разработка рабочей программы учителя, программы воспитательной работы с классом. Ведение школьной документации Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам | Самостоятельно разработанные рабочие программы по предмету, программы воспитательной работы с классом. Компетентность в оформлении школьной документации | Сентябрь |
Проектирование тематических классных часов в соответствии с планом воспитательной работы. | Организация и проведение практикумов по разработке классных часов и анализе тематических классных часов | Сентябрь –октябрь |
Посещение уроков наставляемого лица с целью оказания методической помощи (4-5 уроков за четверть) | Посещены уроки различных типов. Проведен развернутый анализ посещенных уроков. Даны рекомендации по повышению эффективности уроков. | в течение года |
Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе педагогической деятельности | Своевременное преодоление затруднений и решение вопросов, возникающих в процессе педагогической деятельности | в течение года |
Открытые уроки в рамках «Методической недели» | Участие в Методической недели. Посещение открытых уроков молодым специалистом. | март |
Практикум «Организация и разработка программы по внеурочной деятельности» | Наличие программы внеурочной деятельности молодого специалиста. | Сентябрь -октябрь |
Инструктаж «Подготовка к участию в конкурсах, оформление заявки и необходимых документов». | Компетентность молодого педагога в Подготовки учащихся к конкурсам, оформление заявки | Ноябрь |
«Круглый стол» - отчет по теме самообразования на заседании МО | Выступление молодого специалиста на заседании МО о состоянии работы по теме самообразования. | Апрель |
Проектирование уроков внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС | Организация самостоятельного проектирования уроков внеурочной деятельности молодого специалиста. Анализ и самоанализ уроков. | |
Повышение уровня квалификации и педагогического мастерства | Консультирование по оформлению документов к аттестации | Аттестация на квалификационную соответствие занимаемой должности | Сентябрь – октябрь |
Участие в семинарах, вебинарах, конференциях по направлению педагогической деятельности | Повышение профессионального мастерства | В течение года |
Методическая выставка достижений молодого специалиста Оказание методической помощи | Уровень профессионализма молодого педагога - систематизация наработок профессиональной деятельности. | |
Мониторинг профессионального роста молодого специалиста | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста (план профессионального становления молодого специалиста) | Март- апрель |
Итоги реализации программы | Отчет наставника и молодого специалиста на заседании методического совета. | | Май |
8. Организация контроля и оценки
Контролирует и оценивает работу наставляемых, наставников и всей программы в целом заместитель директора по УВР.
Педагог-наставник предоставляет отчет о реализации наставничества по итогам полугодий 2 раза в год(каждый год) директору и зам.дир. по УВР.
Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль будет происходить один раз в полугодие, а также по итогам каждого совместного мероприятия.
Итоговый контроль будет происходить в конце года на основании аналитической справки, составленной наставником.
Отчётная форма по итогам четверти
1) Сохранение контингента обучающихся (прибывшие, выбывшие)
2) Мониторинг предметных результатов по итогам года
3) Общие сведения по итогам года
4) Информация о неуспевающих обучающихся
5) Взаимопосещение уроков и индивидуальная (коррекционная) работа с обучающимися
6) Пропуски уроков
7) Достижения обучающихся на конкурсах и олимпиадах по предметам
8) Методические разработки, печатные работы
9) Участие в различных профессиональных конкурсах, конференциях, методических
мероприятиях
Итоговый контроль будет происходить на итоговом методического объединения учителей на основании таблицы результативности программы наставничества за истёкший год, а так же рефлексивного самоанализа наставляемых реализации программы наставничества «Учитель – учитель».
9. Ожидаемые результаты:
для молодого специалиста:
включение молодого педагога в проектную, исследовательскую, научно - экспериментальную, организационно-методическую, творческую деятельность;
активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
наличие портфолио у каждого молодого педагога;
успешное прохождение процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности и/или квалификационную категорию.
для наставника:
эффективный способ самореализации;
повышение квалификации;
достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
успешная адаптация молодых специалистов;
повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в школе.