Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ.
№ п/п | Раздел/ тема Дата | Описание раздела/темы | Теоретическое / практическое занятие | Форма организации занятий | Вид деятельности | Цифровые образовательные ресурсы |
1. | Введение. Биология как наука. Методы биологии ( 1ч) | Биология как наука. Методы биологии Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | Теоретическое практическое | Индивидуальная | Лекция, П/р | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2115/start/ |
2. | Признаки живых организмов (4часа) | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2115/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2114/start/ |
3. | | Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1589/start/ |
4. | | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2465/start/ |
5. | | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2483/start/ |
6 | Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов) | Царство Бактерии | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция презентация | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1587/start/ |
7 | | Царство Грибы | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция презентация | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7853/start/268585/ |
8 | | Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7854/start/289540/ |
9 | | Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | Теоретическое практическое | Индивидуальная | Лекция, П/р | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2656/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2468/start/ |
10 | | Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | Теоретическое практическое | Групповая | Лекция, П/р | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2466/start/ |
11 | | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция, | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2472/start/ |
12 | 2 триместр | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2471/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2472/start/ |
13 | Человек и его здоровье (16 ч) | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2463/start/ |
14 | | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2022год «Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция организма» | Теоретическое практическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6767/start/269090/ |
15 | | Железы внутренней секреции. Гормоны. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6767/start/269090/ |
16 | | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/start/ |
17 | | Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 5: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» | Теоретическое практическое | Групповая | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2218/start/ |
18 | | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1581/start/ |
19 | | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2489/start/ |
20 | | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» | Теоретическое практическое | Групповая | Лекция, П/р | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2492/start/ |
21 | 3 триместр | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2217/start/ |
22 | | Покровы тела и их функции. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1582/start/ |
23 | | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | Теоретическое практическое | Групповая | Лекция, П/р | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2491/start/ |
24 | | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2494/start/ |
25 | | Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | Теоретическое практическое | Индивидуальная | Лекция, П/р | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2499/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2498/start/ |
26 | | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2474/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2490/start/ |
27 | | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция работа со справочниками, энциклопедиями | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2473/start/ |
28 | | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | Теоретическое практическое | Групповая | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2658/start/ |
29 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4часа) | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1593/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2209/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2659/start/ |
30 | | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2475/start/ |
31 | | Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем | Теоретическое | Индивидуальная | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1592/start/ |
32. | | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | Теоретическое практическое | Групповая | Лекция, П/р | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5394/start/119104/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3896/start/17493/ |
33 | Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 час) | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности | Практическое | Индивидуальная | П/р | |
34 | | Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности | Практическое | Индивидуальная | П/р | |