СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Переводной экзамен по русскому языку в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переводной экзамен по русскому языку в 10 классе в формете ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Переводной экзамен по русскому языку в 10 классе»

Переводной экзамен по русскому языку_10 класс

Ответом к за­да­ни­ям 1—24 яв­ля­ет­ся слово (словосочетание), число или по­сле­до­ва­тель­ность чисел. При за­пи­си ответов про­бе­лы не используйте.

(1)В 1904 году, в самом на­ча­ле рус­ско-япон­ской войны, крей­сер «Варяг» по­пы­тал­ся про­бить­ся мимо япон­ской эс­кад­ры в Порт-Артур, од­на­ко в ходе сра­же­ния с япон­ца­ми по­лу­чил 5 под­вод­ных про­бо­ин и был за­топ­лен. (2)Спро­ек­ти­ро­ван­ный Чарль­зом Крам­пом по за­ка­зу Рос­сий­ской им­пе­рии и спу­щен­ный на воду в 1899 в Аме­ри­ке, крей­сер этот, ка­за­лось бы, имел все шансы про­рвать­ся к Порт-Ар­ту­ру: «Варяг» по­ка­зал на ис­пы­та­ни­ях ре­корд­ную для сво­е­го вре­ме­ни ско­рость — 23,5 узла. (3) из-за круп­ных кон­струк­тор­ских недочётов ин­же­не­ра Крам­па па­ро­вые котлы ко­раб­ля вско­ре после ввода крей­се­ра в экс­плу­а­та­цию при­шли в не­год­ность и мак­си­маль­ная ско­рость «Ва­ря­га» к мо­мен­ту сра­же­ния со­кра­ти­лась до 14 узлов, чего было явно не­до­ста­точ­но для про­ры­ва.


1) В каких из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

1) Скон­стру­и­ро­ван­ный Крам­пом для Рос­сий­ской им­пе­рии крей­сер «Варяг» по­ка­зал на ис­пы­та­ни­ях ре­корд­ную для сво­е­го вре­ме­ни ско­рость — 23,5 узла, од­на­ко из-за круп­ных кон­струк­тор­ских недочётов Крам­па уже через пять лет ско­рость крей­се­ра со­кра­ти­лась до 14 узлов.

2) Крей­сер «Варяг», по­ка­зав­ший на ис­пы­та­ни­ях ре­корд­ную для сво­е­го вре­ме­ни ско­рость, ве­ро­ят­но, не был бы за­топ­лен и смог бы про­рвать­ся к Порт-Ар­ту­ру, если бы не кон­струк­тор­ские недочёты ин­же­не­ра Крам­па, в ре­зуль­та­те ко­то­рых ско­рость ко­раб­ля к 1904 году со­кра­ти­лась до 14 узлов.

3) По­стро­ен­но­му по по­след­не­му слову тех­ни­ки крей­се­ру «Варяг», тем не менее, не хва­ти­ло мак­си­маль­ной ско­ро­сти для того, чтобы про­рвать­ся мимо япон­ской эс­кад­ры к Порт-Ар­ту­ру, ко­рабль по­лу­чил 5 про­бо­ин и был за­топ­лен.

4) Крей­сер «Варяг» был за­топ­лен в 1904 году при по­пыт­ке про­рвать­ся к Порт-Ар­ту­ру, причём ко­рабль с мо­мен­та по­строй­ки не имел на это ни­ка­ких шан­сов: расчётная ско­рость «Ва­ря­га» со­став­ля­ла всего 14 узлов, чего было явно не­до­ста­точ­но для успеш­но­го про­ры­ва.

5) Кон­струк­тор­ская ошиб­ка ин­же­не­ра Крам­па, в ре­зуль­та­те ко­то­рой ко­рабль, по­ка­зав­ший на ис­пы­та­ни­ях ре­корд­ную для сво­е­го вре­ме­ни ско­рость, через 5 лет сни­зил ско­рость до 14 узлов, ве­ро­ят­но, и стала при­чи­ной его не­удач­ной по­пыт­ки про­рвать­ся к Порт-Ар­ту­ру и, в ко­неч­ном итоге, за­топ­ле­ния.



2) Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии? Вы­пи­ши­те это слово.

На­при­мер,

К тому же

Зато

Од­на­ко

Сле­до­ва­тель­но,

3) Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПРИЙ­ТИ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ПРИЙ­ТИ́, приду, придёшь; пришёл, -шла; при­шед­ший; придя; совер.

1. Идя, до­стиг­нуть чего-н., явить­ся куда-н. П. домой. П. в гости.

2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). На­сту­пить, на­стать, воз­ник­нуть. При­ш­ла пора учить­ся. При­шло время обе­дать. При­ш­ла счаст­ли­вая мысль.

3. во что. Ока­зать­ся в каком-н. со­сто­я­нии (на­зван­ном сле­ду­ю­щим далее су­ще­стви­тель­ным). П. в ярость. П. в вос­хи­ще­ние. П. в вет­хость. П. в дви­же­ние.

4. к чему. До­стиг­нуть чего-н. после каких-н. дей­ствий, ре­ше­ний. П. к со­гла­ше­нию. П. к вы­во­ду.


4) В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

прИ­был от­ключЁнный про­зор­лИ­ва свек­лА жа­лю­зИ


5) В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

К ЗЛОСТ­НЫМ на­ру­ши­те­лям пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния будут при­ме­нять­ся су­ро­вые штраф­ные санк­ции.

Де­вуш­ка ни­че­го не от­ве­ти­ла и про­дол­жа­ла чи­тать книгу с КА­МЕН­НЫМ вы­ра­же­ни­ем лица.

Анна Ва­си­льев­на слыла не толь­ко ИС­КУС­НЫМ рас­сказ­чи­ком, но и бле­стя­щим жур­на­ли­стом.

Мо­шен­ник рас­по­ла­гал к себе людей ДО­ВЕР­ЧИ­ВЫМ тоном и об­хо­ди­тель­ны­ми ма­не­ра­ми.

На мно­гих ку­пю­рах можно уви­деть ВО­ДЯ­НЫЕ знаки.


6) Ука­жи­те при­мер с ошиб­кой в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ты­ся­ча две­сти трид­ца­том году в боку зем­ные недры до­го­во­ры

7) Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) И. И. Ле­ви­тан стре­мил­ся по­ка­зать на своих кар­ти­нах не толь­ко кра­си­вый вид, но и пе­ре­дать всю тро­га­тель­ность при­ро­ды.

1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Б) М. Горь­кий как-то за­ме­тил, что «че­ло­век дорог мне своим чу­до­вищ­ным упрям­ством быть чем-то боль­ше са­мо­го себя».

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) Те, кто меч­та­ет стать ин­же­не­ром, ис­сле­до­ва­те­лем, лётчи­ком, кос­мо­нав­том, дол­жен раз­ви­вать свою зри­тель­ную па­мять.

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) Во­пре­ки вче­раш­не­го не­бла­го­при­ят­но­го про­гно­за весь день све­ти­ло яркое солн­це.

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) Вся до­ро­га долж­на быть в поле зре­ния во­ди­те­ля, на­хо­дясь за рулём ав­то­мо­би­ля.

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том


6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том


7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

8) Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

ут..пи­че­ский д..рек­ти­ва альм..нах приг..рать со­прик..снув­шись

9) Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах в при­став­ке про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

п..иск, нен..ру­ша­е­мый; ра..бро­сать, и..пу­ган­ный; пр..сле­до­вать, пр..милый;

с..еден­ный, сер..ёзный; нап..сле­док, н..сла­ждать­ся.

10) Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

усидч..вость пут..во́й налаж..вать отпуг..вая рас­клан..вший­ся

11)Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква У.

дыш..щий леч..щий хохоч..т слыш..т вид..щий



12) Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Наш спут­ник тоже (не)сидел сложа руки.

Пут­ни­ки вышли к ещё (не)об­рос­ше­му кром­кой льда бе­ре­гу.

А мо­ло­дой че­ло­век даже и день­ги с него вперёд по­лу­чил, очень (не)малые день­ги.

