СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт работы по теме" «Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель работы: Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт работы по теме" «Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития дошкольников»»



ГУ «Аманкарагайская СШ им. Н. Островского

Отдела образования акимата Аулиекольского района»







Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития дошкольников









Автор опыта

Пряхина Наталья Владимировна

Воспитатель КПП










Село Аманкарагай

2017 г







Директору

ГУ «Аманкарагайская СШ

им. Н. Островского отдела

образования акимата

Аулиекольского района»

Войлошниковой Л.И.






ЗАЯВКА


Прошу внести в районный банк данных актуального педагогического опыта опыт работы Пряхиной Натальи Владимировны воспитателя КПП

ГУ «Аманкарагайская СШ им. Н. Островского отдела образования акимата Аулиекольского района» по теме «Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития дошкольников»



24.04.2017 г. Руководитель РМО

Пряхина Н.В.


















Информационная карта ППО воспитателя

Пряхиной Натальи Владимировны


I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом, e-mail

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Пряхина Наталья Владимировна


ГУ «Аманкарагайская СШ им. Н. Островского отдела

образования акимата

Аулиекольского района»

Аулиекольский район

с. Аманкарагай

ул. Новая 1

e-mail: [email protected]

Воспитатель КПП

14 лет


II. Сущностные характеристики опыта

Характеристики опыта

Содержание

Тема опыта

Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития дошкольников.

Основная идея обобщенного опыта

Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Концепция опыта

Развитие творческих способностей

Методические приемы использованные при обобщении и рекомендуемые для реализации опыта

Анализ, рефлексия своей деятельности, реализация своего опыта

Условия, необходимые для реализации опыта

  • Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов.

  • Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений).

  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

  • Создание и обновление предметно-развивающей среды

Результат опыта

В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

III. Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов) по плану:

Основные противоречия, решаемые в этом опыте;


Первое противоречие  между творчеством и технологией.

Второе противоречие между необходимостью использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников и отсутствие знаний у педагогов применению нетрадиционных техник рисования.

Третье противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания.

Основные компоненты системы работы;

Планирование и построение системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Подбор оборудования и материалов;

Применение методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

Разработка критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в опыте, последовательность их применения и обоснование выбора;

Методы: наглядный, словесный, практический.

Формы:
- разработка конспектов .

-, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. 

Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;


Условия,обеспечивающие наибольшую эффективность;

  • создание физического и психологического пространства для свободного проявления инициативы;

  • создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с изобразительным искусством; развитие интереса к изобразительному искусству;

  • введение игровых элементов и творческих, проблемных задач;

  • развитие наблюдательности; использование наглядности;

  • обучение овладению необходимыми для изображения навыками и умениями; обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной изобразительности;

  • последовательное усложнение изодеятельности, обеспечение перспектив развития детского творчества;

  • применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности.

  • учёт индивидуальных особенности детей.

Необходимые ограничения и запреты (чего нельзя ни в коем случае делать);


Субъектный результат для ученика (качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.)

Формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания.

Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций)

Повышение профессиональной компетенции

Материальные продукты опыта (доклады, рефераты, из опыта работы, учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т.д.)

Разработка проекта «Развитие творческих способностей дошкольника посредством использования нетрадиционных техник изобразительного искусства».

Разработка вариативного компонента

«Мастерская акварельки»

(нетрадиционная техника рисования)


Публикации о представленном опыте


Преимущества этого опыта.

Доступность

IV.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, заинтересованные и внимательные родители

Ф.И.О. экспертов, контакты

Директор ГУ «Аманкарагайская СШ им. Н. Островского отдела

образования акимата

Аулиекольского района»

Руководитель РМО Аулиекольского района



Дата заполнения карты «27» апреля 2017 год



Тема опыта:


«Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития дошкольников»


Сведения об авторе.


Ф.И.О.: Пряхина Наталья Владимировна

Образование: высшее

Название учебного заведения: Костанайский Государственный Педагогический Институт

Специальность по диплому: бакалавр дошкольного обучения и воспитания

Место работы: ГУ «Аманкарагайская СШ им. Н. Островского отдела

образования акимата Аулиекольского района»

Должность: воспитатель класса предшкольной подготовки

Стаж работы в занимаемой должности:: 14 лет

Квалификация: 2 категория




























Содержание





  1. Цель, задачи, условия возникновения и становления опыта.

  2. Актуальность опыта.

  3. Ведущая идея опыта.

