СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "В гостях у сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта. Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.  

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "В гостях у сказки"»

МБДОУ ЦРР-ДС № 29 «Стриж»














Педагогический проект

«В гостях у сказки»



Автор: воспитатель Злыгина И.А.





















Смоленск

Актуальность проекта

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.

Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках.

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.

Итак, ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Теоретическое обоснование проекта.

Дошкольное детство -  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.  

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.                                                                                                

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые  и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.

Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.

Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Ещё не научившись читать, каждый ребёнок узнаёт, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы. Наш проект посвящён сказкам. В нём мы приглашаем детей отправиться в увлекательное путешествие по страницам сказок. Приглашаем в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звёзд и светил. Сказки сопутствуют народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Образные, яркие выражения, сравнения, "сказочные" языковые средства способствуют развитию выразительной речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

 Данный проект является среднесрочным и рассчитан полгода, предназначен для детей среднего дошкольного возраста.  

  Наравне с детьми участниками проекта являются и их родители, которые получают возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.

Концептуальные идеи проекта

- развитие ребёнка через организацию разных видов деятельности, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (сказками) и развития речи, основанной на сотрудничестве взрослого и детей, мотивации и предполагающую использование интерактивных форм работы и видов деятельности, адекватных возрасту (акции, выпуск плакатов);

- формирование основ ценностного отношения ребёнка к окружающему миру посредством знакомства со сказками и анализа поступков персонажей; воспитание дошкольников на народных традициях и обычаях, формирование интереса к народной культуре ( устное народное творчество, традиции) и осознание себя как носителя этой культуры;

- развитие индивидуальных и возрастных возможностей, потребностей и интересов ребёнка (доступность содержания, выбор форм и приёмов), направленность на формирование развития личности, предполагающей признание ребёнка главной действующей фигурой, признание его субъективного опыта, отношение как к равноправному участнику интересной для него деятельности;

- комплексно-тематический принцип планирования, обеспечивающий социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов деятельности в ходе подготовки мероприятий.




Принципы реализации основных концептуальных идей:

 Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

 Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

 Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

 Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

 Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

 Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

 Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

 Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

 Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

 Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

 Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

 Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо. 





Цели проекта:

- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с народным творчеством, фольклором;

- введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих развитию познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

- развитие устойчивого интереса к устному народному творчеству (сказкам) как к произведениям искусства;

- создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей;

- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

Дети:

- продолжать знакомить детей со сказками, расширять представления о них;

- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

-воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей.

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

- развивать артистические способности;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Родители:

- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Используемые методы: беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации и др.

Предварительная работа:

- тематическое оформление групповой комнаты;

- дополнение уголков в групповой комнате (книжный уголок, театральный уголок, уголок творчества, уголок настольных игр, экологический уголок и др.) новыми материалами;

- чтение литературных произведений; выбор сказок и подготовка выразительного рассказывания;

- подбор демонстрационного (иллюстративного) материала (сборники сказок, репродукции картин, рисунки, театр «Би-ба-бо» и т.д.);

- рисование совместно с родителями, педагогами ДОУ героев любимых сказок.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 г. – март 2015 г.

Планируемый результат:

- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- развитие интереса к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Руководитель проекта: Бутнарь И.А. – учитель высшей квалификационной категории.


Рабочая группа (реализаторы) проекта: педагоги ДОУ, воспитатели, родители, дети.

Этапы проектной деятельности

  1. Этап - Подготовительный (разработка проекта)

Цель: разработка плана реализации проекта.

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

определение проблемы;

сентябрь

Учитель, воспитатели

2.

постановка цели, задач;

сентябрь

Учитель, воспитатели

3.

сбор информации, литературы, дополнительного материала.

сентябрь

Учитель, воспитатели

4.

составление перспективного плана работы.

сентябрь

Учитель, воспитатели

II. Этап – Основной (практический)

Цель: реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

План реализации проекта

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

  1. Работа с детьми

1.

«В гости к дедушке Корнею» (игра-путешествие по знакомым сказкам)

октябрь

воспитатели, учитель

2.

«В гостях у бабушки Загадушки» (отгадывание загадок о сказках, сказочных персонажах и др.)

октябрь

воспитатели, учитель

3.

«Лесная сказка» (беседа о диких животных, их повадках, сказочных образах).

октябрь

воспитатели, учитель

4.

«Сказку вспомнить нужно» (Отгадывание и называние сказок по иллюстрациям, небольшим отрывкам и т.д.; индивидуальное и коллективное продолжение сказки)

октябрь

воспитатели, учитель

5.