(Не)до­ждав­ши­е­ся ужина пу­те­ше­ствен­ни­ки легли спать.

При­чи­ной смеха слу­жи­ли вовсе (не)смеш­ные места его им­про­ви­за­ции, а те гри­ма­сы, ко­то­рые за его спи­ной стро­ил Ка­ра­у­лов.

13) Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ не­сколь­ких лет пи­са­тель делал всё, ЧТО(БЫ) опуб­ли­ко­вать роман на ро­ди­не.

Мы были (НА)ВИДУ у не­при­я­те­ля, и (ПО)ЭТОМУ каж­дый не­вер­ный шаг мог сто­ить нам жизни.

У нас оста­ва­лось время до от­хо­да по­ез­да, (ПО)ЭТОМУ мы от­пра­ви­лись осмат­ри­вать окрест­но­сти (В)БЛИЗИ вок­за­ла.

(НЕ)СМОТ­РЯ на уста­лость, мы от­пра­ви­лись (НА)ВСТРЕ­ЧУ со школь­ны­ми дру­зья­ми.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ всего утра Ки­рил­ла не по­ки­да­ло ощу­ще­ние, КАК(БУДТО) воз­дух про­мыт род­ни­ко­вой водой.

14) Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН?

Когда льня(1)ые вещи в доме ста­ре­ли, их за­ме­ня­ли све­жи­ми, вновь вытка(2)ыми сель­ски­ми тка­чи­ха­ми на стари(3)ых стан­ках.

15) Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) А.С. Пуш­кин пре­крас­но знал любил и часто обыг­ры­вал в своих про­из­ве­де­ни­ях тра­ди­ции клас­си­циз­ма од­на­ко редко им сле­до­вал.

2) Идея у Сол­же­ни­цы­на вы­ра­жа­ет­ся как по­сред­ством ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов так и за счёт ав­тор­ских ком­мен­та­ри­ев.

3) До­ро­га то про­ва­ли­ва­лась между гор­ных хреб­тов то под­ни­ма­лась на округ­лые холмы и этот из­ви­ли­стый путь ка­зал­ся бес­ко­неч­ным.

4) Мить­ка ра­до­вал­ся и сме­ял­ся и никто даже не до­га­ды­вал­ся о его пе­ча­ли.

5) В тем­но­те надо было ак­ку­рат­но ми­но­вать вра­же­ский дозор или чёрный гла­зок пулемётного гнез­да.



16) Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Ве­роч­ка (1) при­ни­мая опята (2) рос­шие за вы­руб­кой на ста­рых пнях (3) за по­ган­ки (4) бо­я­лась их со­би­рать.



17) Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Ни­ко­гда пре­жде не при­хо­ди­лось мне ви­деть, как белка пьёт воду, и (1) надо при­знать­ся (2) я силь­но со­мне­вал­ся в том, что она пьёт воду (3) имен­но (4) из ручья.



18) Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

С са­мо­го на­ча­ла июня (1) тан­ко­вые со­еди­не­ния про­тив­ни­ка на­хо­ди­лись в цен­тре вни­ма­ния раз­вед­ки (2) те­ку­щие до­не­се­ния (3) ко­то­рой (4) по­сто­ян­но об­суж­да­лись на за­се­да­ни­ях ге­не­раль­но­го штаба.

19) Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Она уви­де­ла (1) что храб­рость и гор­дое са­мо­лю­бие при­над­ле­жат не толь­ко од­но­му со­сло­вию (2) и с тех пор (3) стала ока­зы­вать мо­ло­до­му учи­те­лю ува­же­ние (4) ко­то­рое час от часу ста­но­ви­лось за­мет­нее для окру­жа­ю­щих.



Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Ночь выдалась тёплой. (2)Ещё вечером мы забрались на высокий тополь, чтобы снять восход с вышины, увидев красное яблоко раньше всех, - устроились в удобной развилке дерева капитально, даже затащили стёганое одеяло для мягкости. (3)Всю ночь мы болтали, вспоминая, как водится у мальчишек, страшные истории, и, наверное, не давали спокойно спать воронам на верхних ветках: они испуганно вскаркивали, точно всхрапывали от жутких снов, навеянных нашими рассказами.

