Христюха Светлана Александровна, учитель начальных классов,г.Ждановка
Первый урок в МОУ «Школа №1»
города Ждановка
Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году
на тему «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»
Почему урок- путешествие в сказку? Все очень просто, ведь сказки составляют неотъемлемую часть детства каждого ребенка. К тому же древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». По большому счету, сюжет сказки – вымысел, но при этом в ней в метафорической форме заложены извечные истины и человеческие ценности. Сказка ненавязчиво показывает на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия, поступки. Поэтому сам обучающийся непременно сделает правильные выводы, особенно, если учитель будет побуждать его к размышлению.
Научиться можно только тому,
что любишь
Гете И.
Цель урока – развитие у обучающихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника; формирование положительной мотивации к самообразованию.
Задачи:
воспитывать у обучающихся правильное отношение к учёбе;
воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся, развивать их инициативность, целеустремленность, настойчивость.
стимулировать процесс самопознания, самовоспитания;
способствовать формированию образа грамотного, успешного, конкурентоспособного человека
Ход урока
1.Организационный . момент
Здравствуйте, ребята, уважаемые родители, гости! Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. Разрешите поздравить вас началом нового 2017-2018 учебного года! С Днем знаний!
Я надеюсь, что за лето вы хорошо отдохнули, набрались сил к новому учебному году?! Родителям желаю здоровья и терпения, а моим любимым ученикам радости открытий новых знаний!
2.Актуализация опорных знаний
Первый в новом учебном году звонок позвал на урок ,который называется «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»
Ребята подготовили стихи о школе.
(Читают стихи дети):
Ученик 1.
Осень нежно нам всем сообщает,
Что пора школьных дней наступает.
Ученик 2.
Есть у нас немного славных
Разных дней в календаре,
Но один есть самый – самый,
Самый первый в сентябре
Ученик 3.
Зазвенит звонок весёлый
Здравствуй школьная пора!
И шагает дружно в школу
В это утро детвора.
Ученик 4.
Игрушками некогда
Мне забавляться,
Я буду теперь
Каждый день заниматься.
Ученик 5
Я считаю до ста,
Читаю, решаю задачу,
Ведь ждут меня в школе
Чтение и математика,
музыка, труд, рисование
И всё школьное расписание.
Ученик 6.
На большой голубой планете
Нет сегодня счастливее нас.
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь уж – третий класс!
Ученик 7.
Нам ни капельки, друзья,
Не было обидно,
Что сказали: "Третий класс
Из-за цветов не видно”.
Ученик 8.
Каникулы кончаются –
Дней отдыхали много…
Друзья опять встречаются
У школьного порога.
Ученик 9.
Вот и осень у ворот-
Здравствуй, новый школьный год!
Ученик 10
И поверьте, ребята,
Что я не шучу –
Я скучаю по школе
И учиться хочу!
Учитель
Спасибо всем обучающимся, я очень рада, что вам хочется учиться.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»)
3 .Мотивация учебной деятельности учащихся.
У меня в руках книга Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»
- Как вы думаете, почему книга пользуется на протяжении стольких лет необычайной популярностью, почему ее читают и перечитывают много раз с большим удовольствием?
- В чем же особенность этой книги. Она написана очень интересно, в форме увлекательного путешествия, живо, образно, много юмора. Такое впечатление, что Л. Гераскина прекрасно знает, о чем мечтают дети, как им хочется порой отдохнуть от уроков
Наш урок будет похож на сказку,
Нам без знаний никуда.
И так, готовы вы отправиться в сказку?.
Произнесем вместе: 1, 2, 3 - сказка в гости приходи!
Отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков»
- Понравился вам мультфильм? А книгу читать еще интереснее, я надеюсь, что вам всем захочется прочесть ее.
- А сейчас класс нужно объединить в группы, ответы будет оценивать строгое жюри.
4.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
- Теперь узнаем, кто из вас внимательнее смотрел мультфильм, предлагаю для разминки ответить на вопросы викторины.
Викторина по содержанию, участвуют также родители
Начало формы
1. Как звали мальчика - главного героя мультфильма?
Витя
Митя
Вова
2. В каком классе учился главный герой?
3Б
5А
4В
3. Какие учебники пришли к мальчику, но он их не сразу узнал?
Геометрии, биологии, истории
Географии, арифметики, русского языка
Литературы, географии и английского языка
4. Кем захотел быть мальчик, вместо того, чтобы учиться?
Путешественником
Фокусником
Космонавтом
5. Куда отправили мальчика учебники?
В Тридевятое царство
В Страну невыученных уроков
На Кудыкину гору
6. Кто отправился в путешествие вместе с мальчиком?
