СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые шаги к чтению, методический материал

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Первые шаги к чтению, методический материал»



















«Первые шаги к чтению»





Разработчик: Конева Л.И.,

учитель начальных классов





















Гусиноозёрск

2020



Аннотация
Чтение – предмет, который одновременно является действенным средством обучения младшего школьника и инструментом для изучения любых предметов.
В данном материале собраны упражнения для развития навыка чтения с передовыми технологиями Зайцева Н.А.., Жуковой Н.С.. Он начинается от самого простого - составляющих таблиц и видами работы с ними, затем упражнений со словами, и наконец, работы с текстами.
Формировать навык чтения необходимо постепенно и последовательно, начиная со звукового анализа слова, а затем переходить к чтению слогов, слов, предложений и текстов. Знакомство со звуками - начальный этап обучения ребенка чтению. К моменту поступления в школу малыш должен правильно и отчетливо произносить все звуки родного языка.

Малыш должен иметь представление о гласных и согласных звуках, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.

Следующий этап обучения чтению - формирование базового навыка - умения читать слоги. Важно, чтобы малыш называл буквы не по отдельности, а читал слог сразу, плавно пропевая его, как песенку.

Хорошо освоив навык чтения открытых и закрытых слогов, ребенок переходит к чтению слов - сначала простых, а затем более сложных. Если ребенок хорошо читает слова, следует переходить к чтению предложений. Малыш должен знать, что предложение может состоять из одного или нескольких слов, а первое слово всегда пишется с большой буквы. Хорошо сформированный навык чтения слов и предложений позволяет малышу перейти к чтению небольших текстов.


Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:
  1.  Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.

  2. Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.

  3. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.

  4. Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.

  5. Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.

  6. Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.

  7. Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.


Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.

  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.

  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.

  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.

  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой Н.С.


Материал предназначен для учителей начальных классов, учеников и их родителей.

















  1. Артикуляция при проговаривании гласных звуков.


Перед зеркалом проговорить гласные У, О, А, Э, Ы, И. Посмотреть на себя как держим рот при проговаривании той или иной гласной.

Схематически показать ребенку, как можно обозначить гласные.



















  1. Условные обозначения гласных

  1. Чтение кубиков Зайцева (большой золотой кубик с гласными).

Можно организовать знакомство с гласными по кубикам Зайцева.

Склады или слоги нужно пропевать, «складовые песенки» распределить в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

Сначала упражнения с большим . На большом кубике клубничка, на маленьком – земляничка.

« Положите мысленно большую клубничку в рот, произнесите что-то вроде «УМ, ЫМ», -получился уклад органов речи, характерный для озвучивания твердых.

А теперь, представьте на языку земляничку (малый кубик) , придавите ее языком к небу и произнесите сомкнутыми губами «ИМ», -получился уклад органов речи, характерный для озвучивания мягких.















Заметье, артикуляция при произнеении одинаковая ( это должен понять ребенок).

















4. С помощью кубиков учим читать склады сначала с твердыми, затем с мягкими согласными.





Процесс обучения

Методика основана на использовании складовых блоков в веселой игре. Основные примеры проведения занятий:

  • На первом уроке просто дайте детям поиграть с кубиками.

  • Расскажите о звучании «золотых», «железных» и «деревянных» изделий. Предложите ребятам разложить кубики по звучанию.

  • Разделите изделия по объему – на один стол отнести все маленькие, а на второй большие. Объясните, что маленькие слоги – мягкие, как малютки. А большие – твердые, поскольку они более крепкие.

  • Петь. На уроках обязательно проводятся попевки, которые по утверждению Зайцева позволяют быстрее научиться читать.

  • Алгоритм занятия. Поются кубики, затем склады из таблицы и происходит построение слов.

  • Демонстрация слогов на картинках, кубиках и таблицах позволяют деткам рассмотреть склады с разных ракурсов, что облегчает их запоминание.

  • Не бойтесь, что кроха запутается. Техника обучения позволяет быстро уловить закономерность языка.

  • Поворачивая кубик, наставник четко произносит склады.

  • Теперь пусть малыш поработает с изделиями.

  • После изучения дошкольником кубиков, предложите ему в таблице показать изделия с определенной пропевкой.

  • Возьмите указку и начните распевать склады на таблице. Педагог обязан артикулировать и показывать, что звуки маленькие или большие, шуршащие или звонкие. Для наглядности можно приседать или становится на носочки.





















5.Как соединить согласную и гласную.



Дети затрудняются в слогослиянии. Для облегчения слияния применим принцип «Беговая дорожка» Н.С. Жуковой.

Обучение слиянию выполняется так :

Ребенок ставит пальчик на первую букву и как бы бежит вместе со спортсменом к другой букве, при этом первую тянет, а вторую произносит кратко ( упал вместе со спортсменом). Дорожку разрывать нельзя.