  4. Теоретическая база опыта.

  5. Новизна опыта.

  6. Результативность.

  7. Адресная направленность.

  8. Приложение.


































Главная цель опыта:

Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.


Задачи опыта:


  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Условия возникновения и становления опыта.



Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

А проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.


Длительность работы над опытом: 5 лет


Диапазон опыта: Опыт представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.


Противоречия:


Первое противоречие  между творчеством и технологией. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование - это всегда определённая технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план.


Второе противоречие между необходимостью использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников и отсутствие знаний у педагогов применению нетрадиционных техник рисования.


Третье противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. Возможности индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объёма информации и скорости её усвоения. Пути решения этих проблем заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальность каждого ребёнка, его отношение и к знаниям, и к тому, что его окружает.  








Актуальность опыта


Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский


Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.


Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.


Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение их душевной работы. Рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая пред ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.


Что же такое нетрадиционные техники? Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами - не нужны кисти и карандаши. Когда есть ладошки и пальчики, которые слушаются ребёнка гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т.к. фантазия детей даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.

Воспитатель КПП Пряхина Наталья Владимировна


Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребёнок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению техники рисования.


Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.


Процесс рисования несет в себе, также, психотерапевтические элементы. Ни для кого не секрет то, что присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплескиваются переживания и малыш освобождается от них. Всем понятно то, что происходит «графическое реагирование».

При опытной организации занятий с учетом, возрастных и личных особенностей. Рисование может также стать одним из возлюбленных занятий, может стать, устойчивым увлечением не только лишь одаренных, да и практически всех малышей.


Тем самым ребёнок набирается опыта в изо-деятельности.


  • Учится быть оригинальным.

  • Учится использовать средства выразительности.

  • Учиться давать оценку своей и чужой деятельности.

  • Учиться проявлять инициативность, самостоятельность.

  • Развивает особенность, используя умения и способности в применении, разных техник.


Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.


Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.




Ведущая педагогическая идея опыта:


Развитию изобразительной деятельности в дошкольном образовании отводится большая роль. Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период, когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.


Теоретическая база опыта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках

1. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

3. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

Работа по изучению нетрадиционных техник рисования проводится в  соответствии с разработанным мной проектом (Приложение № 1),  перспективным планом по вариативному курсу «Мастерская акварельки» (Приложение № 2), является дополнением к основным занятиям по типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения .



Свою работу строю на следующих принципах:

- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.


Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.


В работе с детьми по рисованию в нетрадиционных техниках реализовывала следующие педагогические условия:


- Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества в процессе рисования нетрадиционными техниками.


- Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом:

проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе рисования, отказ от резкой критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка; поощрение высказывания и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению; учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.





Новизна опыта


Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.



Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.


Адресность опыта


Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

Трудоемкость опыта


Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.


Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:


- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;


- подборе оборудования и материалов;


- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;


- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.


Технология опыта


Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.


В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.


Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.


Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.


Кляксография.


Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.


Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.


Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.


Тычок жесткой полусухой кистью.


Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.


Рисование пальчиками.


Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


Рисование ладошкой.


Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


Скатывание бумаги.


Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.


Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.


Восковые мелки + акварель.


Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.


Свеча + акварель.


Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.


Точечный рисунок.


Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.


Набрызг.


Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.


Отпечатки листьев.


Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.


Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.


Поролоновые рисунки.


Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.


Рисование мелками.


Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.


Метод волшебного рисунка.


Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.



Метод ниткографии.


Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.


Метод монотипии.


Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.


Рисование на мокрой бумаге.


До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.




Рисуем с помощью открыток.


В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.


Учимся делать фон.


Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.


Коллаж.


Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.



Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.


“Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни” (М.М. Пришвин). Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Один из выходов это привить детям любовь к окружающему миру, рисовать с помощью бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками.). Через такие занятия раскрывается и показывается смысл этой идеи – в воспитании у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.


Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.


Результативность опыта


В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.


Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.


Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках рисунков.


В течение пяти лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 35% до 97%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за четыре года составляет 65,5% , со средним уровнем 34,5%.


Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.


Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.


Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Я доказала себе и своим коллегам, что эту потребность можно реализовать и через занятия нетрадиционными техниками именно в дошкольном возрасте.











Используемая литература



Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.

Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.

Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.

Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 2003

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2002

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: Творческий Центр, 2005

Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников. – М.: Творческий Центр, 2010.

Интернет-ресурсы.










