Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Лорино»
"Адаптация пятиклассников
к новым условиям учёбы"
Классный руководитель:
Гаджимагомедова Минаят Нурудиновна
Повестка собрания:
Повестка собрания:
- Знакомство с родителями и классным руководителем.
- Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы.
- Утверждение тем родительских собраний.
- Выборы родительского комитета.
- Открытый диалог.
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту;
- увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Какими должны быть пятиклассники?
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Критерии готовности к обучению в средней школе:
- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
- новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
- качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка
от одного месяца до года.
В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы,
нежели содержания учебной деятельности.
Возникающие проблемы:
- Очень много разных учителей;
- Непривычное расписание;
- Много новых кабинетов;
- Новый классный руководитель;
- Проблемы со старшеклассниками;
- Возросший темп работы;
- Возросший объем работ в классе и д/з;
- Рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- Ослабление или отсутствие контроля;
- Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
- Несамостоятельность в работе с текстами;
- Низкий уровень развития речи;
- Слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- Своеобразие подросткового возраста
Признаки успешной адаптации:
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- Ребенок легко справляется с программой;
- Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
- Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Чем можно помочь?
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Способы преодоления тревожности:
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Доверяйте ребенку.
- Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.
- Помогите ему найти дело по душе.
Чем можно помочь?
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью.
Учащимся предлагалось оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
0 – нет; 1 – не всегда; 2 – да
1. Я иду в школу с радостью 2. В школе у меня обычно хорошее настроение 3. У нас хороший классный руководитель 4. У меня есть любимые школьные предметы 5. Я привык к новым учителям 6. В начальной школе было лучше 7. На летних каникулах я скучал по школе 8. Дома меня не только ругают, но и поддерживают в случае неудачи, хвалят за успехи
Результаты 5 класса:
№
Вопрос
1
Да
Я иду в школу с радостью
2
В школе у меня обычно хорошее настроение
Нет
16
3
У нас хороший классный руководитель
4
14
2
Не всегда
У меня есть любимые школьные предметы
24
5
5
30
8
6
Я привык к новым учителям
2
18
В начальной школе было лучше
7
8
2
12
На летних каникулах я скучал по школе
4
3
26
Дома меня не только ругают, но и поддерживают в случае неудачи, хвалят за успехи
24
6
1
1
1
2
Вопросы родителям:
- Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
- Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
- Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
- Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?
Сравнительная таблица
4 класс
1
5 класс
8 – 9 предметов
2
20 – 22
часа
12 – 14
предметов
3
4
25 – 27
часов
1 – 3
учителя
1 - 2
часа
8 – 10
учителей
2 -3
часа
предмет
1
Русский язык
учитель
2
Янус Оксана Анатольевна
Литература
3
Математика
4
Амбуева Ирина Анатольевна
Англ. яз
5
6
Гаджимагомедова Минаят Нурудиновна
Биология
7
География
Закатимова Елена Дмитриевна
8
Кайсагалиев Сисинбай Мурасович
История России
9
Тынано Елена Юрьевна
Обществознание
10
Музыка
11
Физ.культура
Борисенко Жанна Вячеславовна
12
Козыревич Вадим Викторович
Технология
Пученко Ольга Александровна
ОДНКнР
13
Артищева Елена Александровна
ИЗО
Тынано Елена Юрьевна
Кружки/секции, в/д:
Понедельник
«Подвижные игры»
15.15
Вторник
в/д по математике
15.00
Спорт секция
19.00
Среда
Четверг
Игра на гитаре
15.00
Спорт секция
19.00
в/д по информатике
13.40
Игра на гитаре
15.00
«Наши руки не знают скуки»
16.30-18.00
Пятница
Спорт секция
19.00
Игра на гитаре
15.00
Спорт секция
19.00
в/д по биологии
15.00
Суббота
Игра на гитаре
15.00
Шахматы
11.00
Спорт секция
19.00
Игра на гитаре
15.00
Родительский комитет: