Письменность и знания древних египтян
Проверка домашнего задания:
1. Что было раньше: походы Тутмоса в Азию или строительство пирамиды Хеопса? На сколько раньше?
2. Подумайте, с какими целями сооружались огромные пирамиды. Покажите на карте, где находятся пирамиды. Как определить словами это место? Почему все гробницы, в том числе пирамиды, строились на западной границе Египта? Кто и как строил пирамиды?
3. Опишите по рисунку (с. 56—57) египетский храм. Как проводился религиозный праздник?
4. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера, изображавшие богов, фараонов, вельмож? Используйте при ответе рисунки учебника.
5. Проверка индивидуального задания: расскажите о раскопках гробницы Тутанхамона. Зачем в эту гробницу поместили мебель, вазы, оружие, драгоценности?
План:
1. Письменность древних египтян.
2. Египетские папирусы.
3. Школа и научные знания.
Новые понятия: иероглиф, папирус.
Изучение нового материала:
1. Письменность древних египтян.
На Земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Одна из этих стран расположена на берегах рек Евфрата и Тигра и называется Двуречье — о ней речь впереди; другая страна — это Египет. Письменность возникла в Двуречье ы в Египте примерно в одно время, более 5 тысяч лет назад.
Запомните: (Лучше записать)
1) в древнеегипетском письме знаков для письма — иероглифов — было очень много (более семисот);
2) первые иероглифы были рисунками, изображавшими все то, что египтяне хотели сказать;
3) иероглифы употреблялись не только для обозначения слов, но и для передачи тех согласных звуков, которые входят в это слово;
4) в египетском письме не существовало иероглифов, обозначающих гласные звуки; гласные, конечно, произносились (без них нет устной речи), но при записи они пропускались;
5) иероглифы могли играть роль знаков-определителей и в этой роли служить «подсказкой» для читателя и не произноситься.
Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Возникло оно из рисунков (рассмотрите рисунок «Египетские иероглифы», с. 60). Скажем, египтянам надо было написать слово «солнце». Что они рисовали? С помощью каких рисунков египтяне записывали слова «бить»? «плакать»? «идти»? Знаки для письма называются иероглифами.
О характеристикой древнеегипетского письма мы ознакомимся путем громкого чтения (§ 12, п. I, начать со 2-го абзаца).
Письмо Древнего Египта отличалось от нашего письма. В русской азбуке 33 буквы, каждая из них, как правило, обозначает лишь один звук: выучить азбуку и научиться читать можно за несколько недель. В Египте же научиться читать и писать было невероятно трудно. Это суждение подтверждают две мысли: 1) для того чтобы выучить 700 иероглифов, нужны были долгие годы; 2) необходимо было не только выучить все эти иероглифы, но и уметь ими правильно пользоваться — любой иероглиф мог обозначать либо слово, либо согласный звук (или сочетание нескольких согласных звуков — ем, км, нфр), либо значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой (посмотрите на рисунок, с. 60), обозначал в одном случае слово колодец, в другом — сочетание двух согласных — хм, в третьем -тот же знак не читался, а лишь подсказывал, что речь в тексте идет о прудах, болотах и т. п.
2. Египетские папирусы.
В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма. Рассмотрите рисунок «Тростник папирус» (с. 33).
Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть (может быть, это была каменная плита): из растений выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали — получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали деревянным молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.
Папирус — ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной тетради или книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (смоют).
Рассмотрите рисунки.
1) «Статуя писца» (с. 60). Египетские писцы обучались в школах, где учились письму и чтению, изучали математику, географию, астрономию и музыку. Часто писцы занимали высокое положение при дворе фараона, Знатные вельможи и даже сыновья фараона гордились своей образованностью. Поэтому они заказывали для своих гробниц статуи, изображающие их в позе писца. Полуголый из-за жары писец сидит, скрестив ноги, у него на коленях развернут свиток папируса, а в правой руке кисточка для письма. Перед нами умный и ловкий придворный, который готов исполнить приказание своего владыки.
2) «Письменные принадлежности...» (с. 61). Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями для черных и красных чернил. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка» — новая строка, с которой начинается новая мысль). Чернила имели вид маленьких лепешечек твердого вещества, напоминающего современные акварельные краски. Писец обмакивал заостренную тростинку в воду и тер ею о лепешечку чернил. Основой черных чернил была сажа, соскобленная с кухонной посуды, основой красных — красная охра (глина).
Папирус берегли: аккуратно смывали старые записи, высушивали листок и на нем же выполняли новое задание — переписывали мифы, сказки, поучения старых писцов.

3. Школа и научные знания.
Именно в Египте была определена продолжительность года (365 суток), год поделен на 12 месяцев и составлен точный календарь, позволявший предсказать, в какой день начнется разлив Нила.
В Египте существовали врачи разных специальностей. Например, хирурги делали сложные операции, хотя обезболивающих средств не знали; искусные зубные врачи отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить его испорченную часть. В качестве лекарств врачи использовали настои и отвары трав, различные соли. Врачам Древнего Египта нередко удавалось поставить больного на ноги, продлить ему жизнь.




По ходу урока делаются записи на доске и в тетради:
В египетском письме — более 700 иероглифов (знаков для письма)
Папирусные святки.
Домашнее задание: § 12. Вопросы и задания к § 12. Индивидуальное задание; подготовить сообщение о том, как была разгадана тайна иероглифов (с. 62).
2