СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование образовательная область «Речевое развитие», «Обучение грамоте» для детей старшей группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование образовательная область «Речевое развитие», «Обучение грамоте» для детей старшей группы»









ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД






















ТЕМА НЕДЕЛИ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

«Дорожная азбука (ПДД)»

Мы - воспитанники старшей группы

Занятие №1 В.В. Гербова













II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №1)


Продолжать знакомить с речью, как средством общения, поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Закрепить правила дорожного движения, (правила перехода через дорогу).

Развивать умение поддерживать беседу.

Воспитывать творческую самостоятельность



ОГ- Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово».

2 неделя

«Здравствуй, Осень!»

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Занятие № 5 (сентябрь) В.В Гербова


II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №2)



Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе


Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяженность (длинные и короткие слова).


3 неделя

«Осенние изменения в природе»

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Занятие № 6 (сентябрь) В.В Гербова


II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №3)

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

4 неделя

«Лес. Правила поведения в природе»

Рассказывание русской народной сказки «Заяц – хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Занятие № 3(сентябрь)В.В Гербова.

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №4)

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки...».

Познакомить детей с творчеством писателя Ольги Иеронимовны Капицы.


ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Я вырасту здоровым!»

(Витамины фрукты, овощи)

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» (Сбор урожая) и составление рассказов по ней Занятие № 7 (сентябрь) В.В Гербова.

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №5)




Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

 Формировать у детей понятие о здоровье и здоровом образе жизни.

2 неделя

«Я вырасту здоровым!»

(Витамины фрукты, овощи)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.

Занятие № 7 (октябрь) В.В Гербова.

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №6)




Закреплять правильное произношение согласных звуков с- ц.

Развивать фонематический слух: совершенствовать умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками.

3 неделя

«Птицы в природе»

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Занятие №6(октябрь) В.В Гербова.

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №7)


Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

4 неделя

«Домашние птицы»

Обучение рассказыванию.

Занятие № 3(октябрь) В.В Гербова.

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №8)


Знакомить детей с алгоритмом составления рассказа - описания по плану.

Развивать монологическую форму речи.

Воспитывать желание рассказывать о своей игрушке.


НОЯБРЬ

1 неделя

«Дикие и домашние животные»

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».

Занятие № 1(октябрь) В.В Гербова.

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №9)

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям

2 неделя

«Мои город. Моя Семья»

Звуковая культура речи: работа со звуками ж - ш Занятие № 4 (ноябрь) В.В Гербова.

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №10)




Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж - ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж- ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

3 неделя

«Будь осторожен!» (ОБЖ)

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Занятие № 1(ноябрь) В.В Гербова.

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №11)


Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Развивать умение анализировать проблемные ситуации вне дома. Обучать видеть потенциальные опасности вокруг себя, научить тому, как их избежать.

Воспитывать любовь к природе родного города, края.

4 неделя

«День матери»

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Занятие № 8 (ноябрь) В.В Гербова.

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №12

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.

Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитывать у детей интерес к художественному слову.

Формировать связную речь, зрительную память, мышление.



ДЕКАБРЬ

1 неделя

«День инвалидов»

Чтение рассказа Б.

Житкова «Как я ловил человечков»

Занятие № 7 (ноябрь) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №13)

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Развивать интерес к произведениям познавательного характера.

2 неделя

«Зима. Сезонные изменения в природе»

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Занятие № 5 (декабрь) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №14

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

Обогащать опыт восприятия жанров фольклора (волшебные сказки)

3 неделя

«Зимняя дорога (ПДД)»

Дидактические игры со словами

Занятие № 7 (ноябрь) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №15)

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Закрепить правила дорожного движения в зимний период времени

4 неделя

«Новогодние праздники»

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку...»

Занятие № 7 (декабрь) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №16)


Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением»


ЯНВАРЬ

2 неделя

«Зимние забавы»

Беседа на тему: «Я мечтал...» Дидактическая игра «Подбери рифму»

Занятие № 1 (январь) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №17)

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

3 неделя

«Зимние забавы»

Чтение рассказа С.

Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Занятие № 2 (январь) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №18)

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

4 неделя

«Опыты и эксперименты»

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Занятие № 3 (январь) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №19)

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э.

Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

5 неделя

«Труд взрослых. Профессии»

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Занятие № 7(январь) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №20)

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).


ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Всё о свойствах предметов»

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Занятие № 8(январь) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №21)

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

2 неделя

«Транспорт»

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»

Занятие № 2(февраль) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №22)


Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.


3 неделя

«Защитники отечества»

Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Занятие № 1(февраль) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №23)

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

4 неделя

«Народная культура и традиции»

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки» Занятие № 6(февраль) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №24)

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.



МАРТ

1 неделя

«Мамин праздник!»

Беседа на тему «Наши мамы».

Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Занятие № 1(март) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №25)

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

2 неделя

«Моя страна. Моя планета»

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем...»

Занятие № 3(март) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №26)

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.


3 неделя

«Творчество писателей»

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Занятие № 6 (март) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №27)


Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

4 неделя

«Театральное неделя»

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Занятие № 3(февраль) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №28)


Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).


АПРЕЛЬ

1 неделя

«Неделя здоровья»

Чтение стихотворений о весне.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Занятие № 2(апрель) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №29)

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

2 неделя

«День космонавтики»

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Занятие № 5(апрель) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №30)

Продолжать учить детей пересказывать.

3 неделя

«Весна. Сезонные изменения в природе»

Повторение программных стихотворений.

Заучивание наизусть стихотворения В.

Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...»

Занятие № 4(апрель) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №31)

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная...».

4 неделя

«Вместе защитим наших детей»

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Занятие № 8(апрель) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №32)

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».


МАЙ

1 неделя

«День победы!»

Обучение рассказыванию по картинкам

Занятие № 2(май) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №33)

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

2 неделя

«Безопасная дорога! (ПДД)»

«Безопасность на дороге»

(Интернет – ресурс Приложение №1)

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №34)



Закрепить знания детей об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков; воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

3 неделя

«Экологическая неделя»

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения

Занятие № 3(май) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №35)


Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом.

Активизировать словарь детей.

4 неделя

«Здравствуй лето!»

Дидактические игры со ловами. Чтение небылиц.

Занятие № 7(апрель) В.В Гербова

II часть ОГ (О.Г. Варенцова занятие №36)

Активизировать словарь детей.