(4)Разговор крутился возле скелета. (5)Мы всё выдумывали, кто был им раньше: безденежный бродяга, учёный, подаривший себя науке? (6)Витька упрямо настаивал, что это моряк, только одни моряки, видите ли, не боятся ни бури, ни чёрта, ни кочерги.

- (7)Сербский моряк, - ехидничал я, - бесстрашный и гордый!

(8)И Витька хлопал, смеясь, меня по макушке.

(9)Солнце выползло таким, каким мы его ждали. (10)Торжественно алый круг сиял нам в глаза, и я щёлкнул тросиком «Фотокора». (11) А днём нас ждало разочарование. (12)На карточке вместо алого великолепия был блёклый недопроявленный круг сквозь чёрные трещины тополиных ветвей. (13)Только и всего. (14)Цвет исчез на чёрно-белой фотографии, оставив одни контуры. (15)Затея не удалась. (16)Мир, который мы видели, был ярче и красивей того, что могла остановить тогдашняя фотография. (17)Жизнь, оказывается, ярче искусства! (18)Впрочем, это не казалось мне важным. (19)Витька и Вовка перестали быть врагами – вот что нравилось мне…

(20)Человек радуется, когда он взрослеет. (21)Счастлив, что расстаётся с детством. (22)Как же! (23)Он самостоятельный, большой, мужественный! (24)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной, но потом… (25)Потом становится грустно. (26)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.

(27)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (28)Вот закрыли школу, в которой ты учился, - там теперь какая-то контора. (29)Куда-то исчез магазин наглядных пособий. (30)А потом ты узнал: умерла учительница Анна Николаевна.

(31)В сердце всё больше пустот – как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле белой лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!

(32)Без детства холодно на душе. (33)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (34)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.

(35)Мне кажется, в моём детстве всё было лучшее. (36)Носились стрижи над головой, расцветало море одуванчиков, а в речке клевала рыба. (37)Мне кажется, всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (38)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (39)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (40)Нет таких. (41)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое время он бы ни жил. (42)Но жаль прогонять заблуждение. (43)Оно мне нравится и кажется важным.

(44)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (45)У всякого детства свои глаза.

(По А. Лиханову)

Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства.



20) Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) Ребята не спали всю ночь, стремясь сфотографировать восход солнца.

2) Искусство часто оказывается привлекательней самой жизни.

3) Мальчика не удалось увидеть рассвет таким красивым, каким он им представлялся.

4) Взрослея, человек с радостью расстаётся с детством.

5) В детстве мир кажется ярче.

(1)В пись­ме к жене 18 мая 1836 года Пуш­кин удив­лял­ся: от­ку­да взя­лись эти бла­го­ра­зум­ные мо­ло­дые люди, «ко­то­рым плюют в глаза, а они ути­ра­ют­ся» вме­сто того, чтобы за­щи­тить свою честь? (2)Ино­гда ка­жет­ся, что мы вышли из ши­не­лей имен­но этих людей. (3)Звон упру­гой стали более не слы­шит­ся нам в слове честь.

(4)От­кро­ем сло­варь Даля, чтобы вспом­нить, во имя чего ста­ви­лась на карту жизнь, пол­ная ве­ли­ких на­дежд и ге­ни­аль­ных за­мыс­лов. (5) Итак, «честь — внут­рен­нее нрав­ствен­ное до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка, доб­лесть, чест­ность, бла­го­род­ство души и чи­стая со­весть». (6) И тут же при­ме­ры: «Че­ло­век не­за­пят­нан­ной чести. По чести... Уве­ряю вас че­стью. По­сту­пок, не­сов­ме­сти­мый с че­стью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя тре­бу­ет крови...».

