Пейзаж настроения. Природа и художник.
Урок продолжение знакомства с жанром пейзажа.
Цель: приобретение необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, которые позволят учащимся грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.
Задачи:
Расширить знания учащихся о работе над пейзажем. Обучать передавать через цвет состояние природы.
Использовать новые средства выразительности в работе цветом над пейзажем.
Воспитывать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к природе.
Укреплять межпредметные связи (информатика, изобразительное искусство, литература)
Характеристика видов деятельности учащихся:
Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека
Экспериментировать использовать новые средства выразительности работая в технике «пуантилизм»
Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.
Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.
Результаты освоения:
Личностные:
- воспитание любви к природе родного края;
- развитие эстетического сознания через творческую деятельность.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цель урока;
-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.
Предметные:
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления.
- приобретение опыта работы над цветовым рисунком в технике «пуантилизм»
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Планируемые результаты:
Практические умения: - приобрели дополнительные умения, работая в технике «пуантилизм»
Образовательные умения: - научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.
Информационные умения: - работать с информацией;
- делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.
Коммуникативные умения:
- уметь работать в группе;
- выработка собственного мнения, умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю.
Оборудование: гуашь, акварель, кисти, баночки для воды, альбомы, ватные палочки, простые карандаши, ластик
Учителю: - компьютер, проектор, экран, презентация, слайд-фильмы, заготовки пейзажей для групп.
Ход урока
Этапы урока | Характеристика видов деятельности учителя | Характеристика видов деятельности учащихся: | Использование ИКТ |
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся. | | |
Целеполагание | - Я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета. - А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено? - Что такое настроение? - Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый». - Почему так говорят? - А разве природа одушевленное существо? - Тогда почему так говорят? Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте. Давайте полюбуемся прекрасными пейзажами весенней природы СЛАЙД-ФИЛЬМ 1 | - Это внутреннее душевное состояние человека. - Передают настроение природы - Нет - Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение) - Весна | |
Сообщение темы урока | - Существует в живописи понятие «пейзаж настроения». И мы посвятим наш урок этой теме. - А вы знаете откуда появилось такое название? (пейзаж настроения) - Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером. Взгляните на работы художников имрессионистов СЛАЙД-ФИЛЬМ 2 ПРЕЗЕНТАЦИЯ - А вы сможете передать настроение природы в своем рисунке? - С помощью чего? - А вам все известно о том, как применить правила цветоведения в передаче настроения пейзажа? Тогда чему нам необходимо научиться на уроке? И так мы научимся передавать яркие цветовые состояния природы, ее изменчивость, настроение. | - Нет - Да -Красок…цвета - Не совсем - Как цветом передать настроение природы | |
Изучение нового материала | - От чего зависит настроение природы? - Краски, какого цвета вы бы взяли, чтобы создать сегодняшний день? (обратить внимание на разные тона одного цвета: яркий желтый, синий, голубой, светлый и темный зеленый и т.д.) - Перед тем как выполнить живописный пейзаж красками, я хочу познакомить вас с одним из направлений импрессионизма – пуантилизмом. Показ выполнения композиции в технике пуантилизм. Пуант – точка. Мазки рисуем точками. | - Время года, время суток, погода. устно | |
Практическая работа | Ваша задача не только передать настроение пейзажа, но и показать его. Лист расположить вертикально или горизонтально приступить к работе. Во время самостоятельной работы учащихся, делать целевые обходы с целью контроля за правильностью выполнения приёмов работы; контроль объёма и качества выполненной работы; оказание помощи учащимся. | Предварительное задание – создать цветовую палитру Задание: Создание пейзажа настроения – | Учитель Ученики |
Закрепление учебного материала (5 мин.) | - С каким направлением в искусстве мы сегодня познакомились? -Кто являлся основоположником этого направления? - Какие бывают виды пейзажей? - Как называется цветовой строй в картине? -Как называется техника выполненная мазком- точкой? | Коммуникативные (умение выражать свои мысли). | Учащиеся выставляют свои рисунки. |
Итог урока Рефлексия Анализ работы Вывод | - А теперь приглашаю всех прикрепить свой пейзаж на доске. - Скажите, одинаковые ли у вас получились пейзажи? - Почему? Посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Выставление оценок. - Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились. -Что было трудным при выполнении самостоятельной работы? -Что было интересным на уроке? - А теперь домашнее задание: наблюдение за природой - Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу. Изменился ли цвет вашего настроения? Давайте заполним палитру настроения. “В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”. К.Г.Паустовский. Я прощаюсь, и настроение у меня от общения с вами и от ваших работ приподнятое, жду следующего нашего урока. До свидания. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли). Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы). Убирают рабочие места. | На экране высвечивает-ся эпиграф Музыка. |
16