Рецензия на педагогический опыт работы воспитателя предшкольного класса ГУ «Аманкарагайская средняя школа им. Н. Островского отдела образования акимата Аулиекольского района»

Пряхиной Натальи Владимировны



Педагогический опыт воспитателя КПП по теме «Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития дошкольников» представлен Пряхиной Натальей Владимировной, воспитатель КПП Аманкарагайской СШ им. Н.Островского отдела образования акимата Аулиекольского района.

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Опыт работы воспитателя КПП Аманкарагайской СШ им. Н.Островского способствует формированию у дошкольников способностей выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Новизна опыта заключается в том что нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Опыт работы имеет практическую направленность и успешно используется воспитателями Аманкарагайской СШ им. Н.Островского в своей работе с целью развивать у детей, фантазии, памяти, эстетического вкуса, познавательных способностей, самостоятельности.

Пряхина Н.В. делится свои опытом с коллегами на заседании ШМО и распространяет идеи опыта на заседаниях РМО.



Вывод: опыт работы воспитателя Пряхиной Натальи Владимировны рекомендовать для внесения в районную базу данных актуального педагогического опыта.


Руководитель РМО Аулиекольского района Пряхина Н.В




ГУ «Аманкарагайская средняя школа им. Н. Островского отдела образования акимата Аулиекольского района»





Проект




«Развитие творческих способностей дошкольника посредством использования нетрадиционных техник изобразительного искусства».

















Составитель:

Пряхина Наталья Владимировна

воспитатель КПП







2016 г.

Актуальность.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений?

  • Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», являются скорее экспериментальными.

  • Во вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах.

Проблема:

  • некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;

  • большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;

  • некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе.





Цель:

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

  • Знакомить детей с художниками, с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

  • Учить детей видеть и понимать красоту природы, окружающих предметов.

  • Формировать умение оценивать созданные изображения.

  • Содействовать знакомству родителей с техниками и стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

  • Развивать творческие способности детей.

  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

  • Воспитывать любовь к природе, к животному миру.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования и аппликации;

  • владение детками простейшими техническими приемами работы с различными материалами;

  • умение воспитанников самостоятельно применять различные техники;

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники изобразительной деятельности;

  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе с использованием различных способов и приемов, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Предмет изучения: нетрадиционные техники.

Гипотеза: если использовать нетрадиционные техники в изобразительной деятельности, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности.

Участники проекта: дети КПП, воспитатель, родители.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь-май)

Организация взаимодействия с детьми реализуется через:

  • Образовательную деятельность по ИЗО с интеграцией образовательных областей;

  • Творческую «Мастерскую акварельки»

  • Индивидуальную работу;

  • Выставки детских работ и родителей.

Основными условиями реализации проекта являются:

  • Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов.

  • Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений).

  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

  • Создание и обновление предметно-развивающей среды.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1.Подбор методической литературы по теме проекта.

2. Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей.

3. Обеспечение предметно-развивающей среды.

4.Участие детей в творческих конкурсах на разных уровнях.

Реализация проекта

1 ЭТАП Подготовительный создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.

  • Выбор темы проекта, изучение методической литературы, посетить интернет сайты.

  • Проанализировать многообразие нетрадиционных техник по изодеятельности.

  • Выявить уровень развития творческих способностей детей, разработать тематический план занятий по теме проекта.

2 ЭТАП Основной апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия,  дидактические и развивающие игры («Радуга», «Черное – белое», «Волшебный круг» и др.), эксперименты с красками («Подкрасим воду», «Кто больше получит оттенков», «Разноцветные льдинки»)

в течении учебного года

2. Диагностика с целью выявления уровня развития развитие художественных способностей детей

3 раза в год (октябрь, ноябрь, май)

3. Посещение детьми выставок картин внутри детского сада.

в течении учебного года

4. Чтение художественной литературы, загадок

1-2 раза в неделю

5. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

в течении учебного года

6. Продуктивная деятельность детей.

в течении учебного года

7. Участие в выставках детского творчества.

в течении учебного года

8. Организация выставки в классе.

1 раз в месяц

9. Оформление альбома детских рисунков «Волшебные рисунки»

май

2. Сотрудничество с родителями

1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в классе.

в течении учебного года

2. Анкетирование родителей.

1 раз в год

3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДЦ.

в течении учебного года

4.Оформление фотоальбома «Волшебные рисунки»

в течении учебного года

6. Участие в викторинах и конкурсах.

в течении учебного года

3. Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

в течении реализации проекта

2. Подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника.

