СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пифагор и его теорема

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа обучающейся на конкурс

Просмотр содержимого документа
«Пифагор и его теорема»

 Теорема Пифагора Выполнила: ученица Х класса «А»  МАОУСОШ №1  г. Немана  Зайцева Альбина. Учитель: Родич Валентина Григорьевна.

Теорема Пифагора

Выполнила: ученица Х класса «А»

МАОУСОШ №1

г. Немана

Зайцева Альбина.

Учитель: Родич Валентина Григорьевна.

ПИФАГОР (ок. 570-ок.500 гг.до н.э.) Древнегреческий математик, ему приписывают систематическое введение доказательств в геометрию, создание планиметрии прямоугольных фигур, учения о подобии, учения об арифметических, геометрических пропорциях.

ПИФАГОР (ок. 570-ок.500 гг.до н.э.)

  • Древнегреческий математик, ему приписывают систематическое введение доказательств в геометрию, создание планиметрии прямоугольных фигур, учения о подобии, учения об арифметических, геометрических пропорциях.
Мысли  и  афоризмы  Пифагора На поле жизни, подобно сеятелю, ходи ровным и постоянным шагом. Истинное отечество там, где есть благие нравы. Не будь членом учёного общества: самые мудрые, составляя общество, делаются простолюдинами. Почитай священными числа, вес и меру, как чад изящного равенства. Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова. Ничему не удивляйся: удивление произвело богов. Если спросят: что есть древнее богов? - ответствуй: страх и надежда.

Мысли и афоризмы Пифагора

  • На поле жизни, подобно сеятелю, ходи ровным и постоянным шагом.
  • Истинное отечество там, где есть благие нравы.
  • Не будь членом учёного общества: самые мудрые, составляя общество, делаются простолюдинами.
  • Почитай священными числа, вес и меру, как чад изящного равенства.
  • Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова.
  • Ничему не удивляйся: удивление произвело богов.
  • Если спросят: что есть древнее богов? - ответствуй: страх и надежда.
Теорема Пифагора В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов.  a 2 + b 2 = c 2  А В С- прямоугольный треугольник А С В

Теорема Пифагора

  • В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов.

a 2 + b 2 = c 2

А В С- прямоугольный треугольник

А

С

В

КАТЕТ a 2 + b 2 = c 2  Это прямоугольный треугольник  c КАТЕТ b  ГИПОТЕНУЗА a

КАТЕТ

a 2 + b 2 = c 2

Это прямоугольный треугольник

c

КАТЕТ

b

ГИПОТЕНУЗА

a

Карикатуры на теорему Пифагора Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли его Dons asinorum- ослиный мост, или elefuga- бегство

Карикатуры на теорему Пифагора

  • Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли его Dons asinorum- ослиный мост, или elefuga- бегство "убогих", так как некоторые "убогие" ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому "ослами",были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.
Карикатуры на теорему Пифагора Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее также

Карикатуры на теорему Пифагора

  • Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее также "ветряной мельницей", составляли стихи вроде "Пифагоровы штаны на все стороны равны", рисовали карикатуры.
Применение  теоремы  Пифагора  Области применения: 1. Строительство 2. Астрономия 3. Мобильная связь

Применение теоремы Пифагора

Области применения:

  • 1. Строительство
  • 2. Астрономия
  • 3. Мобильная связь
Строительство  Окна Крыши Молниеотводы

Строительство

  • Окна
  • Крыши
  • Молниеотводы
Молниеотвод Известно, что молниеотвод защищает от молнии все предметы, расстояние которых от его основания не превышает его удвоенной высоты. Необходимо определить оптимальное положение молниеотвода на двускатной крыше, обеспечивающее наименьшую его доступную высоту. Решение:        По теореме Пифагора h 2 ≥ a 2 + b 2 , значит h ≥ (a 2 + b 2 )1/2 .