Далее переходим на чтение слогов по слоговым таблицам.

















Примерные задания к таблицам:


  1. Прочитай последовательно все столбики таблицы.

  2. Прочитай выборочно строки таблицы.

  3. Составь слова из элементов таблицы.

  4. Что объединяет все элементы таблицы? Одинаковы ли они?

  5. Прочитай первые две строки таблицы.

  6. Прочитай второй и третий столбики.

  7. Отхлопай получившийся ритм.

  8. Придумай слова по первым слогам из таблицы           







Игры к таблицам

«Я начну, а ты продолжи»

Педагог называет слог и показывает карточку со стрелкой, указывая направление: вверх, вниз, вправо, влево. Вызванный ребенок находит на таблице названный слог и читает, начиная с него, слоги по таблице в указанном направлении.

«Прыгаем по кочкам»

Педагог, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги. Дети хором читают указанные слоги.

«Придумай слово»

Педагог показывает слог на таблице, дети придумывают с этим слогом слова. Игру можно проводить в виде соревнования меж­ду детьми или группами детей - кто больше.

«Кто как голос подаёт»

Педагог показывает картинку животного или птицы. Дети находят в таблице слог, соответствующий их голосам: кури­ца (ко), гусь (га), кукушка (ку), мышка (пи), корова (му), коза (ме), цыплёнок (пи),баран (бе).

«Покажи слог»

Педагог показывает предметную картинку, дети показывают в таблице первый (второй, третий) слог её названия: заборы (за), дерево (де).

«Угадай слово»

Педагог набирает по таблице слово, последовательно пока­зывая слоги. Дети молча читают его и по вызову педагога назы­вают. Можно придумать с этим словом предложение.

«Найди такой же слог»

Педагог показывает детям слоговую карточку. Дети читают слог на карточке и находят его на слоговой таблице.

«Не разорви цепочку»

Педагог даёт детям задание читать друг за другом по таблице слоги с одинаковыми согласными (по горизонтали) или с одина­ковыми гласными (по вертикали). Цепочка считается разорван­ной, если кто-то из детей задержится, не сумеет вступить вовремя и прочитать слог. Можно играть рядами или группами. Выигры­вает ребенок (ряд, группа), который не разорвёт цепочку.

«Построим слог»

К таблице вызываются три ребенка. Один из них молча пока­зывает согласный в столбце таблицы, второй - гласный из верхней строки, а третий - слог на пересечении горизонтали и вертикали и читает его. Слог можно читать хором.

«Найди пару»

Один ребенок показывает и читает слог с твёрдым соглас­ным, второй должен показать и прочитать слог с одноименным мягким согласным.

«Найди слог»

Педагог спрашивает, какой слог находится:

- между слогами ЛИ и ЛЁ;

- слева (справа) от слога ТЫ;

- сверху (снизу) от слога РЮ.

Дети отыскивают нужный слог. Вызванный ребенок находит его и читает. Игру можно проводить как соревнование между двумя детьми или группами детей.

«Договори слово и составь его»

Педагог показывает слог на таблице. Ребенок придумывает слово, начинающееся с него, и набирает слово по таблице.

«Какой слог пропал?»

Педагог закрывает один из слогов таблицы прямоугольником из цветной бумаги. Дети должны догадаться, какого слога не хва­тает. Вызванный ребенок называет слог. Педагог снимает бумагу, дети читают хором. Можно собирать слог из букв разрезной аз­буки, а затем проверять правильность выполнения задания.

«Лесная школа»

Педагог сообщает детям игровую ситуацию: «Звери в своей лесной школе тоже учатся читать слоги». Педагог предлагает де­тям показать, как бы прочитал слоги тот или иной зверь. Ребенок выбирает игрушку или картинку животного, подставляет её к слогу и читает его, стараясь голосом передать характер животного.

Два ребенка могут изображать разговор животных, читая слоги по очереди, имитируя особенности поведения избранных животных.

Приложение 3

Игровые задания при работе с таблицами для чтения

В таблицах для чтения представлены буквы, слоги, слова. Их можно читать по столбикам и по строчкам. Отрабатывать на­вык чтения слов различной слоговой структуры рекомендуется в указанной последовательности: ГС, СГ, СГС, СГСГ, СГСГС, СГСь, ССГС, СГСС, СССГССГ (Г- гласная буква, С- согласная буква).

«Читаем на заданную букву»

Ребенок прочитывает столбик или строчку слов на заданную букву.