(7)Дуэль! (8)Толь­ко этот раз­ряд убий­ствен­ной силы мог стре­ми­тель­но вос­ста­но­вить нрав­ствен­ное рав­но­ве­сие. (9)Под­лец знал, что его под­лость может быть на­ка­за­на не взи­ма­ни­ем штра­фа через год по при­го­во­ру суда, а се­год­ня ве­че­ром. (10)Самое позд­нее — зав­тра утром. (11)Пош­ляк не го­во­рил дву­смыс­лен­но­стей вслух, осте­ре­га­ясь не­мед­лен­но­го воз­мез­дия. (12)Сплет­ник вы­нуж­ден был осто­рож­ни­чать.(13)В гроз­ном свете ду­эль­ных пра­вил слово быст­ро от­ли­ва­лось в сви­нец.

(14)А как же Пуш­кин? (15) Какая не­по­пра­ви­мая и бес­смыс­лен­ная ги­бель...

(16)Да, не­по­пра­ви­мая, но не бес­смыс­лен­ная. (17)Да, «не­воль­ник чести», но ведь чести!

(18)3а год до дуэли Пуш­кин писал графу Реп­ни­ну: «Как дво­ря­нин и отец се­мей­ства, я дол­жен блю­сти честь и имя, ко­то­рое остав­лю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё осталь­ное им не нужно, всё осталь­ное — не­важ­но. (21)Оче­вид­но, нам ещё мно­гое пред­сто­ит пе­ре­жить и пе­ре­ду­мать, чтобы вер­нуть­ся к по­ни­ма­нию этой ис­ти­ны.

(По Д. Ше­ва­ро­ву)




21) Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) Предложение 5 поясняет содержание предложения 1.

2) В предложениях 16-17 представлено повествование.

3) В предложениях 20-23 представлено описание.

4) Предложения 33-34 включают рассуждение.

5) В предложении 40 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 38-39.

(1)В пись­ме к жене 18 мая 1836 года Пуш­кин удив­лял­ся: от­ку­да взя­лись эти бла­го­ра­зум­ные мо­ло­дые люди, «ко­то­рым плюют в глаза, а они ути­ра­ют­ся» вме­сто того, чтобы за­щи­тить свою честь? (2)Ино­гда ка­жет­ся, что мы вышли из ши­не­лей имен­но этих людей. (3)Звон упру­гой стали более не слы­шит­ся нам в слове честь.

(4)От­кро­ем сло­варь Даля, чтобы вспом­нить, во имя чего ста­ви­лась на карту жизнь, пол­ная ве­ли­ких на­дежд и ге­ни­аль­ных за­мыс­лов. (5) Итак, «честь — внут­рен­нее нрав­ствен­ное до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка, доб­лесть, чест­ность, бла­го­род­ство души и чи­стая со­весть». (6) И тут же при­ме­ры: «Че­ло­век не­за­пят­нан­ной чести. По чести... Уве­ряю вас че­стью. По­сту­пок, не­сов­ме­сти­мый с че­стью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя тре­бу­ет крови...».

(7)Дуэль! (8)Толь­ко этот раз­ряд убий­ствен­ной силы мог стре­ми­тель­но вос­ста­но­вить нрав­ствен­ное рав­но­ве­сие. (9)Под­лец знал, что его под­лость может быть на­ка­за­на не взи­ма­ни­ем штра­фа через год по при­го­во­ру суда, а се­год­ня ве­че­ром. (10)Самое позд­нее — зав­тра утром. (11)Пош­ляк не го­во­рил дву­смыс­лен­но­стей вслух, осте­ре­га­ясь не­мед­лен­но­го воз­мез­дия. (12)Сплет­ник вы­нуж­ден был осто­рож­ни­чать.(13)В гроз­ном свете ду­эль­ных пра­вил слово быст­ро от­ли­ва­лось в сви­нец.

(14)А как же Пуш­кин? (15) Какая не­по­пра­ви­мая и бес­смыс­лен­ная ги­бель...

(16)Да, не­по­пра­ви­мая, но не бес­смыс­лен­ная. (17)Да, «не­воль­ник чести», но ведь чести!