Чтение сказок

в течение реализации проекта

воспитатели, учитель

6.

Беседы о прочитанных сказках, рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам

в течение реализации проекта

воспитатели, учитель

7.

Просмотр мультфильмов (экранизаций) сказок

в течение реализации проекта

воспитатели, учитель

8.

Показ кукольного театра по сказке «Жихарка»

ноябрь

воспитатели, учитель, муз.рук-ль

9.

Игра-драматизация по сказке «Три поросенка»

ноябрь

воспитатели, учитель, муз.рук-ль

10.

Аппликация «Дом для поросят»

ноябрь

воспитатели, учитель, педагог доп. образования (ИЗО)

11.

Прослушивание сказок в аудиозаписи

в течение реализации проекта

воспитатели, учитель

12.

Включение дидактических игр в режимные моменты («Сказочное лото», «Сказочная викторина», «Назови сказку», «Герой заблудился» и др.)

ноябрь

воспитатели, учитель

13.

Настольный театр «Волк и семеро козлят»

декабрь

воспитатели, учитель

14.

«Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя»

декабрь

воспитатели, учитель

15.

Театрализация сказки «Красная шапочка»

январь

воспитатели, учитель, муз.рук-ль

16.

Спортивное развлечение «Сказочное путешествие в страну здоровья»

январь

воспитатели, учитель, инструктор ФИЗО

17.

Оформление фотовыставки «Поляна сказок»

февраль

воспитатели, учитель

18.

Выставка творческих работ

февраль

воспитатели, учитель

19.

Игра-драматизация «Поляна сказок» (сказки на новый лад).

март

воспитатели, учитель

20.

Разучивание песен и танцев к развлечению «В гостях у сказки»

март

воспитатели, учитель, муз.рук-ль

21.

Развлечение «В гостях у сказки»

март

воспитатели, учитель,муз.рук-ль


  1. Работа с родителями

1.

Познакомить родителей с планом проведения работы по проекту

(План по реализации проекта).

сентябрь

воспитатели, учитель

2.

Родительское собрание «Воспитание будущего читателя»

(Собрание родителей – круглый стол).

октябрь

воспитатели, учитель

3.

Консультации для родителей,

«Значение сказок в жизни ребенка», индивидуальные беседы

«Что и как читать ребенку дома»

октябрь

воспитатели, учитель

4.

Информационные стенды-передвижки:

«Учите вместе с нами»

«Что мы сегодня читали»

октябрь

воспитатели, учитель

5.

Привлечь родителей к изготовлению ширмы для театра

ноябрь

воспитатели, учитель

6.

Изготовление книжек-малышек, старые сказки на новый лад (словотворчество совместно с детьми)

ноябрь

воспитатели, учитель

7.

Семейный проект «Три поросенка», изготовление домика для сказочных животных

ноябрь

воспитатели, учитель

8.

Пополнение развивающей среды настольными играми по сказкам

декабрь

воспитатели, учитель

9.

Сценарий группового праздника -«Новогоднее сказочное приключение»

декабрь

воспитатели, учитель

10.

Акция «Подари книгу»

январь

воспитатели, учитель

11.

Оформление книжек-сказок с фотоиллюстрациями детей


Семейный проект «По сказочным тропинкам» с использованием бросового и природного материала

февраль

воспитатели, учитель

12.

Выставка совместных творческих работ и родителей «Сказка в гости к нам пришла

март

воспитатели, учитель, родительский комитет

13.

Организация праздника «В гостях у сказки»

март

воспитатели, учитель

14.

Презентация книжного уголка

март

воспитатели, учитель


  1. Этап – Заключительный (контрольно-оценочный).

Цель: анализ и подведение итогов работы по реализации проекта.

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

Оформление фотовыставки «Поляна сказок», выставки творческих работ (совместно с родителями и педагогами ДОУ) «По дорогам сказок».

Февраль-март

Воспитатели, учитель, педагог доп.образования

2.

Презентация проекта.

март

Воспитатели, учитель

3.

Развлечение «В гостях у сказки».

март

Воспитатели, учитель, муз.рук-ль

4.

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата (мониторинг).

март

Воспитатели, учитель

5.

Обобщение результатов работы.

марь

Воспитатели, учитель


Результат реализации проекта:

- в результате проекта дети познакомились с народным творчеством (сказками);

- дети научились узнавать сказки по иллюстрациям, отрывкам и т.д.;

- были организованы тематические выставки;

- детьми совместно с родителями и педагогами ДОУ были созданы творческие работы по прочитанным произведениям;

- родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению, методическими рекомендациями по развитию речи детей посредством знакомства со сказками;

- совместно с детской библиотекой было организовано развлечение «В гостях у сказки».

