Педсовет
«Воспитываем обучая»
Цель: определить основные проблемы воспитания обучающихся в процессе обучения
Задачи:
знакомство с научно-методическими и психологическими подходами к формированию личностных УУД на уроках;
осознание и осмысление членами педагогического коллектива важности роли личности учителя в процессе воспитания;
формирование навыков коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.
I этап
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ХХI век… Каким ему быть – во многом зависит от образования. Он может войти в историю как век катаклизмов и катастроф или открыть путь в сферу духовно-нравственного и творческого саморазвития человека и всего человечества.
Сложные социально-экономические и политические изменения, происходящие в последнее время в нашей стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека. Мы сегодня отчетливо осознаем, насколько важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее любви к своей Родине.
Обучение и воспитание в узком смысле находятся в неразрывном единстве. Прежде всего, обучение, если оно правильно организовано, способствует воспитанию культуры умственного труда. В процессе его учащиеся овладевают умениями и навыками учебной работы и совершенствуют их, учатся поддерживать разумный режим труда и отдыха и, как отмечено выше, развивают свое мышление, память, творческие способности.
Но главным в этом процессе является воспитание мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Решение этой задачи требует от учителя специального внимания. Дело в том, что если теоретический и прикладной характер знаний выступает достаточно выразительно и деятельность учащихся непосредственно направляется на их раскрытие, то заключенные в этих знаниях мировоззренческие и морально-эстетические идеи с такой очевидностью не выступают. Здесь необходимы определенные усилия учителя.
За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.
Система ЗУН | ФГОС |
Задачи: обучающие развивающие воспитывающие | Результат – формирование УУД: предметные метапредметные личностные |
К личностным УУД относятся:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осваивать новые виды деятельности,
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

II этап
МЕТОДИЧЕСКИЙ
Формирование личностных УУД на уроках…
(выступление учителей-предметников)
2. Роль личности педагога и педагогических навыков в воспитании
Важнейшая роль в воспитании, в его эффективности принадлежит личности педагога и уровню его педагогического мастерства. Педагог является образцом, примером для учащегося, как в отношении нравственного облика, так и педагогического мастерства (знание предмета, педагогические способности, любовь к педагогической деятельности и др.).
Большое значение имеет так называемая педагогическая технология, владение приемами и методами воспитательного воздействия, умение находить индивидуальный подход к учащемся. Для этого необходимы теоретические и практические знания психологии личности учащихся, изучение и учет их психологических особенностей.
Педагог использует свой авторитет в группе для воздействия на отдельных учащихся, определяет так называемую психологическую совместимость для работы в звеньях и т.д.
Педагог в воспитательном воздействии использует преимущественно метод убеждения, который состоит в доброжелательном разъяснении учащимся их неправильного поведения. Убеждение должно включать анализ и обоснование оценки поступков, не быть голословным и приказным.
Учащийся должен согласиться с критикой педагога и принять его наставления.
Наряду с убеждением каждый педагог гибко применяет набор или систему поощрения и наказания. При этом не только поощрение, но и наказание предполагает уважение к личности учащегося.
Наказание имеет воспитательный результат только тогда, когда оно осознается учащимся как справедливое и не оскорбляет человеческого достоинства.
Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.
Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
Создание ситуации успеха на уроке:
Обязательное условие. Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу. (Приём персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, чёткость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п.)
Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.
Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения.
Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!»
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.
Педагогические правила стимулирования учения:
1. Опирайтесь на желание.
2. Используйте идентификацию.
3. Учитывайте интересы и склонности.
4. Используйте намерения.
5. Поощряйте желание добиться признания.
6. Показывайте последствия совершаемых поступков.
7. Признавайте достоинства.
8. Одобряйте успехи.
9. Сделайте работу привлекательной.
10. Говорите иногда «надо».
11. Используйте ситуацию (Ловите момент).
12. Дайте обучаемому шанс.
III этап
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
(анализ анкет обучающихся и учителей по проблеме педагогического совета)
IV этап
ПРАКТИЧЕСКИЙ
Работа в творческих группах по проектированию программ для обучения и воспитания успехом.
Творческой группе предлагается задание для обсуждения. По результатам работы 1-й и 2-й групп должен получиться плакат «Обучение и воспитание успехом», который заранее заготовлен, а участники творческой группы должны наполнить его содержанием. На плакате может быть изображён корабль с развивающимися парусами и учеником на палубе, олицетворяющий образовательный процесс в конкретной школе.
Задание для 1-й группы.
Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ
1. Останавливаем внимание на негативном
2. Улыбка, добрый взгляд
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому
4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)
5. Сравнение одного ребёнка с другим
6. Отмечает персональную исключительность
7. Аргументирует надобность действий
8. Учит алгоритму действий
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали
10. Учитель много говорит за детей
11. Выражает недовольство учеником, группой учеников
12. Верит в способность ученика
13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований
Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на паруса – это олицетворение попутного ветра, который двигает корабль вперёд.
Задание для 2-й группы.
Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ (те же)
Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на якоря, которые не способствую созданию ситуации успеха, мешают эффективному обучению и продвижению вперёд.
V этап
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Подведение итогов.
Проект решения:
Признать формирование личностных УУД на уроках важной составляющей системы воспитания обучающихся..
Уметь производить самоанализ учебного занятия в соответствии с разделами анализа воспитательных аспектов урока (Приложение 1)
Каждому учителю взять за основу предложенный алгоритм создания ситуации успеха на уроке.