Государственное общеобразовательное казенное специальное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № от « __»______2015 г Руководитель МО _________Иванова Н.Н. | Согласовано Зам. директора по УВР _________Лебедева Е.В. «___» __________2015 г | Утверждена Приказ №_____ от « __»______2015 г Директор ___________О.Я. Сычевская |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ПО КОРРЕКЦИИ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
учителя-логопеда Карп М. А
Бодайбо 2015г.
Пояснительная записка.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики
до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
II. Формирование произносительных умение и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки,
сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Виды коррекционной работы на данном этапе: 1. Постановка звуков в такой последовательности: свистящие С, 3, Ц, С, 3' шипящий Ш сонор Л шипящий Ж соноры Р, Р' шипящие Ч, Щ Способ постановки смешанный.
1.Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";
для шипящих: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";
для Р, Р': "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет";
для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по
мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
а) С, 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных2);
____________________________________________________________________________
1) Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий).Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
2) Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах.
б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам ав
томатизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа цроводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
С-3, С-С, С-Ц, С-Ш;
Ж-3, Ж-Ш;
Ч-С, Ч-Т', Ч-Щ;
Щ-С, Щ-Т', Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Р', Р'-Л', Р'-Й, Л'-Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно про
износимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.
1 ЭТАП ( С )
Подготовительные упражнения
Постановка звука
2.Автоматизация звука в прямых слогах и словах
3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах
4 Автоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных
5.Автоматизация звука в предложениях, текстах
6.Автоматизация звука в спонтанной речи
2 ЭТАП (С)
1. Постановка звука
2.Автоматизация звука в прямых слогах и словах
3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах
4.Автоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных
5.Автоматизация звука в предложениях, текстах
6.Дифференциация (С) - (С) в слогах
Дифференциация (С) - (Сь) в словах и предложениях
Дифференциация (С) - (Сь) в текстах
3 ЭТАП (3)
1. Постановка звука (по подражанию)
2.Автоматизация звука в прямых слогах и словах
3.Автоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных
4.Автоматизация звука в предложениях, текстах
5.Дифференциация с (С) в слогах и словах
Дифференциация с (С) в предложениях, текстах
Дифференциация (3) - (С) в спонтанной речи
4 ЭТАП (Зь)
1. Постановка звука
2.Автоматизация звука в прямых слогах, словах и в предложениях
3.Автоматизация звука в предложениях, текстах
4.Дифференциация с (3ь) в прямых слогах и словах
5. Дифференциация с (3ь) в предложениях, текстах
6. Дифференциация (3ь) в спонтанной речи
5 ЭТАП (Ц)
1. Постановка звука (сочетание (ТС))
2Автоматизация звука в прямых слогах, словах и предложениях
3.Автоматизация звука обратных слогах, словах и предложениях
4.Автоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных
5.Автоматизация звука в предложениях, текстах
6.Дифференциация звука со звуком (С) в слогах и словах
7. Дифференциация звука со звуком (С) предложениях и текстах
8.Дифференциация (Ц) - (С) в спонтанной речи
6 ЭТАП (Ш)
0. Подготовительные упражнения
1. Постановка звука
2.Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях
4.Автоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
5. Дифференциация звука со звуком (С) в прямых слогах, словах и предложениях 6.Дифференциация (Ш) - (С) в обратных слогах, словах и предложениях
7.Дифференциация (Ш) - (С) в слогах, словах и предложениях со стечением согласных
8.Дифференциация (Ш) - (С) в спонтанной речи
7 ЭТАП (Ж)
1. Постановка звука
2.Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
3.Автоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
4.Автоматизация звука в текстах
5. Дифференциация звука со звуком (3) в прямых слогах, словах, предложениях, текстах
6..Дифференциациясо звуком (3) в словах и предложениях со стечением согласных
7. Дифференциация звука со звуком (Ш) в слогах, словах и предложениях, текстах
8.Автоматизация звука в спонтанной речи
8 ЭТАП (Ч)
1. Постановка звука
2.Автоматизация звука в обратных слогах и словах, предложениях
3 Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
4.Автоматизация звука с слогах, словах и предложениях со стечением согласных
5, Дифференциация звука со звуком (СЛ) в слогах, словах, предложениях
6..Дифференциация со звуком (Т) в слогах, словах и предложениях
7. Автоматизация звука в спонтанной речи
9 ЭТАП (Щ)
1. Постановка звука
2,Автоматизация звука в обратных слогах и словах, предложениях
3. Автоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
Дифференциация звука со звуком (С ) в слогах, словах, предложениях, текстах i. 6.Дифференциациям звуком (Т) в слогах, словах и предложениях
Дифференциация звука со звуком (Ч) в слогах, словах и предложениях
Дифференциация звука со звуком (Ш) в слогах, словах и предложениях
Автоматизация звука в спонтанной речи
10 ЭТАП (Л)
1. Постановка звука
2.Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях
4.Автоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
5.Автоматизация звука в спонтанной речи
11 ЭТАП (Л )
1. Постановка звука
2.Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
3.Автоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях
4.Автоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
5. Дифференциация звука со звуком (Л) в словах, слогах и предложениях
б.Автоматизация звука в спонтанной речи
12 ЭТАП (Р)
1. Постановка звука
2. Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях
4.Автоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных (ТР) или (ДР)
5.Дифференциация звука со звуком (Л) в слогах, словах и предложениях 6.Автоматизация звука в спонтанной речи
13 ЭТАП (Рь)
1. Постановка звука
2.Автоматизация звука в обратных слогах и словах, предложениях
3.Автоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
4.Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
5.Дифференциация звука со звуком (Р) в слогах, словах, предложениях, текстах 6.Дифференциациясо звуком (Л) в слогах, словах и предложениях
7.Дифференциация звука со звуком (И) в слогах, словах и предложениях
8.Автоматизация звука в спонтанной речи
5