СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первоначальное обучение, предварительное развитие, игра по слуху.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

      Слух развивается в процессе музыкальной деятельности ребёнка, поэтому с первых музыкальных занятий надо целенаправленно работать над его развитием.

Просмотр содержимого документа
«Первоначальное обучение, предварительное развитие, игра по слуху.»

Первоначальное обучение, предварительное развитие,

игра по слуху.


Слух развивается в процессе музыкальной деятельности ребёнка, поэтому с первых музыкальных занятий надо целенаправленно работать над его развитием. Работа над развитием слуха включает в себя множество компонентов:

1. Умение ребёнка правильно спеть мелодию выученной песни.

2. Умение различать регистры, высотные соотношения звуков, направление мелодии, умение подбирать по слуху.

Подбор по слуху практикуется в школе с первого года обучения. До начала подбора мелодии надо выяснить, слышит ли ученик высотное соотношение звуков, направление мелодии, регистры и т.д. Начинающие ученики хорошо слышат мелодии в крайних регистрах, но часто с трудом воспринимают сдвиг мелодии в пределах среднего регистра. Например, в пьесе Грига «Птичка» высокий и низкий регистры определяются хорошо, а перенос мелодии на октаву вниз в «Польке» Чайковского (средний регистр) значительно хуже. Для преодоления этого недостатка надо провести соответствующую работу: проиграть и пропеть одну и ту же мелодию сначала без аккомпанемента в разных регистрах и постепенно сблизить их, а затем поиграть мелодию с аккомпанементом, и пропев её, предложить ученику пропеть мелодию в разных тональностях, при поддержке аккомпанемента, например, аккордами. Играть мелодию, и спрашивать, когда мелодия звучит выше, когда ниже. Важно выяснить, слышат ли дети низкие мелодии (находится ли она на одной высоте, движется ли вверх или вниз, плавно или скачками, начинается сверху или снизу, чувствуют ли дети её ритмические особенности). Чтобы научить их этому, надо играя одной рукой или напевая, показывать другой рукой направление движения мелодии, и предложить ученику сделать то же самое. Нужно следить, чтобы движение руки у учащегося соответствовало движению мелодии. Для облегчения работы играть лучше в замедленном темпе.

Для тех учащихся, которым не удаётся выполнить упражнение, можно мелодию дробить на части, и попросить детей показывать рукой направление отдельных интервалов. Затем рисунок отдельных мелодических ячеек и, наконец, всей мелодии в целом. Легче всего детям удаётся услышать и показать рукой скачки – большие интервалы. Наиболее трудно усваиваются небольшие интервалы – секунды, терции. После этих упражнений можно перейти к подбору мелодии на инструменте. Подбор логичнее всего начинать с легчайшего материала, с мелодии на одном звуке, типа скороговорки «Андрей - воробей». Хорошо играть и напевать мелодию вслух. После того, как песенки освоены, можно перейти к подбору мелодии, состоящей из двух соседних звуков – «Сорока-сорока». Затем совершается переход в объеме терции «Ой, вставала я ранёшенько». Постепенно дети овладевают мелодиями в объёме кварты, квинты, сексты и т.д. Подбор на слух лучше начинать с мелодий, которые могут быть сыграны на белых клавишах. Затем включаются чёрные. Первоначально даются мелодии с поступенным движением и с ходами, а затем на терцию, кварту и т.д. Например «Ой, лопнул обруч», «Ай, ду-ду», «Ах, вы сени». Постепенно материал усложняется, вводятся мелодии со скачками на устой («На зелёном лугу») и на неустой. На первых порах педагог в трудных местах может помочь ученику найти нужные звуки на инструменте. Каковы бы ни были затруднения при подбирании, отказываться от него нельзя, т.к. оно отличное средство развития слуха и свободы ориентировки на клавиатуре.