В педагогической деятельности происходит не просто передача некоторого содержания (знаний, умений, навыков, способов деятельности и т.п.) от учителя к ученикам, но и осуществляется их совместный рост, совместное личностное развитие. При таком понимании для успешности педагогической деятельности важны не только знания и умения педагога и ученика, но и их личностные свойства, интересы, ценности и т.п. Личностное взаимодействие, характерное для педагогической деятельности, расширяет и творческие возможности, снимая некоторые ограничения деятельноcтного подхода.
Это делает невозможной жесткую регуляцию деятельности учителя только как хорошего исполнителя заданной роли и создает предпосылки преодоления стереотипизации и формализации всех действий и поступков. Развивающее взаимодействие становится психологическим механизмом творчества.
В реальной педагогической ситуации учитель имеет дело с проявлением социальных, психологических, педагогических и других закономерностей, а также различных их комбинаций. Эти условия деятельности постоянно изменяются. Все это делает педагогическую деятельность принципиально неформализуемой и требует от педагога постоянной ориентировки в системе связей, условий, отражения их иерархии.