СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первый - самый трудный

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект первого родительского собрания в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Первый - самый трудный»

Родительское собрание в 1 классе.

Первый год обучения трудный для ребенка. Особенно первые недели обучения. Они характеризуются достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.

В дошкольном возрасте ведущей являлась игровая деятельность. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху.

Сейчас ещё идет время адаптации детей, этот период может длиться от 2 до 4 месяцев, в крайних случаях до полугода, всё индивидуально. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 10% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года ) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с такими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются мешают проводить урок.

Т.к. в 1 классе безоценочная система обучения, я попробую вам охарактеризовать словами успехи ваших детей.

На уроках обычно работают, сами поднимают руки 15-17 человек. Не все дети бывают активны. Есть ребята, которые, если их не спросить, просто просидят весь урок и даже не ответят на вопрос: «О чем же мы говорили на уроке?»

И все же с первых дней обучения выделилась группа учащихся, которые работают на всех уроках, это: Агафонова Алена, Гайворонская Полина, Коваленко Полина. Чуть в меньшей степени: Андреева Алиса (только начала), Гончарова Анастасия (не всегда), Зозуля Егор (не очень уверенно), Масалова Софья (не на всех уроках), Павленко Софья (начала), Попова Таня (старается), Пятин Богдан, Чередниченко Миша (правда, в последнее время чуть затих), Чубченко Вадим, Максименко Денис (не всегда правильно отвечает, но пытается)

Есть ребята, которые на уроке, чтобы привлечь внимание, почувствовать себя учеником, поднимают руку, а ответа не знают. Есть, наоборот, знают, но руку не поднимают. Стали включаться в работу: Высочина Елена, Дехтярева Катя, Минченко Никита, Недогонов Никита, Тулубаева Варвара.

Отсиживаются: Верба Егор, Захаров Илья, Козенко Илья (с переменным успехом), Макаров Дима, Мерзляков Саша (раньше отвечал, поднимал руку – сейчас на уроке пассивен), Мирошниченко Глеб (может только что-то выкрикнуть с места), Новак Олеся (часто отвлекается ),

Я вам уже говорила, что в 1 классе я не должна задавать домашние задания. Однако, тренироваться выполнять различные упражнения просто необходимо. Цель тренировочных упражнений не только в том, чтобы закрепить навык, полученный на уроке, но и лишний раз ребенку пообщаться с мамой, папой, рассказать о своих переживаниях, планах. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованность родителей и не боялся рассказать всё, что его беспокоит. Психологи советуют, чтобы в семье было взаимопонимание, доброжелательные отношения, нужно обнимать, целовать или просто погладить ребенка не меньше 8 раз (это относится и ко взрослым членам семьи).

Вам было рекомендовано каждый день спрашивать своего ребенка чему он научился в этот день. Попробуйте сами оценить по 10-бальной системе результаты работы вашего ребенка в 1 четверти по чтению.

В течение 1 четверти на уроках чтения дети наблюдали за особенностями устной и письменной речи. Составляли самостоятельно и под диктовку схемы простых предложений. Придумывали предложения с опорой на рисунки и схемы. Определяли количество слов в предложении, количество предложений в тексте. Читали и правильно интонировали предложения. Выбирали из текста предложение, соответствующее данной схеме. Соотносили название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Произносили по слогам слова-предложения. Определяли количество слогов в словах и ставили в словах ударения. Наблюдали за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Определяли наличие в звучащем слове твёрдого и мягкого звуков. Различали слоги и слова, слова и предложения. Подбирали к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдали за многозначностью слов с опорой на иллюстрации. Выделяли среди слов имена людей. Сопоставляли похожие по написанию, но разные по значению слова. Дополняли слоги до слов. Расшифровывали буквенную символику. Анализировали звуковой и буквенный составы слов. Наблюдали за изменением значения слова при замене буквы в слове. Наблюдали за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в словах.

На уроках письма

Следили за положением ручки при письме, посадкой за столом. Учились ориентироваться в разлиновке прописи, различать рабочую и дополнительную строчки, соблюдать наклон при письме. Тренировались в написании крючков. Выполняли работу по образцу. Сравнивали выполненную работу с образцом, находили несовпадения. Сопоставляли похожие элементы прописных букв, находили сходства и различия в их написании. Старались контролировать расстояние между элементами во время их написания Анализировали образцы письма: находили места соединения элементов в букве и в слове, находили усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначали их условными значками. Комментировали вслух написание изученных элементов, слов, предложений. Классифицировали печатные и письменные буквы. Писали слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Наблюдали за изменением слов в предложении (по родам). Объясняли смысл пословиц. Анализировали образцы письма, вычленяли все мелкие элементы предложенного слова. Дописывали деформированные слова. Строили предложения, меняя местами слова.

На уроках математики

Соотносили количество предметов на рисунке и количество символов в тетради, названия чисел с количеством предметов и с цифрами, положение чисел в таблице и схем, задающих порядок движения по клеткам таблицы

Сравнивали форму, цвет, размер изображённых предметов.

Сравнивали числа от 1 до 10) разбивая предметы в группах на пары, 2) с помощью числового ряда. Сравнивать «на глаз» длины отрезков на бумаге в клетку.

Чертили геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник)

Выявляли закономерности . Тренировались в письме цифр.