Мониторинг проекта (по достижению целей проекта).

Перед началом проектной деятельности был проведен мониторинг образовательной области «Чтение художественной литературы и развитие речи» в экспериментальной группе – средняя группа № 1 и в контрольной группе – средняя группа № 3.

Показатели достижений детей по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в средней группе на начало проектной деятельности


Достижения (чем овладевают дети)



Показатели достижений детей

Знакомство (повторение) с русскими народными сказками: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и лиса» (узнавание сказок и пересказ эпизодов).

В процессе разыгрывания сказки взрослым (настольный, кукольный театр) узнают сказку и могут пересказать ее небольшой эпизод.

Подбор заместителей к персонажам сказки и ее разыгрывание.


Самостоятельно выбирают заместители персонажей сказки и разыгрывают ее по ходу рассказывания взрослым.

Подготовка игровой площадки для проведения игры-драматизации.


Размещают условные заместители персонажей и декораций на игровой площадке, соблюдая пространственно-временные отношения (при этом каждый ребенок раскладывает один заместитель).

Использование элементов символизации для выражения своего эмоционального отношения к персонажу.

Используют цвет для обозначения своего отношения к персонажам сказки.


Высокий уровень – ребенок самостоятельно называет 2-3 произведения, пересказывает самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказку или рассказывает стихотворение; может не выговаривать четко только 1-2 звука, у ребенка имеется самостоятельная фразовая речь, достаточно богатый словарь; подбирает предметы к заданному заместителю на основании какого-либо признака; использует цветовую символику для выражения положительного или отрицательного отношения к героям сказки; самостоятельно распределяют все заместители, правильно и уверенно показывает их по ходу рассказывания сказки взрослым; правильно и самостоятельно размечает игровую площадку; замечает практически все ошибки в спектакле (все, о которых его спрашивают) и который самостоятельно может рассказать небольшой эпизод или дать развернутый ответ на вопрос педагога; самостоятельно придумывает окончание истории хотя бы из 2-3 предложений.

Средний уровень – ребенок называет хотя бы 1-2 произведения с помощью взрослого, но не пересказывает сказку и не читает стихотворение; у ребенка могут быть дефекты в звукопроизношении, но уже имеется фразовая речь, может строить предложения с помощью взрослого; дает 2-3 ответа на подбор заместителей к какому-либо признаку, чаще всего с помощью вспомогательных вопросов взрослого; при распределении заместителей ребенок делает немногочисленные ошибки, которые, после наводящих вопросов, может исправить; по ходу рассказывания взрослым ребенок колеблется в выборе заместителей, но при помощи взрослого приходит к правильному выполнению заданий; не всегда правильно размечает игровую площадку для игры-драматизации; замечает 1-2 ошибки в показанном эпизоде сказки; с помощью вопросов взрослого придумывает собственное завершение истории хотя бы из 1-2 предложений; невнятно и нечетко произносит характерные звукосочетания персонажа.

Низкий уровень – ребенок не может даже с помощью взрослого назвать ни одного литературного произведения; не владеет действием замещения персонажей сказки; не может подобрать предмет к признаку (цветному кружку), либо отказывается отвечать или повторяет ответы других детей; не может назвать персонажей – жителей белого и черного домов; допускает много ошибок при распределении заместителей, помощь взрослого не приводит к улучшению выполнения задания; не соотносит цвет заместителей и их размер с особенностями персонажей; не может разместить игровое пространство с учетом пространственно-временных отношений; в игровом спектакле не замечает ни одной ошибки, не рассказывает, что происходит, только односложно отвечает на вопросы педагога; не может даже с помощью взрослого придумать окончание истории, состоящего хотя бы из одного предложения.

Материал для проведения мониторинга по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в средней группе:

- Куклы из настольного и кукольного театров, игрушки – персонажи сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и лиса» и т.д.

- Два больших кружка: красный и оранжевый. Картинки с изображениями предметов красного (пожарная машина, помидор, клубника, яблоко и др.) и оранжевого (морковь, лиса, белка, апельсин и др.) цветов. Маленькие кружки красного и оранжевого цветов (по 5-6 каждого цвета). Игрушечный бельчонок. Два вырезанных из бумаги дома (черный и белый) высотой 20-30 см.

- Текст сказки «Волк и семеро козлят». У каждого ребенка – набор бумажных кружков – по 1 большому белому (коза), 1 большому серому (волк), 1 большому красному (кузнец) и по 7 маленьких белых (козлята) кружков. Два домика.