«Снежный ком»

Таблица для чтения вывешивается, или одинаковые таблицы раздаются каждому ребенку. Вызванный ребенок читает одну букву (слог, слово). Следующий ребенок читает то, что было прочитано предыдущим, и материал новой строки. Каждый сле­дующий ребенок читает то, что было прочитано его предшест­венниками, и материал новой строки или столбика, как бы нама­тывая новый слой и увеличивая объём материала для чтения -катает «снежный ком» или «наматывает клубок». Чтение про­должается до тех пор, пока не закончится столбик или строка.



  1. Как читать слова из трех букв.



Такие слова предлагаем читать детям, которые освоили чтение слогов согласный плюс гласный.

Объясняем, что по беговой дорожке бежим так же, как и раньше это делали, читаем слитно. Затем добавляем одну букву, читаем ее кратко, не тянем.

СМА СМО СМУ СМЭ СМЫ

ШКА ШКУ ШКО ШКЭ ШКЫ



Под одним звуком ставим точку, две буквы слияния обозначаем дугой.













  1. Делим слова на части (слоги). Читаем двусложные и трехсложные слова.

































  1. Читаем простые предложения.

Ле-на мы-ла кук-лу.

Ди-ма мо-ет чащ-ки.

Са-на пил сок.

МА-ма е-ла суп.

Я ку-пил х-леб.

У Ва-си бо-лят зу-бы.

Гу-си и ут-ки и-дут к ре-ке.

Ле-том мы жи-вем на да-че.

О-са у-ку-си-ла Га-лю.

Бел-ка ле-зет на де-ре-во.



  1. Читаем тексты с пометками, для облегчения чтения.







Д РУ-ЗЬЯ

Ни-ки-та и  Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши  есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е,   а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни  всег-да де-ля-тся  иг-руш-ка-ми.  И ни-ког-да  не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!



КОНЬ

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га  рвать.

-Дай мне,это мой конь.

-Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

П риш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.



КОШ-КА И ЖУЧ-КА

Бы-ла дра-ка меж-ду Жуч-кой и Кош-кой.

К ош-ка ста-ла есть, а Жуч-ка приш-ла. Кош-ка Жуч-ку ла-пой за нос.

Жуч-ка Кош-ку за хвост.

Кош-ка Жуч-ке в гла-за. Жуч-ка кош-ку за ше-ю.

Тё-тя шла ми-мо,  нес-ла вед-ро с во-дой и ста-ла лить на Кош-ку и Жуч-ку во-дой.


ГАЛ-КА

Хо-те-ла гал-ка пить.

На дво-ре  сто-ял кув-шин с во-дой, а в кув-ши-не бы-ла во-да толь-ко на дне. Гал-ке нель-зя бы-ло дос-тать. 

О на  ста-ла ки-дать в кув-шин ка-муш-ки и столь-ко  на-ки-да-ла, что во-да ста-ла вы-ше и мож-но бы-ло пить

В ЕСНА

При-шла вес-на, по-тек-ла во-да. Де-ти взя-ли до-щеч-ки, сде-ла-ли ло-доч-ку, пус-ти-ли ло-доч-ку по во-де. Ло-доч-ка плы-ла, а де-ти бе-жа-ли за нею, кри-ча-ли и ни-че-го впе-ре-ди се-бя не ви-да-ли и в лу-жу упа-ли.


Щ ЕНОК
Шла Та-ня из шко-лы. На до-ро-ге о-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка. Он си-дел у за-бо-ра и выл. Та-ня по-гла-ди-ла щен-ка. Он стал ли-зать Та-не ру-ку. Та-ня взя-ла щен-ка до-мой. До-ма Та-ня да-ла е-му мо-ло-ка. По-том Та-ня по-ла-жи-ла щен-ка спать у печ-ки. Ще-нок при-вык к Та-не. Та-ня за-бо-ти-лась о нем.

Х ИТРАЯ ЛИСА
Ли-са бы-ла го-лод-на. О-на лег-ла на снег и зак-ры-ла гла-за. На-ле-те-ли во-ро-ны и се-ли не-да-ле-ко от ли-сы. О-ни хо-те-ли кле-вать ли-су, но бо-я-лись. Ли-са ле-жит, как мерт-ва-я. Тог-да во-ро-ны под-ле-те-ли сов-сем близ-ко. Од-на во-ро-на клю-ну-ла ли-су в хвост, дру-га-я хо-те-ла клю-нуть в нос. Ли-са вско-чи-ла и схва-ти-ла глу-пу-ю во-ро-ну.

Н А ЛЫЖАХ
Ми-ше бы-ло семь лет. Па-па ку-пил е-му лы-жи. Ми-ша при-вя-зал лы-жи и по-шёл на го-ру. Но лы-жи не шли на го-ру. Ми-ша взял лы-жи в ру-ки и по-шёл на го-ру. Ре-бя-та ка-та-лись на лы-жах с го-ры. О-ни у-чи-ли Ми-шу. Ми-ша встал на лы-жи и по-е-хал. Он сра-зу у-пал. Вто-рой раз Ми-ша то-же у-пал. По-том Ми-ша на-у-чил-ся. До-мой Ми-ша при-е-хал на лы-жах и был о-чень до-во-лен, что на-у-чил-ся хо-дить на лы-жах.

С ИНИЧКА
Бы-ла хо-лод-на-я зи-ма. К ок-ну при-ле-те-ла си-нич-ка. Ей бы-ло хо-лод-но. У ок-на сто-я-ли де-ти. Им ста-ло жаль си-нич-ку. О-ни от-кры-ли фор-точ-ку. Си-нич-ка вле-те-ла в ком-на-ту. Птич-ка бы-ла го-лод-на. О-на ста-ла кле-вать хлеб-ны-е крош-ки на сто-ле. Всю зи-му жи-ла си-нич-ка у де-тей. Вес-ной де-ти вы-пус-ти-ли си-нич-ку на во-лю.

М АЛЫШИ
Э-то бы-ло зи-мой. Мать ис-то-пи-ла печ-ку и уш-ла в ма-га-зин.
До-ма ос-та-лись од-ни ма-лы-ши. Ма-лень-кий Ко-ля от-крыл печ-ку и су-нул ту-да бу-маж-ку. Бу-маж-ка за-го-ре-лась и у-па-ла на пол. А на по-лу бы-ли щеп-ки. Яр-ко за-пы-лал о-гонь. Де-ти ис-пу-га-лись, за-кри-ча-ли и по-бе-жа-ли на у-ли-цу. При-бе-жал со-сед и за-ту-шил о-гонь.


С ОБАКА-САНИТАР
О-дин сол-дат был ра-нен в ру-ку и в но-гу. Он у-пал. То-ва-ри-щи уш-ли да-ле-ко. Ра-не-ный ле-жал два дня. Вдруг он слы-шит: фыр-ка-ет со-ба-ка. Э-то бы-ла са-ни-тар-на-я со-ба-ка. На спи-не у не-е бы-ла сум-ка с крас-ным крес-том: там бы-ли бин-ты и ле-кар-ства. Ра-не-ный пе-рвтвя-зал се-бе ра-ны. Со-ба-ка у-бе-жа-ла и ско-ро при-ве-ла са-ни-та-ров.
Ра-не-ный был спа-сён.


И СПУГАЛИСЬ
Две де-воч-ки и маль-чик по-шли в лес. Там они со-би-ра-ли о-ре-хи. Вдруг кто-то выс-ко-чил из-под кус-та. Де-воч-ки ис-пу-га-лись и по-бе-жа-ли. Од-на де-воч-ка у-ро-ни-ла кор-зин-ку с о-ре-ха-ми. А маль-чик не по-бе-жал. Он смот-рел, кто э-то выс-ко-чил. А э-то был за-яц.


КТО СПИТ ЗИМОЙ

 Спать зи-мой ло-жат-ся

Ё-жик и Бар-сук.

В де-ре-ве трух-ля-вом

Спит у-са-тый Жук.

Спит мед-ведь в бер-ло-ге,

спит в но-ре Су-рок.

Ну а Зай-ка бе-лый

Спать зи-мой не лёг.

Не за-рыл-ся в листь-я,

Не за-лез в но-ру -

Бе-га-ет по -ле-су

Да гры-зёт ко-ру.



ПРО КО-РО-ВУ

На луг хо-ди-ла -

Всех на-кор-ми-ла:

Баб-ке Ма-ла-ше - 

Да-ла прос-то-ква-ши.

Де-ду Его-ру -

Сме-та-ны го-ру.

Внуч-ке  Е-лен-ке -

Мо-ло-ка с пен-кой

А лох-ма-то-му Друж-ку

Да-ла ко-ро-ва тво-рож-ку

ПРО ТИГ-РЁН-КА

У Зеб-рён-ка ма-лы-ша

О-чень доб-рая ду-ша.

И у ры-жих кен-гу-рят

То-же о-чень

доб-рый взгляд.

Лев, хоть злой,

но был с тиг-рён-ком

То-же лас-ков,

как с ре-бён-ком.

Бе-ге-мот всег-да ре-вёт,

Уж та-ков он, бе-ге-мот!

А вот встре-ча с кро-ко-ди-лом

Вряд ли кон-чи-лась бы миром.



Приложение


  1. Собери из букв слова.













Литература

1.Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

2.Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

3.Жукова Н.С. –Букварь: учебное пособие. Москва 2017

  1. Использованы тексты для чтения с сайтов

http://poskladam.ru

http://jirafenok.ru







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!