Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеминская средняя общеобразовательная школа»
Методический семинар
« Развитие познавательной активности через приемы создания проблемной ситуации на уроках математики »
Ховалыг Херелмаа Дээк-Могеевна,
учителя математики и информатики
Разрешите представиться
Ховалыг Херелмаа Дээк-Могеевна, учитель математики и информатики, МБОУ «Шемиинская средняя общеобразовательная школа».
Окончила Тувинский государственный университет, физико-математический факультет, 2014 г.
Стаж работы в данном образовательном учреждении: 2 года.
Мой девиз : «Ум, хорошо устроенный, дороже ума, хорошо наполненного» (М. Монтень )
Мое педагогическое кредо: «Имей мужество пользоваться собственным умом» (И. Кант)
Цель и задачи методического семинара
Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития мышления на уроках математики для формирования
познавательной деятельности обучающихся;
создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.
Задачи:
- Раскрыть сущность технологии развития проблемного обучения.
- Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие самостоятельного мышления обучающихся.
- Показать результативность использования приёмов технологии проблемного для формирования познавательной деятельности обучающихся.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В качестве результата образования в настоящее время задается не объем предметных знаний, а новообразования в личности обучающегося. Данные новообразования касаются как всех проявлений психики ребенка (познавательной, эмоциональной и волевой сферы), так и его личностных качеств. Обращение к личности ребенка, как результату деятельности вызвано, в частности, идеей современного образования - «учение через всю жизнь». Способность к самообразованию в большей мере обеспечивается учебной самостоятельностью ребенка.
Одной из ведущих идей «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» является предоставление каждому обучающемуся возможности достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе. Одним из способов реализации данной идеи вижу проблемное обучение. При таком обучении ребенок сам определяет для себя круг задач, в решении которых он может быть успешен.
Теория проблемного, развивающего обучения – новая дидактическая система, современной дидактики. Развивающим обучение, т.е. ведущим к общему и специальному развитию, можно считать только обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.
В практике работы приходится сталкиваться с тем, что дети успешно справляющиеся с различными видами работ под руководством учителя, пасуют в ситуациях, связанных с самостоятельным принятием решения.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЙ (ПРИЧИН), КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ.
Актуальными являются уроки, которые учитель проводит в соответствии с современными стандартами образования. В настоящее время перед педагогами школ и мной лично стоит важнейшая проблема, как сделать процесс обучения еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Какие выбрать формы и методы обучения, чтобы педагог утратил центральную роль, стал организатором образовательного процесса, чтобы дети на таких занятиях взаимодействовали друг с другом, а педагог о том, чтобы усилия их были направлены на положительный результат. В практику педагогического процесса такие методы обучения вошли под названием «проблемные методы обучения», под которыми обычно понимается система методов, требующих от учащихся каких-либо творческих поисковых усилий, а не чисто механической учебной работы.
Имеется практическая необходимость в обеспечении условий развития познавательной активности обучающихся не только в рамках урока, но и в рамках позволяющей развивать самостоятельность и организовывать обучение по уровням самостоятельности
Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения обучающимися понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Актуальность темы
- Спад интереса обучающихся к изучаемому предмету;
- осознание необходимости формирования познавательных интересов обучающихся;
- поиск методических средств и приемов, располагающих к совместной деятельности учителя и обучающихся по овладению предметом, повышению качества математического образования;
- рассмотрение возможности использования проблемного обучения, как метода развития мотивации и познавательной активности обучающихся и, как следствие –повышение качества образования;
- формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
ВЫВОДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проведенный анализ педагогической литературы показал, что проблемное обучение можно применять на уроках различного типа и позволил выделить внутреннюю часть структуры проблемного урока, которая состоит из следующих этапов:
• возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
• выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
• доказательство гипотезы;
• проверка правильности решения проблемы.
Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы, проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, конструкторско-изобретательную, частично-поисковую, художественную учебно-познавательную деятельность учащегося или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ репродуктивного и творческого характера или при изложении учебного материала учителем. Проблемные вопросы, задачи, задания являются наиболее универсальными и эффективными формами выражения проблем. Однако проблемная ситуация может быть создана учителем преднамеренно, без постановки вопроса или задания, а может возникнуть по логике изложения учебного материала.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Структура проблемного урока,
позволяющего активизировать
познавательную деятельность ученика:
• возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
Учитель знакомит с общей идеей (проблемой) урока.
Ученики выдвигают гипотезы, идеи
• выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
Ученики проводят исследование собирают информацию для своих гипотез.
Подтверждают или опровергают гипотезы.
• доказательство гипотезы;
Сообщают свою информацию систематизируют материал
• проверка правильности решения проблемы.
Подводят итоги, планируют дальнейшую работу.
(в обучении этот метод – лучший, по мнению психологов)
Для примера рассмотрим виды следующих составленных проблемных ситуаций:
1. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
Тема: Сумма углов треугольника (7 класс)
Учитель читает условие задачи, ученики анализируют его и выявляют ошибки, тем самым мы можем проверить учеников на внимательность. В данных задачах следует вспомнить теорему о сумме углов треугольника, полагаясь на данную теорему, мы придем к выводу, что не все условия задач поставлены корректно, тем самым некоторые треугольники не существуют.
Задача 1.1.Построить треугольник по трем заданным углам.
Задача 1.2.Два угла треугольника равны 121º и 59º. Найти величину третьего угла.
Задача 1.3.В треугольнике АВС найдите неизвестные углы, если на больше , а .
2. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
Тема: Линейные уравнения с одной переменной (6 класс)
Учитель приводит готовое решение следующих примеров, в ходе которого допущены ошибки. При проверке ответ не сходится. Ученики ищут ошибку, тем самым решают проблему, приходят к определенным выводам и решают пример уже без ошибок.
Литература
1.Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – М.: Просвещение, 1999. – 128 c.
2.Карелина Т.М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии // Математика в школе. – 2000. – № 5. – С. 31- 32.
3.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Просвещение, 2008. – 392 c.
4.Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. –М.: Просвещение, 1975. – 312 с.
5.Снапковская, С.В. Проблемное обучение как средство интенсификации педагогического процесса в системе работы кафедры педагогики и психологии. – URL: http: // www.vgmu.vitebsk.net/intconf/sect4/10.htm(дата обращения: 12.01.2015 г.).
6.Столяр А.А. Методы обучения математике. – Минск: Высшая школа, 1966. – 191 с.