  апрель

3. Картотека нетрадиционных способов рисования.

 май

4. Подборка игр с рисунками для детей.

 май

5. Конспекты игр-занятий.

в течении реализации проекта

6. Сценарии развлечений

в течении реализации проекта

7. Консультационный материал для педагогов

 в течении реализации проекта

8. Консультационный материал для родителей

 в течении реализации проекта

9. Обобщение и распространение наработанного материала

 в течении реализации проекта



3.ЭТАП Обобщающий - распространение и внедрение опыта в практику других дошкольных учреждений







  1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С  этой   целью   в  ДЦ оформлен уголок творчества для  организации занятий  по изобразительной деятельности. Собраны образцы народно –  прикладного   искусства, репродукции картин русских  и  зарубежных художников, TV-аппаратура, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры малых форм. Столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Помещение украшено предметами детского творчества.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная,  картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки,  трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон. 

   

2.Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. 

Цель – развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

        Задачи:

      1.  Познакомить   детей  с  нетрадиционной изобразительной  техникой:  рисование        пальчиками, ладошкой,  размывание     краски     пальцем, тычкованием,    оттиска печатками, свечой, монотипией, кляксографией,   граттаж,   набрызг, ниткографией  и     др.).

      2. Способствовать развитию умения комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях, использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон.

     3. Развивать     у     детей      наблюдательность,      умение  видеть характерные   эстетические   признаки     окружающих     объектов.

       4. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.

       5. Развивать   познавательные   и   творческие     способности      детей.

Система работы проекта

Работа с педагогами:

 Консультации:

1. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

2. «Увлекательное рисование»

Работа с родителями:

Консультации:

1.«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии

креативности детей»

2.«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию»

Совместная деятельность родителей и детей

1. Открытые занятия:

1. «Рисуем дружно»

2. «Белая береза в инее стоит»

2. Развлечение  по изобразительной деятельности

«Путешествие в страну  «Рисованию»

3. Выставки рисунков и конкурсы:

1. «Осторожно - огонь!»

2. «Волшебная шкатулка»

3.  «Времена года»

4.  Выставка работ семейного творчества

Прогнозируемый  результат проектной деятельности:

для педагогов:

  • повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

  • удовлетворенность работой;

  • систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

для детей:

  • развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

  • совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке;

  • умение самостоятельно искать нужное решение;

  • способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

  • способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

  • навыки коммуникативного общения;

для родителей:

  • осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

  • бережное отношение к продуктам детского творчества;

  • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации проекта

Диагностика на начало реализации проекта проводилась через диагностические занятия.

Показатели уровня художественных способностей выявлялись по следующим параметрам:

  1. Самостоятельный выбор замысла рисунка.

  2. Умение передавать выразительность образа, используя нетрадиционные приемы рисования.

  3. Выбор техники рисунка.

  4. Умение передавать необычность, оригинальность образа.

        

Результаты диагностики художественных способностей детей

 Начало проекта

        

Замысел рисунка -15%

Выразительность образа -20%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -20%

Оригинальность рисунка -15%

        Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в  разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка». Следует вести целенаправленную, углубленную работу по развитию творческого воображения и способов его реализации: через дидактические игры на развитие воображения, занятия по рисованию.

                                                   Середина проекта

Замысел рисунка -25%

Выразительность образа -30%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -30%

Оригинальность рисунка -30%      

     Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков  в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.

      Подводя итоги проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.



В планах на следующий год:

1. На занятиях с детьми:

  • Разнообразить и усложнить техники нетрадиционного рисования на занятиях;

  • Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;

  • Ввести ранее не используемый материал для рисования;

  • Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;

  • Использовать занятия на улице;

  • Принимать участие в различных районных и городских  конкурсах.

2. В работе с родителями:

  • Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы.

  • Организовывать различные выставки работ, выполненных с детьми в домашних условиях;

  • Продолжать пополнять альбом «Волшебные рисунки».

3. В работе с педагогами:

  • Запланировать выступления на РМО с методическими рекомендациями для использования элементов нетрадиционного рисования в совместных занятиях с детьми по развитию их творческих способностей.

  1. Заниматься самообразованием:

  • Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая     свои способности рисовать, используя незнакомые виды нетрадиционного рисования и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.




