«Развитие элементарных математических представлений как важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника»
ПЕРВЫЕ ШАГИ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ
ІІ младшая группа
Старший воспитатель МДОУ
“ Ясли-сад №337 г. Донецка”
Супрун М.Н..
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Актуальность
Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат , но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей применение игровых технологий , использование дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.
Теоретическое обоснование
Б.П. Никитин отмечал, что развивающие игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение. В совокупности эти качества и представляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.
А.А. Столяр отметил, что особая роль математики в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Он объясняет это тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления.
З.А. Михайлова считает, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений .
Цель
Организовать работу по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием развивающих, дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Задачи
Заинтересовать занимательным материалом
Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения.
Закреплять полученные знания и умения в дидактических играх.
Активизировать умственную деятельность
Воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели через игру.
Образовательная
деятельность
ОД
Индивидуальная работа
Дидактические игры
Формы работы по ФЭМП
Досуг
Самостоятельная деятельность
Познавательно-исследовательская
Двигательная
Игровая
математика
Трудовая
Речевая
Продуктивная
Этапы формирования математических представлений в младшем дошкольном возрасте
* Знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами величиной, сравнение двух предметов;
*Обучение способом обследования предметов (наложение, приложение), подбор предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький);
*Количество: много - мало, один, ни одного;
*Выделение пространственных отношений (верх-вниз, направо-налево, назад-вперед);
*Различать части суток (утро, день, вечер, ночь);
*Способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;
*Учить реализовать цели, которые ставит перед ребенком взрослый.
Уголок «Развивайка»
- Математическое лото.
- Логические кубики-вкладыши.
- Пирамидки.
- Мозаики, игры-шнуровки.
- Логические блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера
- Математические доски Воскобовича «Геоконт»
- Кубики.
- Игры на составление целого из частей.
- Пазлы математического содержания.
- Счетные палочки, счеты.
- Игры на ориентировку во времени, в пространстве.
- Игры на классификацию.
- Занимательные вопросы, считалочки, стихи и загадки о цифрах.
Геометрия для малышей
Геометрия для малышей учит ребёнка различать различные геометрические фигуры и даёт информацию по тому как они называются. Также ребёнок получит навык начертания различных геометрических фигур. Разберётся с таким понятием как углы и ,как следствие, поймёт как эти геометрические фигуры образуются
Ниткография
Это увлекательное занятие познакомит малыша с геометрическими фигурами, а также очень полезно для развития мелко
Игры для ознакомления с геометрическими фигурами
- Игры с геометрическими фигурами
- Блоки Дьенеша
- Геометрическая раскраска
- Геометрия в аппликации
- Геометрия в рисовании
- Геометрия из песка и теста
- Стихи, загадки о геометрических фигурах
- Геометрическое лото
- Игрушка – сортер
- Счетные палочки
- Математическая доска Геоконт
- Пазлы с математическим содержанием
Геометрия из теста и песка
Математика-это серьезно!
Нужна ли малышу - дошкольнику математика?!
Да – бесспорно!
Начальные математические представления малышу - дошкольнику просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции.
Без этих первых эталонов малыш не сможет полноценно осваивать окружающий мир
Математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать.
Только вот развивать детский интеллект тоже нужно с умом. И делать это лучше всего в повседневных играх и образовательной деятельности, играя занимательно и интересно!
Спасибо за внимание!