СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал подготовлен для аттестационного портфолио

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии на уроках биологии»

Письменный отчёт об использовании современных образовательных технологий

Наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником собственного полноценного опыта. Сделать учащихся активными участниками учебного процесса помогают современные образовательные технологии.

Педагогические технологии – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

В своей педагогической деятельности регулярно применяю игровые технологии, проектные методы обучения, тестовые технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Использование на уроках на уроках игровых технологий создаёт благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. Именно поэтому игра – необходимый вид деятельности учащихся на уроке.

На уроках биологии я использую игры различного типа. Целевые установки помогают избрать форму игры. При изучении тем по биологии провожу такие игры: «Кто быстрее», «Третий лишний», «Составь слово», «Биоринг», «Биологическая азбука», «Кроссворд», «Чайнворд», «Ситуация» и другие. Чтобы воспитать устойчивый интерес к своему предмету, я использую нестандартные формы уроков: урок-семинар, урок-путешествие и другие, например, «Путешествие по царствам: Прокариоты, Грибы» (7 класс).

На внеклассных мероприятиях провожу индивидуальные эрудиционные игры. Это игры по мотивам телевикторин, пришедших на российское телевидение: «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра». Мои варианты этих игр – «Кто хочет стать отличником?» и «Человек от А до Я» соответственно.

Эффективным приёмом формирования познавательного интереса к урокам считаю технологию проектов. Проектная деятельность позволяет школьнику изучить материал, выходящий за пределы учебной программы, пользуясь информацией как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет.

Проект позволяет ученику: проявлять инициативу, ориентироваться на достижение успеха, проявить ИКТ-компетентность, сотрудничество с другими учениками и учителями, развивать уверенность в себе, умение адекватно оценивать себя и других и оказывать влияние на других, получить в результате то, что может принести пользу, приобрести опыт, внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике.

В преподавании биологии проектную деятельность использую в зависимости от целей и задач обучения. Проекты могут быть разных видов: экскурсионный проект (например, экскурсия в подводный «сад», в мезозойскую эру и т.д.), конструктивный, т.е. создание конкретного полезного продукта, информационный, исследовательский, творческий, межпредметный или монопроект, индивидуальный, внутриклассный и внутришкольный. Проекты отличаются по продолжительности выполнения. При внедрении проектной деятельности в учебный процесс важна определенная последовательность, поэтому знакомлю учащихся, как поэтапно выполняется работа по проекту. Классную доску оформляю таким образом, чтобы ребята четко уяснили наличие каждого этапа. Такой урок можно провести практически по любой теме в биологии. Первый этап выполнения проекта – выбор тематики. Вторым этапом является сбор информации. Это можно осуществить используя материал обычного учебника, при этом идет отбор материала для проекта, текст анализируется, возникают противоречия, дополнительные вопросы и у многих учеников возникает желание искать ответы на них в других источниках. Изготовление продукта-результата опять же может носить посильный избирательный характер. Выбор вида презентации проекта зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и его материальных возможностей. Наиболее часто используемые презентации проектов на уроках биологии это: научный доклад, экскурсия (можно виртуальная), научная конференция, мультимедийная презентация, информационный плакат, памятка и другие. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Всё это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Элементы проектной технологии использую на уроках биологии при изучении новой темы («Клетка – элементарная единица живого») и во внеурочной деятельности. В рамках конкурса «Эврика» были представлены проекты: «Прибрежно-водные растения реки Расшеватка», «Экология реки Расшеватка», «Влияние темперамента на успеваемость обучающихся», «Кубанское молоко – натуральный и качественный продукт».

В своей работе постоянно использую информационно-коммуникационные технологии, которые значительно поднимают уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот, делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Я считаю, что к наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. На своих уроках использую мультимедийные презентации на всех этапах изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование компьютера в учебном процессе позволило мне накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Итак, на уроках биологии я использую следующие виды ИКТ:

  • презентации на уроках изучения нового материала;

  • включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе  изучения нового материала;

  • проведение практических работ.

  • при подготовке учащихся  к ЕГЭ;

  • подготовка  разноуровневых контрольных работ, тестов.

В своей работе также регулярно применяю тестовые технологии. Тестовые задания обладают значительным преимуществом перед традиционными методами контроля и оценки знаний обучающихся. На своих уроках использую четыре основные формы тестовых заданий:

  1. Закрытые задания, в которых ученик выбирает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов.

  2. Открытые задания, в которых ответ конструирует сам ученик.

  3. Задания на соответствия.

  4. Задания на установление правильной последовательности.

Тесты применяю на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Применение заданий в тестовой форме, в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить кардинальное улучшение учебного процесса за счет активизации обучающей, контролирующей, организующей, воспитательной и мотивирующей функции таких заданий. Задания в тестовой форме, сочетаемые с модульным принципом организации учебного процесса, обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения.

Кроме того, использование современных педагогических технологий приводит к положительным результатам в обучении:

    1. применение тестовой и игровой технологий приводит к хорошему качеству знаний:


Результат КДР 2011 год

Класс

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

10

1

2

2

Уровень обученности – 100 %, качество – 80%.

    1. применение проектной и информационно-коммуникационной технологий позволило моим ученикам занять призовые места в конкурсах. Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани: победители муниципального уровня в 2011, 2012 годах; призеры зонального уровня в 2011 году, муниципального уровняв 2013 году. Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» I место на муниципальном уровне в 2011-2012 учебном году.

Таким образом, применение традиционных педагогических технологий в сочетании с современными образовательными технологиями открывает перед учителем неограниченные возможности подбора и структурирования учебного материала, следовательно, многообразие форм и видов, методов и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.


Директор МБОУ СОШ № 36


14.05.2013 г.


Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе