СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Персонализированная программа наставничества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности участников образовательных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Персонализированная программа наставничества»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ачинская школа №3»













ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА







составил: Гореева Лариса Валентиновна

наставляемый: Парфенова Ульяна Николаевна

















г. Ачинск, 2023-2024 учебный год



1.Пояснительная записка

Модернизация образования в Российской Федерации предполагает обеспечение адекватных условий развития всем категориям обучающихся и воспитанников, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Увеличение и усложнение этого контингента и его неполный охват существующей системой психолого-педагогической поддержки, является важной и перспективной с точки зрения преодоления имеющегося отклонения. При этом повысились требования к личностным и профессиональным качествам специалистов осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ, к его активной социальной и профессиональной позиции, соответствующим новым профессиональным стандартам.

В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности педагога-психолога, акцентируется внимание на формировании профессиональной компетентности педагога, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие и самообразование.

Анализ закономерностей профессионального самоопределения личности педагога-психолога, лежащих в основе профессиональной адаптации, позволяет выделить несколько факторов, которые определяют характер ее протекания. Во-первых, на характер профессиональной адаптации влияет уровень профессиональной подготовки начинающего специалиста, сформированность профессионально важных личностных качеств и навыков решения практических задач. Во-вторых, существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает становление профессионального самосознания и интериоризация системы ценностных ориентаций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. В-третьих, профессиональная адаптация зависит от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию, и определяющих систему отношений человека к объектам профессионального взаимодействия и самому себе как ее участнику. Кроме того, на процесс профессиональной адаптации влияют и конкретные условия среды, в которых она протекает. Эти условия, являясь по сути «внеличностными», преломляются в сознании каждого субъекта профессиональной деятельности в виде причин, облегчающих или усложняющих профессиональную адаптацию.

Перечисленные факторы профессиональной адаптации являются универсальными для любого вида профессиональной деятельности, однако применительно к каждой конкретной профессии имеют свою специфику. Специфика адаптации к профессии педагога-психолога связана с тем, что она относится к профессиям типа «человек-человек». Психолог является субъектом помогающей деятельности, что предполагает активную личностную включенность в работу. Это накладывает отпечаток на процесс профессиональной адаптации, обусловливая наличие специфических факторов риска, которые могут затруднять конструктивную профессиональную деятельность.

Педагогу-психологу 1 отделения, начинающему свой профессиональный путь, необходимо организовать взаимодействие с обучающимися с нарушением слуха. Обучающиеся указанной категории не всегда могут рассказать окружающим о своих проблемах, чаще настороженно относятся к новым людям, появляющимся в окружении. Поэтому актуальными проблемами, в данном случае, с которыми сталкивается педагог-психолог, являются: трудность налаживания взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья; сложность дифференциации внутренней причины и внешних проявлений в поведении обучающихся, трудность определения своей роли в данном учреждении, проблема занять достойное место в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, становится очевидно, что первые шаги педагога-психолога - период ответственный и трудный.

Форма наставничества: «педагог-психолог- педагог-психолог»

Виды наставничества:

  • традиционное наставничество (наставничество «один на один»);

- ситуационное наставничество.

Программа включает в себя следующие направления: диагностическое; нормативно-правовое; психолого-педагогическое; методическое.

Срок реализации программы: 1 год

2. Цель и задачи программы

Цель: обеспечить передачу практического опыта наставника и приобретения необходимых знаний, умений и трудовых навыков молодому специалисту.

Задачи:

- выявление профессиональных затруднений наставляемого в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

- оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации психологической деятельности;

- развитие интереса к психолого-педагогической деятельности, стремления ответственно и творчески выполнять обязанности педагога-психолога.

3.Этапы реализации программы

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности наставляемого носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога. В построении деятельности наставника можно выделить четыре этапа:

Первый этап – сентябрь-октябрь 2023 г. Включает личное знакомство, собеседования, анкетирование в целях выявления первичных затруднений в профессиональном становлении.

Содержание этапа:

- сбор информации для формирования плана действий;

- создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества психолого-педагогического процесса;

- анализ основных умений молодого специалиста на данном этапе, его запросов, потребностей;

- разработка плана профессионального становления молодого специалиста.



Выделены следующие сложности:

- организация занятий с обучающимися с нарушением слуха;

- организация занятий с обучающимися при одномоментном пребывании нескольких специалистов в одном кабинете;

- методическая сторона организации занятий (диагностики, методы и приемы работы с детьми ОВЗ);

- оформление документации педагога-психолога.

Второй этап – октябрь 2023г.

Содержание этапа:

-составление программы наставничества;

-согласование форм и методов взаимодействия.

Третий этап – ноябрь- апрель 2024 г. реализация программы наставничества Развитие уровня профессиональной компетентности наставляемого, его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей, творческий подход.

Содержание этапа:

- организация взаимопосещения занятий для повышения профессионального мастерства молодого специалиста;

- проведение мониторинга деятельности участников образовательного процесса;

- изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого специалиста.

Четвёртый этап – май 2024г. Оценка эффективности и результативности реализации

Содержание этапа:

- подведение итогов работы и анализ эффективности взаимодействия молодого специалиста и наставника;

- возможность личностного и профессионального роста;

- подготовка и реализация молодым педагогом самостоятельных творческих продуктов в виде презентаций, сайтов, проектов, программ;

- создание Программы самообразования.

  • проводится работа над темой самообразования;

  • осуществляется планирование методической работы.

4.Формы и методы реализации программы

В работе с наставляемым планируется использовать следующие формы: дискуссии, обмен опытом, тренинг, открытые занятия, методические консультации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, прохождение курсов, посещение семинаров методических объединений и совещаний, групповая супервизия (по отдельному плану ОУ).

Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности наставляемого специалиста по занимаемой должности;

  • разрабатывать совместно с наставляемым план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

  • изучать деловые и нравственные качества наставляемого, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, учителю начальных классов, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

  • проводить необходимое обучение;

  • контролировать и оценивать самостоятельное проведение наставляемым учебных занятий и внеклассных мероприятий;

  • разрабатывать совместно с наставляемым план профессионального становления;

  • давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

  • контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

  • оказывать наставляемому индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

  • личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

  • подводить итоги профессиональной работы наставляемого, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе наставляемого.



Обязанности наставляемого:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки; - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником.

5. Принципы реализации программы

Реализация программы строится на следующих принципах:

принцип научности – использование научно-обоснованных технологий;

принцип легитимности – соответствие всех действий законодательству Российской Федерации:

принцип гуманизации – ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности;

принцип индивидуализации – сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых;

принцип компетентности — владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;

принцип комплексности — согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации программы наставничества;

принцип лояльности — уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности и делового стиля общения;

принцип конфиденциальности — неразглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым (передача ее другим лицам лишь с согласия наставляемого);

принцип добровольности — участие в ПН наставников и наставляемых с обоюдного согласия (по выбору наставляемого);

принцип активности — активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально.

6. Технология управления наставнической деятельностью

Технология управления – вся совокупность управленческих решений и средств, сознательно применяемых для достижения цели:

Проектирование. Высококлассные специалисты не появляются внезапно; необходимо планировать работу по «выращиванию» кадров.

Диагностика – определение, изучение и оценка параметров, характеризующих состояние кадрового потенциала, выявление факторов, влияющих на это состояние.

Мониторинг — система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

Анализ собранной информации. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются по направлениям:

- участие педагога-психолога в инновационной деятельности;

- участие педагога-психолога в работе МО ОУ, педагогическом совете отделения и др.

7. Календарный план работы

Основные направления

деятельности


Конкретные меры /

Формы мероприятий

Планируемые результаты

Сроки

Диагностический

Собеседование, анкетирование наставляемого по выявлению затруднений

выявление потребностей, ожиданий и затруднений в работе

Сентябрь-октябрь 2023г.

Оценка усвоения программного материала в форме:

• анкета обратной связи;

• система наблюдений; система практикумов


анализ эффективности сопровождения наставляемого

Май 2024г.

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса


обновление знаний о нормативной документации педагога-психолога (нормативные документы; организационно-методическая документация)

создание и ведение комплекта рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Сентябрь 2023г.

В течение учебного года

знакомство с нормативно-правовыми актами учреждения и корпоративной культуре

-ознакомление с нормативно-правовыми актами ОУ;

-освоение должностных обязанностей

Сентябрь-октябрь 2023г.

Психолого-педагогическое сопровождение

психологическая поддержка

-адаптация к правилам учреждения, его традициям и корпоративной культуре;

-форсированное знакомство с коллективом

В течение учебного года

Методическое сопровождение

методическая помощь при создании программ сопровождения обучающихся

-подготовка и реализация самостоятельных продуктов деятельности: программ, разработки занятий 

Сентябрь 2023г.

организация методических консультаций с сурдологом по работе с обучающимися с нарушением слуха

- ознакомление с приемами и методами эффективной коммуникации;

В течение учебного года

методические консультации по запросу

помощь в профессиональном становлении специалиста

В течение учебного года

взаимопосещение занятий:

- наставник

-наставляемый

-обсуждение проведенных мероприятий, анализ, выявление неуспешных, ошибочных элементов занятия, внесение изменений в организацию и проведение занятий, мероприятий

2023г.,

Ноябрь

Декабрь


дискуссия «Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает»

- обсуждение спорного вопроса;

-выявление сильных и слабых аргументов по теме

-достижение истины с использованием только корректных приёмов ведения спора

Январь 2024г.

взаимоконсультирование по теме «Все в твоих руках»

помощь в профессиональном становлении специалиста


обмен опытом в рамках МО педагогов-психологов

«Метафорические карты «Монстрики чувств»

- передача знаний;

- обмен опытом для развития уровня профессиональной и личной компетентности

Ноябрь

методические консультации, участие в воспитательных мероприятиях, прохождение курсов, посещение семинаров, методических объединений и т.д.

-подготовка и реализация самостоятельных творческих и методических продуктов деятельности, таких как программы, статьи, презентации, разработки занятий 

В течение учебного года

создание Программы самообразования

-профессиональное становление;

-анализ и планирование собственной деятельности

В течение учебного года

Рекомендовать: прохождение курсов, переподготовку для осуществления деятельности с обучающимися с нарушением слуха

- использование специальных приемов и методов эффективной коммуникации с обучающимися с ОВЗ

В течение учебного года



8. Организация контроля и оценки

Контролирует и оценивает работу наставляемых, наставников и всей программы в целом куратор программы наставничества.

Педагог-наставник предоставляет отчет о реализации наставничества по итогам полугодий 2 раза в год.

Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

Текущий контроль будет происходить один раз в полугодие, а также по итогам каждого совместного мероприятия.

Итоговый контроль будет происходить в конце года на основании аналитической справки, составленной наставником.

Отчётная форма по итогам полугодия

1) Методические разработки, печатные работы наставляемого (если имеются).

2) Участие наставляемого в различных профессиональных конкурсах, конференциях, методических мероприятиях (если имеются).

3) Выполнение календарного плана работы.

9. Ожидаемые результаты:

Доверительная, продуктивная, взаимодополняющая деятельность.

для наставляемого:

-организационно-методическая, творческая деятельность;

-активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков организации занятий;

-повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в вопросах педагогики и психологии;

-появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);

для наставника:

-эффективный способ самореализации;

-актуализация и взаимообмен знаниями, умениями;

-достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.