Список литературы

1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.«Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2015

3. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Р.Г.Казакова,  «Творческий центр» М.,2015







Диагностика уровня художественных способностей детей

Ф.И. ребёнка

Замысел рисунка

Выразительность образа

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов

Оригинальность рисунка


























высокий уровень (справляется самостоятельно)

средний уровень  (справляется под руководством педагога)

низкий уровень (не справляется)

        

Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  Рисунки , выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

В своей работе использую следующую диагностику

Тема исследования: «Развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».

Целью исследовательской работы  является:

-изучение механизмов  формирования и развития  художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

-выявления уровня художественного развития в изобразительной деятельности

Методы исследовательской работы:

-наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

-эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

-диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

-анализ продуктов деятельности– один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

Задачи исследовательской работы:

- проведение исследовательской работы по выявлению художественно-творческих  способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;

- разработка путей развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными техниками;

- апробирование инновационных техник в живописи для развития художественно-творческих  способностей старшего дошкольного возраста.

 Подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками.

Основные направления изучения художественно-творческих способностей:

-способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

-способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

- способность рационально применять различные нетрадиционные  техники

и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи  является  способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных  техник живописи.

Исследовательская работа состоит из трех этапов:

1)констатирующий;

2) формирующий;

3) итоговый.        

Методы оценки результативности работы:

Количественный анализ:

посещаемость; статические данные; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.















Фотоотчет































































































































































































































































































































ГУ « Аманкарагайская средняя школа им. Н. Островского

Отдела образования Аулиекольского района








Вариативный компонент



Мастерская акварельки

(нетрадиционная техника рисования)



Воспитатель: Пряхина Н.В.


























2015-2016 г.



Пояснительная записка.


Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для вариативной части, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.


Актуальность:

Занятия позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель:

Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Программа разработана для детей 6-7 лет. Рассчитана на 1 учебный год. Включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 30 минут.


Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.


Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования..

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;




Вариативный компонент составлен с учетом обеспечивания интеграции всех образовательных областей:


Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;



Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • оттиск печатками из овощей;

  • тычок жесткой кистью;

  • оттиск печатками из ластика;

  • оттиск поролоном;

  • восковые мелки и акварель;

  • свеча и акварель;

  • отпечатки листьев;

  • рисунки из ладошек;

  • волшебные веревочки;

  • кляксография;

  • монотопия;

  • печть по трафарету.


  • Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.


  • Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.





Материал:

  • акварельные краски, гуашь;

  • восковые и масляные мелки, свеча;

  • ватные палочки;

  • поролоновые печатки;

  • коктельные трубочки;

  • палочки или старые стержни для процарапывания;

  • матерчатые салфетки;

  • стаканы для воды;

  • подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

  • Практические – упражнения, игр методы,

  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.

  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

  • Тематические выставки в ДЦ.

  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

  • Оформление эстетической развивающей среды в группе. и т.д.

Показатели прохождения рабочей программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.

  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

  • Учатся рисовать различными материалами.

  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).

  • Развивать навыки по составлению сюжетов.

  • Дети учатся цветоведенью.

  • Экспериментируют.

  • Развивается связная речь.

  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Формы работы.

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Способы проверки:

- диагностические задания;

- выставки детских работ

Преемственность:

  • сформировать умения и навыки,

  • развивать личностные качества.


Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие вариативный компонент, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.























Перспективный план вариативного компонента «Мастерская акварелька»


Тема

Количество организованной учебной дея-ти

Дата

1

Чудо-дерево

1


2

Овощной суп

1


3

Королева осень

1


4

Моя семья

1


5

Листопад. Нарядные деревья

1


6

Краски осени

1


7

Легковой автомобиль

1


8

Любимая игрушка

1


9

Дождливая осенняя погода

1


10

В гостях у сказки

1


11

Наши зимние забавы

1


12

Пришла зима

1


13

Птичка синичка

1


14

Новогодняя ёлка

1


15

Новогодние открытки

1


16

Серпантин

1


17

Зимние узоры

1


18

Дремлет лес под сказку сна

1


19

Белая берёза

1


20

Моё любимое домашнее животное

1


21

Поздравляем наших мам

1


22

По дорожке красоты

1


23

Ваза с цветами

1


24

Весенние дерево

1


25

Космический пейзаж

1


26

Подводный мир

1


27

Синяя птица

1


28

Мои подарки

1


29

Мой сад

1


30

Деревья смотрят в озеро

1


31

Ветка японской сакуры

1


32

Одуванчик-волшебное чудо











ПРИЁМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.























Литература:

Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.



























61