Кот
Собака
Попугай
7. Что росло на деревьях в стране, куда попал мальчик?
Помидоры и пирожки
Арбузы и булочки
Дыни и тортики
8. Какую математическую задачку задали мальчику и коту продавцы мороженого?
4 Х 9
3 Х 5
8 Х 8
9. В каких словах мальчику нужно было вставить пропущенные буквы, чтобы попасть во дворец?
Ключик и замочек
Винтик и шпунтик
Ящичек и коробочек
10. Как расставил запятые мальчик во фразе: «Казнить нельзя помиловать»?
Казнить, нельзя помиловать
Казнить нельзя, помиловать
Вывод:
В Стране невыученных уроков Виктор Перестукин получает уроки жизни, и мы с вами уже узнали некоторые из них
Витя на собственном опыте убедился, как можно навредить и себе, и окружающим своим невежеством. Автор верит, что многие лентяи и лоботрясы, прочитав книгу, узнают в Викторе Перестукине себя и тоже зададут себе вопрос: «Чем я хуже?..» и непременно возьмутся за ум.
Задание 2 (для детей)
- Мы увидели, как Витя поступал в очень ответственные моменты своей жизни. А сейчас я хочу посмотреть, как вы, используя свой жизненный опыт, выйдете из сложной ситуации и выполните второе задание .
Из слов, лежащих у вас на парте (завтра, поучусь, сегодня, а, погуляю), составьте предложение.
- Что у вас получилось? (Завтра поучусь, а сегодня погуляю. Завтра погуляю, а сегодня поучусь.)
Физкультминутка «Паровозик чух-чух.Паровозик с остановками .»
Задание 3 (для детей)
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом,
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
- Что случилось с этими поговорками? Одна буква меняет весь смысл. Да они стали просто смешными! Прочитайте правильно.
1. Аппетит проходит во время еды.
2. Готовь сени летом, а телегу зимой.
3. Машу маслом не испортишь.
4. Проще жареной репы.
- Ребята, давайте сейчас ответим на вопрос:
Зачем хорошо учиться? (Вопрос прикрепляется к доске).
Дети высказываются.(получать хорошие отметки, чтобы не ругали родители, знания пригодятся в жизни…)
Задание 4 (совместно дети и родители)
Учитель: Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами дом. На доске написаны предложения, их надо расставить в определенном порядке .
На нижнем этаже будет стоять самое важное, для чего вы учитесь. На этаже выше – менее важное, на следующем этаже – еще менее важное и так, пока не будет выстроен дом.
Для чего вы учитесь? Найдите самые важные выражения.
Я учусь для того, чтобы все хорошо знать и уметь.
Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи,
писать диктанты без ошибок.
Я учусь для того, чтобы быть полезным людям, получить высокооплачиваемую работу.
Я учусь для того, чтобы в будущем моя семья ни в чем не нуждалась.
Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
Я учусь для того, чтобы в будущем мог прославить свою Родину-ДНР..
У доски представитель команды расставляет предложения в определенном порядке, аргументируя при этом свой выбор.
Задание 5 (для родителей и детей) «Собери пословицу».
А что говорит об этом народная мудрость?
Соедините первую и вторую части пословиц.
Народная мудрость гласит:
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Оттого в люди пробился, что учился.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Век живи — век учись.
Как вы понимаете их ? Согласны ли вы с ними?
4 Подведение итогов урока
В завершение урока учитель предлагает еще раз вспомнить тему урока, в каких конкурсах участвовали третьеклассники. Обучающиеся делают вывод.
- Какова тема нашего урока? («Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»)
- Любовь - главное чувство на Земле. С него начинается все живое во Вселенной и продолжает существовать благодаря этому чувству. Мы любим свою Родину - Донецкую Народную Республику. Много славных людей вырастила донецкая земля. Родом из Донбасса поэт Борис Слуцкий, певцы: Анатолий Соловьяненко и Иван Дзюба. А разве можно забыть, что Донбасс – это родина композитора Сергея Прокофьева? Нельзя не вспомнить донбассовца Йосифа Кобзона.
Донбасс прославили известные спортсмены – Сергей Бубка и Лилия Подкопаева.. Так же в Старобешевском районе родилась замечательная женщина, ветеран труда, бригадир трактористок Паша Ангелина и т.д.
Можно бесконечно называть имена. Наш край имеет огромный потенциал –не только промышленный, но и человеческий. И сейчас в в нашей школе,в нашем классе есть талантливые дети. Вся надежда на вас!
Дорогие ребята! Вам строить новую страну, преумножать ее славу и богатство. Будьте достойны нашей молодой Республики! Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите!
Творческое задание :