(18)3а год до дуэли Пуш­кин писал графу Реп­ни­ну: «Как дво­ря­нин и отец се­мей­ства, я дол­жен блю­сти честь и имя, ко­то­рое остав­лю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё осталь­ное им не нужно, всё осталь­ное — не­важ­но. (21)Оче­вид­но, нам ещё мно­гое пред­сто­ит пе­ре­жить и пе­ре­ду­мать, чтобы вер­нуть­ся к по­ни­ма­нию этой ис­ти­ны.

(По Д. Ше­ва­ро­ву)


22) Из пред­ло­же­ния 34 вы­пи­ши­те антонимы (антонимическую пару).

Спрятать текст

23) Среди предложений 9-14 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и форм слова. Напишите номер такого предложения.




24)Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

«Передавая читателю основное содержание мальчишеских разговоров, автор использует синтаксическое средство – (А)__________(в предложениях 5, 6). Приём (Б)_________(предложения 10-12), троп (В)_______(в предложении 9) и синтаксическое средство – (Г)_______________(предложение 17) помогают подчеркнуть ясность детских впечатлений рассказчика и выразить испытанное им во время совершённого открытия чувство».

Спи­сок тер­ми­нов:

1) анафора

2) противопоставление

3) литота

4) восклицательное предложение

5) ирония

6) риторическое обращение

7) олицетворение

8) ряды однородных членов

9) цитирование





25). На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Свой ответ ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та). Объём сочинения не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

(1)В пись­ме к жене 18 мая 1836 года Пуш­кин удив­лял­ся: от­ку­да взя­лись эти бла­го­ра­зум­ные мо­ло­дые люди, «ко­то­рым плюют в глаза, а они ути­ра­ют­ся» вме­сто того, чтобы за­щи­тить свою честь? (2)Ино­гда ка­жет­ся, что мы вышли из ши­не­лей имен­но этих людей. (3)Звон упру­гой стали более не слы­шит­ся нам в слове честь.

(4)От­кро­ем сло­варь Даля, чтобы вспом­нить, во имя чего ста­ви­лась на карту жизнь, пол­ная ве­ли­ких на­дежд и ге­ни­аль­ных за­мыс­лов. (5) Итак, «честь — внут­рен­нее нрав­ствен­ное до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка, доб­лесть, чест­ность, бла­го­род­ство души и чи­стая со­весть». (6) И тут же при­ме­ры: «Че­ло­век не­за­пят­нан­ной чести. По чести... Уве­ряю вас че­стью. По­сту­пок, не­сов­ме­сти­мый с че­стью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя тре­бу­ет крови...».

(7)Дуэль! (8)Толь­ко этот раз­ряд убий­ствен­ной силы мог стре­ми­тель­но вос­ста­но­вить нрав­ствен­ное рав­но­ве­сие. (9)Под­лец знал, что его под­лость может быть на­ка­за­на не взи­ма­ни­ем штра­фа через год по при­го­во­ру суда, а се­год­ня ве­че­ром. (10)Самое позд­нее — зав­тра утром. (11)Пош­ляк не го­во­рил дву­смыс­лен­но­стей вслух, осте­ре­га­ясь не­мед­лен­но­го воз­мез­дия. (12)Сплет­ник вы­нуж­ден был осто­рож­ни­чать.(13)В гроз­ном свете ду­эль­ных пра­вил слово быст­ро от­ли­ва­лось в сви­нец.

(14)А как же Пуш­кин? (15) Какая не­по­пра­ви­мая и бес­смыс­лен­ная ги­бель...

(16)Да, не­по­пра­ви­мая, но не бес­смыс­лен­ная. (17)Да, «не­воль­ник чести», но ведь чести!

(18)3а год до дуэли Пуш­кин писал графу Реп­ни­ну: «Как дво­ря­нин и отец се­мей­ства, я дол­жен блю­сти честь и имя, ко­то­рое остав­лю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё осталь­ное им не нужно, всё осталь­ное — не­важ­но. (21)Оче­вид­но, нам ещё мно­гое пред­сто­ит пе­ре­жить и пе­ре­ду­мать, чтобы вер­нуть­ся к по­ни­ма­нию этой ис­ти­ны.

(По Д. Ше­ва­ро­ву)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!