- Текст сказки «Колобок». Условные заместители персонажей сказки: желтый кружок (Колобок), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса). Вырезанный из бумаги домик. Атрибуты костюмов (шапочки) для персонажей сказки.

- Наборы кукол для спектаклей «Репка», «Колобок», «Три медведя» (могут быть наборы для настольного театра). Игрушки: бельчонок, лягушка, черепаха, матрешка, кошка. Тексты загадок про лягушку, кошку, черепаху, матрешку.

В результате чего были выявлены следующие результаты:

В средней группе № 1 (экспериментальной) было продиагностировано 28 детей, из них высокий уровень имело 9 детей, что составило 32%, средний уровень – 14 детей, что составило 50%, низкий – 5 детей – 18%.

В средней группе № 3 (контрольной) было продиагностировано 29 детей, из них высокий уровень имело 7 детей, что составило 24%, средний – 16 детей – 55%, низкий – 6 детей - 21 %.

На заключительном этапе реализации проекта также был проведен мониторинг.

Показатели достижений детей по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в средней группе на заключительном этапе проекта


Достижения (чем овладевают дети)



Показатели достижений детей

Знакомство со сказками: «Теремок», «Рукавичка», «Три поросенка», «У солнышка в гостях», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и др. (узнавание сказок и пересказ эпизодов).

В процессе разыгрывания сказки взрослым (настольный, кукольный театр), просмотре иллюстраций, прослушивании небольших отрывков и др. узнают сказку и могут пересказать ее небольшой эпизод.

Подбор заместителей к персонажам сказки и ее разыгрывание.

Самостоятельно выбирают заместители персонажей сказки и разыгрывают ее по ходу рассказывания взрослым.

Подготовка игровой площадки для проведения игры-драматизации.


Размещают условные заместители персонажей и декораций на игровой площадке, соблюдая пространственно-временные отношения (при этом каждый ребенок раскладывает один заместитель), распределяют роли и следуют сюжету сказки при ее разыгрывании.

Использование элементов символизации для выражения своего эмоционального отношения к персонажу.

Используют цвет, пентаграммы, выразительные движения, мимику для обозначения своего отношения к персонажам сказки.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно называет 4-6 произведений, пересказывает самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказку или рассказывает стихотворение; может не выговаривать четко только 1-2 звука, у ребенка имеется самостоятельная фразовая речь, достаточно богатый словарь; подбирает предметы к заданному заместителю на основании какого-либо признака; использует цветовую символику для выражения положительного или отрицательного отношения к героям сказки; самостоятельно распределяют все заместители, правильно и уверенно показывает их по ходу рассказывания сказки взрослым; правильно и самостоятельно размечает игровую площадку; замечает практически все ошибки в спектакле (все, о которых его спрашивают) и который самостоятельно может рассказать небольшой эпизод или дать развернутый ответ на вопрос педагога; самостоятельно придумывает окончание истории хотя бы из 4-6 предложений.

Средний уровень – ребенок называет хотя бы 2-4 произведения с помощью взрослого, но не пересказывает сказку и не читает стихотворение; у ребенка могут быть дефекты в звукопроизношении, но уже имеется фразовая речь, может строить предложения с помощью взрослого; дает 3-4 ответа на подбор заместителей к какому-либо признаку, чаще всего с помощью вспомогательных вопросов взрослого; при распределении заместителей ребенок делает немногочисленные ошибки, которые, после наводящих вопросов, может исправить; по ходу рассказывания взрослым ребенок колеблется в выборе заместителей, но при помощи взрослого приходит к правильному выполнению заданий; не всегда правильно размечает игровую площадку для игры-драматизации; замечает 2-3 ошибки в показанном эпизоде сказки; с помощью вопросов взрослого придумывает собственное завершение истории хотя бы из 2-3 предложений; невнятно и нечетко произносит характерные звукосочетания персонажа.

Низкий уровень – ребенок не может даже с помощью взрослого назвать ни одного литературного произведения; не владеет действием замещения персонажей сказки; не может подобрать предмет к признаку (цветному кружку), либо отказывается отвечать или повторяет ответы других детей; не может назвать персонажей – жителей белого и черного домов; допускает много ошибок при распределении заместителей, помощь взрослого не приводит к улучшению выполнения задания; не соотносит цвет заместителей и их размер с особенностями персонажей; не может разместить игровое пространство с учетом пространственно-временных отношений; в игровом спектакле не замечает ни одной ошибки, не рассказывает, что происходит, только односложно отвечает на вопросы педагога; не может даже с помощью взрослого придумать окончание истории, состоящего хотя бы из одного предложения.