Определяли положение фигур в таблице, чисел в числовом ряду с помощью слов (после, перед, за, между).

Учились использовать порядковые числительные в речи. Читать равенства и неравенства, использовали знаки ,

Увеличивали и уменьшали число на 1, называя следующее и предыдущее число.

Восстанавливали пропущенные числа в числовом ряду.

Определяли с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой.

Наблюдали на рисунках и схемах закономерность увеличения и уменьшения чисел в числовом ряду, учились делать выводы.

Распределяли роли и старались соблюдать очерёдность действий при выполнении заданий в паре

Наблюдали за свойствами геометрических фигур, определяли сходства и различия, делали выводы. Учились ориентироваться на листе бумаги, выполняя указания учителя.

Описывали линии, используя слова прямые, кривые, ломанные.

На уроках окружающего мира.

Рассказывали, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечали на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Сопоставляли признаки предметов и явлений, определяли сходства и различия.

Группировали предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).

Устанавливали правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).

называли признаки осени.

Обсуждали значение правильной организации распорядка дня.



Обсуждали правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и старались выполнять их.

Работали в парах.

Находили нужную информацию в справочнике учебника.

объясняли значение правил поведения в школе и на улице;

рассказывали о значении школы в жизни детей;

Оценивали своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице.

Объясняли значение правил личной гигиены и старались выполнять их.

Составляли устные рассказы из 2-3 предложений (по заданной теме).

объясняли, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки, сопоставляли признаки предметов и органы чувств.

Объясняли значение правильного питания.

Объясняли значение физкультуры и спорта, необходимость выполнять упражнения утренней зарядки.

На уроках проблем с дисциплиной нет. Проблемой выступает сдерживание двигательной активности некоторых ребят на перемене, когда происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Друг на друга напрыгивают, толкаются. В следствие чего происходят конфликты, взаимные упреки и жалобы. Возраст 7-8 лет - это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию норм и правил и к их повседневному выполнению. Саморегуляция поведения у некоторых детей в классе отсутствует. Давайте учить детей управлять своим поведением. Во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей. Один побежал, другому тоже надо. Своей головы нет. Часто при разборе конфликта перекладывают вину друг на друга вместо того, чтобы признать свою неправоту и постараться исправиться. Необходимо научить ребёнка сдерживать негативные проявления в поведении, самостоятельно останавливать ссору, а не разжигать её. Младший школьный возраст – это период, когда зарождается детская дружба. Всегда можно договориться, если нет, лучше отойти в сторону. От того, как ведёт себя ребёнок в коллективе, зависит отношение к нему окружающих.

Еще одна проблема в классе – это громкоговорение на переменах. Дети между собой очень громко говорят, что такое «говорить тихо» - они не понимают. Зато на уроке многие отвечают так, что даже сами себя не слышат. Дома постарайтесь, пожалуйста, проконтролировать процесс говорения, если ребенок переспрашивает, не торопитесь повторять ему свой вопрос или просьбу. Иначе он привыкнет, что ему достаточно переспросить, вместо того, чтобы вникнуть с 1-го раза. Мне приходится по несколько раз повторять одно и то же. Дети слушают, но не слышат, т.е. не вникают в суть произнесенной фразы, не сразу могут повторить, сказанное мной. Тяжело учились строиться парами, не умеют ходить строем. Приходится брать за руку и ставить в строй, или вести с собой. Но, конечно, это не все ребята. Есть дети уже с первого сентября выполняющие школьные требования и на уроках, и во время перемены.

Большой вред приносят телефоны. По любому поводу, чуть ребенка задели, звонок родителям, родители расстроены, переживают, торопятся в школу узнать, в чем дело, а пока добираются конфликт уже разрешен, ребенок спокоен, занят другим делом. Некоторым ребятам звонят во время урока. Кто? Нет необходимости в школе в телефоне. Приводите вы, забираете – вы. Телефоны отвлекают от учебы.

Очень важно соблюдение режима дня. В младшем школьном возрасте успеваемость учащихся зависит от их здоровья. Большое значение имеет полноценный отдых, и прежде всего сон. Даже небольшое, но систематическое недосыпание вредно сказывается на самочувствии и здоровье детей. Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10-12 часов.

Важно помнить о полезной привычке – рано ложиться и рано вставать. Ученику надо вставать не за полчаса до начала занятий, чтобы наспех проглотить свой завтрак и домчаться до школы, а примерно за полтора часа. Школьник должен самостоятельно убрать свою постель, необходимо делать утреннюю гимнастику, которая благотворно воздействует на центральную нервную систему ребенка, активизирует работу системы кровообращения и дыхания, способствует вхождению в ритм рабочего дня.

Важно избегать ошибок при организации учебного труда младшего школьника:

- для учебного домашнего труда надо выделять определенное время, а не садиться за уроки тогда, когда захочется;

- лучшее время для запоминания 15-17 часов, поэтому домашнее задание лучше выполнять в этот промежуток времени, а не ждать прихода родителей с работы;

- отдых должен быть активным. Полноценный отдых – это смена видов деятельности. Пассивный отдых дома и на улице (бесцельное хождение) ведет к потере работоспособности, постепенно воспитывает лень. Но и сильно подвижные игры в течение 2 часов утомляют ребенка.

Родители хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, полностью вникнуть в интересы ребенка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только терпение дадут нужный результат.