СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменность и знания древних египтян

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План:

1. Письменность древних египтян.

2. Египетские папирусы.

3. Школа и научные знания.

 

Новые понятия: иероглиф, папирус.

Просмотр содержимого документа
«Письменность и знания древних египтян»


Письменность и знания древних египтян

Проверка домашнего задания:

1. Что было раньше: походы Тутмоса в Азию или строитель­ство пирамиды Хеопса? На сколько раньше?

2. Подумайте, с какими целями сооружались огромные пира­миды. Покажите на карте, где находятся пирамиды. Как определить словами это место? Почему все гроб­ницы, в том числе пирамиды, строились на западной границе Египта? Кто и как строил пирамиды?

3. Опишите по рисунку (с. 56—57) египетский храм. Как про­водился религиозный праздник?

4. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера, изображавшие богов, фараонов, вельмож? Используйте при отве­те рисунки учебника.

5. Проверка индивидуального задания: расскажите о раскопках гробницы Тутанхамона. Зачем в эту гробницу поместили мебель, вазы, оружие, драгоценности?


План:

1. Письменность древних египтян.

2. Египетские папирусы.

3. Школа и научные знания.


Новые понятия: иероглиф, папирус.



Изучение нового материала:


1. Письменность древних египтян.

На Земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Одна из этих стран расположена на берегах рек Евфрата и Тигра и называется Двуречьео ней речь впереди; другая стра­на — это Египет. Письменность возникла в Двуречье ы в Египте примерно в одно время, более 5 тысяч лет назад.

Запомните: (Лучше записать)

1) в древнеегипетском письме знаков для письма — иероглифов — было очень много (более семисот);

2) первые иероглифы были рисунками, изображавшими все то, что египтяне хотели сказать;

3) иероглифы употреблялись не только для обозначения слов, но и для передачи тех согласных звуков, которые входят в это слово;

4) в египетском письме не существовало иероглифов, обозначающих гласные звуки; гласные, конечно, произносились (без них нет устной речи), но при записи они пропускались;

5) иероглифы могли играть роль знаков-определителей и в этой роли служить «подсказкой» для читателя и не произноситься.

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Возникло оно из рисунков (рассмотрите рисунок «Египетские иероглифы», с. 60). Скажем, египтянам надо было написать слово «солнце». Что они рисовали? С помощью каких рисунков египтяне записывали слова «бить»? «плакать»? «идти»? Знаки для письма называются иероглифами.

О характеристикой древнеегипетского письма мы ознакомимся путем громкого чтения (§ 12, п. I, начать со 2-го абзаца).

Письмо Древнего Египта отличалось от нашего письма. В русской азбуке 33 буквы, каждая из них, как правило, обозначает лишь один звук: выучить азбуку и научиться читать можно за несколько недель. В Египте же научиться читать и писать было невероятно трудно. Это суждение подтверждают две мысли: 1) для того чтобы выучить 700 иероглифов, нужны были долгие годы; 2) необходимо было не только выучить все эти иероглифы, но и уметь ими правильно пользоваться — любой иероглиф мог обозначать либо слово, либо согласный звук (или сочетание нескольких согласных звуков — ем, км, нфр), либо значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой (посмотрите на рисунок, с. 60), обозначал в одном случае слово колодец, в другом — сочетание двух согласных — хм, в третьем -тот же знак не читался, а лишь подсказывал, что речь в тексте идет о прудах, болотах и т. п.

2. Египетские папирусы.

В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма. Рассмотрите ри­сунок «Тростник папирус» (с. 33).

Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть (может быть, это была каменная плита): из растений выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали — получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали деревянным молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус — ломкий материал, его нельзя складывать, как скла­дываются листы бумаги в современной тетради или книге. Поэто­му листы папируса склеивали в длинные полосы, которые свора­чивали в трубки (смоют).

Рассмотрите рисунки.

1) «Статуя писца» (с. 60). Египетские писцы обучались в школах, где учились письму и чтению, изучали математику, географию, астрономию и музыку. Часто писцы занимали высокое положение при дворе фараона, Знатные вельможи и даже сыновья фараона гордились своей образован­ностью. Поэтому они заказывали для своих гробниц статуи, изображаю­щие их в позе писца. Полуголый из-за жары писец сидит, скрестив ноги, у него на коленях развернут свиток папируса, а в правой руке кисточка для письма. Перед нами умный и ловкий придворный, который готов исполнить приказание своего владыки.

2) «Письменные принадлежности...» (с. 61). Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями для черных и красных чернил. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка» — новая строка, с которой начинается новая мысль). Чернила имели вид маленьких лепеше­чек твердого вещества, напоминающего современные акварельные краски. Писец обмакивал заостренную тростинку в воду и тер ею о лепешечку чер­нил. Основой черных чернил была сажа, соскобленная с кухонной посуды, основой красных — красная охра (глина).

Папирус берегли: аккуратно смывали старые записи, высуши­вали листок и на нем же выполняли новое задание — переписы­вали мифы, сказки, поучения старых писцов.






3. Школа и научные знания.

Именно в Егип­те была определена продолжительность года (365 суток), год поделен на 12 месяцев и составлен точный календарь, позволяв­ший предсказать, в какой день начнется разлив Нила.

В Египте существовали врачи разных специальностей. Напри­мер, хирурги делали сложные операции, хотя обезболивающих средств не знали; искусные зубные врачи отлично закрепля­ли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тон­кой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить его испорченную часть. В качестве лекарств врачи использовали на­стои и отвары трав, различные соли. Врачам Древнего Египта нередко удавалось поставить больного на ноги, продлить ему жизнь.
























По ходу урока делаются записи на доске и в тетради:

В египетском письме — более 700 иероглифов (знаков для письма)

Папирусные святки.


Домашнее задание: § 12. Вопросы и задания к § 12. Индивиду­альное задание; подготовить сообщение о том, как была разгада­на тайна иероглифов (с. 62).

2