Материал для проведения мониторинга по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в средней группе на заключительном этапе проекта:

- Куклы из настольного и кукольного театров, игрушки – персонажи сказок «Теремок», «Рукавичка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», и т.д.

- Два больших кружка: красный и оранжевый. Картинки с изображениями предметов красного (пожарная машина, помидор, клубника, яблоко и др.) и оранжевого (морковь, лиса, белка, апельсин и др.) цветов. Маленькие кружки красного и оранжевого цветов (по 5-6 каждого цвета). Игрушечный бельчонок. Два вырезанных из бумаги дома (черный и белый) высотой 20-30 см, кружки разных цветов и разного размера, настольный театр, театр бибабо, пальчиковый театр и т.д.

- Текст сказки «Волк и семеро козлят». У каждого ребенка – набор бумажных кружков – по 1 большому белому (коза), 1 большому серому (волк), 1 большому красному (кузнец) и по 7 маленьких белых (козлята) кружков. Два домика.

- Тексты других сказок. Условные заместители персонажей сказок. Атрибуты костюмов для персонажей сказок.

- Наборы кукол для спектаклей «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка» и т.д. (могут быть наборы для настольного театра). Игрушки: бельчонок, лягушка, черепаха, матрешка, кошка. Тексты загадок про героев сказок.

В результате проведенного мониторинга были выявлены следующие результаты:

В средней группе № 1 (экспериментальной) было продиагностировано 2 детей, из них высокий уровень стало иметь 18 детей, что составило 62%, средний уровень – 11 детей, что составило 38%, низкий – 0 детей – 0%.

В средней группе № 3 (контрольной) было продиагностировано 30 детей, из них высокий уровень стало иметь 11 детей, что составило 37%, средний – 17 детей – 56%, низкий – 2 ребенка - 7 %.

Анализируя результаты мониторинга экспериментальной (участник проекта) и контрольной групп, можно сделать вывод о том, что работа по реализации проекта принесла видимые результаты развития детей в области ознакомления детей с художественной литературой и развития речи дошкольников: дети научились быстро узнавать и называть знакомые сказки; пересказывать сказки и небольшие эпизоды; подбирать заместители к персонажам сказки и разыгрывать ее; подготавливать игровую площадку для проведения игры-драматизации; использовать элементы символизации для выражения своего эмоционального отношения к персонажу.


Заключение.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе реализации проекта способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённый проект подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.













Используемая литература:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М: 2001. – 256 с.

  2. Белопольская Н.Л. Экспериментальное изучение учебных и игровых мотивов деятельности в целях диагностики развития речи у детей дошкольного возраста// Вопросы диагностики психического развития. – Таллин, 1994. – 184 с.

  3. Анастази А. Психологическое тестирование развития речи дошкольников. Книга 2. – М.: Просвещение, 2006. – 220 с.

  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1998. – 254 с.

  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж, 1995. – 240 с.

  6. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. – М., 2010. – 256 с.

  7. Венгер Л.А., Программа «Развитие» (для средней группы детского сада) – М: Знание, 1994. – 192 с.

  8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. №6.

  9. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982. – 580 с.

  10. Гуткина Н.И. Зона ближайшего развития и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения.– М., 1999. – 198 с.

  11. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А .Венгера и В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1998. – 340 с.

  12. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей дошкольного возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. – М.: Просвещение, 2011. – 260 с.

  13. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. – М.: Просвещение, 1999. – 160 с.

  14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Просвещение, 1986.

  15. Лунге А., Тувикене Т. О влиянии среды на эмоциональное развитие ребенка. – Таллин, 1995. – 320 с.

  16. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М: Просвещение. 1975 г. - 239 с.

  17. Мыттус X. Роль семьи в развитии дошкольника. – Таллин, 2007. – 120 с.

  18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М: Тривола, 1995. – 360 с.

  19. Поливанова К. Н. Развитие личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 2000. – 210 с.

  20. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М.: Просвещение, 1985. – 270 с.

  21. Ульенкова У.В. К вопросу о генезисе самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста // Ученые записки Горьковского государственного пединститута им. М. Горького. – 1998. Вып.89.

  22. Ульенкова У.В. Об особенностях умозаключающего мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1978. № 5.

  23. Урунтаева Р.А. Дошкольная психология. – М.: Просвещение, 2004. – 540 с.

13