Молниеотвод

  • Известно, что молниеотвод защищает от молнии все предметы, расстояние которых от его основания не превышает его удвоенной высоты. Необходимо определить оптимальное положение молниеотвода на двускатной крыше, обеспечивающее наименьшую его доступную высоту.
  • Решение:
  •        По теореме Пифагора h 2 ≥ a 2 + b 2 , значит h ≥ (a 2 + b 2 )1/2 .
Окна В зданиях готического и романского стиля верхние части окон расчленяются каменными ребрами, которые не только играют роль орнамента, но и способствуют прочности окон. На рисунке представлен простой пример такого окна в готическом стиле. Способ построения его очень прост: Из рисунка легко найти центры шести дуг окружностей, радиусы которых равны ширине окна (b) для наружных дуг половине ширины, (b/2) для внутренних дуг Остается еще полная окружность, касающаяся четырех дуг. Т. к. она заключена между двумя концентрическими окружностями, то ее диаметр равен расстоянию между этими окружностями, т. е. b/2 и, следовательно, радиус равен b/4. А тогда становится ясным и  положение ее центра.

Окна

  • В зданиях готического и романского стиля верхние части окон расчленяются каменными ребрами, которые не только играют роль орнамента, но и способствуют прочности окон. На рисунке представлен простой пример такого окна в готическом стиле. Способ построения его очень прост: Из рисунка легко найти центры шести дуг окружностей, радиусы которых равны
  • ширине окна (b) для наружных дуг
  • половине ширины, (b/2) для внутренних дуг
  • Остается еще полная окружность, касающаяся четырех дуг. Т. к. она заключена между двумя концентрическими окружностями, то ее диаметр равен расстоянию между
  • этими окружностями, т. е. b/2 и, следовательно,
  • радиус равен b/4. А тогда становится ясным и
  • положение ее центра.
Романская архитектура. В романской архитектуре часто встречается мотив, представленный на рисунке. Если b по-прежнему обозначает ширину окна, то радиусы полуокружностей будут равны R = b / 2 и r = b / 4. Радиус p внутренней окружности можно вычислить из прямоугольного треугольника, изображенного на рис. пунктиром. Гипотенуза этого треугольника, проходящая через точку касания окружностей, равна b/4+p, один катет равен b/4, а другой b/2-p. По теореме Пифагора имеем: (b/4+p)=( b/4)+( b/4-p) или b/16+ bp/2+p=b/16+b/4-bp+p, откуда bp/2=b/4-bp. Разделив на b и приводя подобные члены, получим: (3/2)p=b/4, p=b/6.

Романская архитектура.

  • В романской архитектуре часто встречается мотив, представленный на рисунке. Если b по-прежнему обозначает ширину окна, то радиусы полуокружностей будут равны R = b / 2 и r = b / 4. Радиус p внутренней окружности можно вычислить из прямоугольного треугольника, изображенного на рис. пунктиром. Гипотенуза этого треугольника, проходящая через точку касания окружностей, равна b/4+p, один катет равен b/4, а другой b/2-p. По теореме Пифагора имеем:
  • (b/4+p)=( b/4)+( b/4-p)
  • или
  • b/16+ bp/2+p=b/16+b/4-bp+p,
  • откуда
  • bp/2=b/4-bp.
  • Разделив на b и приводя подобные члены, получим:
  • (3/2)p=b/4, p=b/6.
Строительство крыши При строительстве домов и коттеджей часто встает вопрос о длине стропил для крыши, если уже изготовлены балки. Например: в доме задумано построить двускатную крышу (форма в сечении). Какой длины должны быть стропила, если изготовлены балки AC=8 м., и AB=BF.       Решение:       Треугольник ADC - равнобедренный AB=BC=4 м., BF=4 м. Если предположить, что FD=1,5 м., тогда:       А) Из треугольника DBC: DB=2,5 м.,      Б) Из треугольника ABF:

Строительство крыши

При строительстве домов и коттеджей часто встает вопрос о длине стропил для крыши, если уже изготовлены балки. Например: в доме задумано построить двускатную крышу (форма в сечении). Какой длины должны быть стропила, если изготовлены балки AC=8 м., и AB=BF.

      Решение:

      Треугольник ADC - равнобедренный AB=BC=4 м., BF=4 м. Если предположить, что FD=1,5 м., тогда:

      А) Из треугольника DBC: DB=2,5 м.,

     Б) Из треугольника ABF:

Астрономия На этом рисунке показаны точки A и B и путь светового луча от A к B и обратно. Путь луча показан изогнутой стрелкой для наглядности, на самом деле, световой луч - прямой. Какой путь проходит луч? Поскольку свет идет туда и обратно одинаковый путь, спросим сразу: чему равно расстояние между точками?

Астрономия

  • На этом рисунке показаны точки A и B и путь светового луча от A к B и обратно. Путь луча показан изогнутой стрелкой для наглядности, на самом деле, световой луч - прямой.
  • Какой путь проходит луч? Поскольку свет идет туда и обратно одинаковый путь, спросим сразу: чему равно расстояние между точками?
Астрономия На этом рисунке показан путь светового луча только с другой точки зрения, например из космического корабля. Предположим, что корабль движется влево. Тогда две точки, между которыми движется световой луч, станут двигаться вправо с той же скоростью. Причем, в то время, пока луч пробегает свой путь, исходная точка A смещается и луч возвращается уже в новую точку C.

Астрономия

  • На этом рисунке показан путь светового луча только с другой точки зрения, например из космического корабля. Предположим, что корабль движется влево. Тогда две точки, между которыми движется световой луч, станут двигаться вправо с той же скоростью. Причем, в то время, пока луч пробегает свой путь, исходная точка A смещается и луч возвращается уже в новую точку C.
Астрономия . В конце девятнадцатого века высказывались разнообразные предположения о существовании обитателей Марса подобных человеку. В шутку, хотя и не совсем безосновательно , было решено передать обитателям Марса сигнал в виде теоремы Пифагора. Неизвестно, как это сделать; но для всех очевидно, что математический факт, выражаемый теоремой Пифагора имеет место всюду и поэтому похожие на нас обитатели другого мира должны понять такой сигнал.

Астрономия .

  • В конце девятнадцатого века высказывались разнообразные предположения о существовании обитателей Марса подобных человеку. В шутку, хотя и не совсем безосновательно , было решено передать обитателям Марса сигнал в виде теоремы Пифагора. Неизвестно, как это сделать; но для всех очевидно, что математический факт, выражаемый теоремой Пифагора имеет место всюду и поэтому похожие на нас обитатели другого мира должны понять такой сигнал.
Мобильная  связь Какую наибольшую высоту должна иметь антенна мобильного оператора, чтобы передачу можно было принимать в радиусе R=200 км? (радиус Земли равен 6380 км.) Решение:        Пусть AB= x , BC=R=200 км , OC= r =6380 км. OB=OA+AB  OB=r + x.  Используя теорему Пифагора, получим  Ответ: 2,3 км.

Мобильная связь

  • Какую наибольшую высоту должна иметь антенна мобильного оператора, чтобы передачу можно было принимать в радиусе R=200 км? (радиус Земли равен 6380 км.)
  • Решение:
  •        Пусть AB= x , BC=R=200 км , OC= r =6380 км.
  • OB=OA+AB OB=r + x.
  • Используя теорему Пифагора, получим Ответ: 2,3 км.
Литература 1.А.В.Волошинов.Пифагор.   М.Просвещение.1993г  2. http : //www . internet-scool . ru  3 . http : //portfolio . 1september . ru

Литература

  • 1.А.В.Волошинов.Пифагор.

М.Просвещение.1993г

2. http : //www . internet-scool . ru

3 . http : //portfolio . 1september . ru