-=,,,Тема урока: «Строчная буква ю ».
Цели:
Познакомить со строчной буквой «ю», звуком [й’у], [у];
Научить писать строчную букву ю;
Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость;
Задачи:
Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание с другими буквами;
Совершенствовать умение выделять звуки [йу] из слов.
Ставить ударение в словах, находить в них опасные места;
Расширять активный и пассивный словарь детей;
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность.
Оборудование: компьютер (проектор), презентация буквы ю, букварь, пропись №3 .
Ход урока.
I. Организация класса на урок.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
- У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. (Учитель проверяет подготовку к уроку.)
II. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока.
А) Актуализация знаний.
- Что мы уже знаем о звуках? Какие звуки бывают?
-Что мы знаем о согласных звуках, о гласных?
- Какие гласные буквы показывают твердость, мягкость согласных,? Слайд №2
- Давайте попробуем вспомнить гласные буквы, состоящие из двух звуков?
-Когда эти буквы состоят из двух звуков?
-Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие? Слайд №3
-На какие две группы можно поделить все эти слова? (Имена собственные и нарицательные; слова обозн. действие и предмет; по кол-ву слогов; слова, где гласные состоят из дух гласных звуков и из одного)
Б) Постановка темы и цели урока.
-Давайте определим цель нашего урока письма. В этом помогут нам загадки.
Слушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю.
Кто с собой запасы носит,
Пить неделями не просит,
И настолько любит труд,
Что горбатым стал…
ВЕРБЛЮД
Я юн, летами мал,
Да удал.
На судах служу,
По морям хожу.
Юнга
Закаляется весь день
В ледяной воде…
ТЮЛЕНЬ
Закружится на острой ножке.
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет — вскачь пойдёт немножко,
Захочет — ляжет на бочок.
Юла
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком.
Ну-ка , кто со мной знаком?
КЛЮКВА
-Что общего вы заметили в этих словах ?
-Кто поможет мне сформулировать тему нашего урока. (Ответы детей.)
-Чему должны научиться сегодня на уроке? (Ответы детей.)
На какие две группы можно поделить эти слова-отгадки? Почему? Слайд №4
В). Объявление темы и целей урока.
– Сегодня мы познакомимся с новой буквой, узнаем ее секрет, научимся писать новую букву, слоги и слова с нею.
III. Изучение нового материала.
1) Подготовка к написанию буквы ю.
а) Сравнить печатную и письменную буквы Ю.
б) Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит? (Из элементов буквы «н» и буквы «о».)
в) Кто сможет объяснить написание буквы (Презентация)
г ) Прописывание « в воздухе».
2) Пальчиковая гимнастика
Подготовка руки к письму. Этот пальчик….
3) Работа в прописи с. 56
а) Написание буквы ю по элементам под диктовку учеников.
б) Определение ошибок в написании буквы ю. (работа в паре)
в) Запись слогов и слов с письменного образца с определением соединений.
(юн, юв, юм ; юнга, юмор)
-Какие соединения используются при написании этих слогов, слов?
- Как вы понимаете значение слов юнга, юмор?
- Что обозначают эти слова? (Если дети затрудняются дать разъяснение значений, то учитель сам разъясняет значение.)
Юнга – подросток, обучающийся морскому делу, готовящийся стать матросом.
Юркий – быстрый, увертливый.
г) Повторение правила «Заглавная буква»
- Как пишутся имена? Одно ли это имя? Можно ли назвать эти слова однокоренными?
- Какой частью слова различаются слова голубь – голубка; дом.- домик; гриб-грибок?
- Какие суффиксы вы знаете?
- Прочитайте имена в 1 столбике, во втором. Слайд № 5
- В каком столбике слова звучат ласково?
-При помощи какой части слова имена стали звучать ласково?(-ушк,-юшк)
-Чем слово поле отличается от слова полюшко; дед – дедушка ; ?
д) Гимнастика для глаз.
е) Написание глаголов.
-Что общего в этих словах? (слова, обозн. действие)
- Какая пара слов лишняя? (несет – несу, так как на конце пишется у, а не ю)
- В каких случаях буква ю состоит из одного звука, а в каких из одного?
4) Физкультминутка Слайд № 6
Пляшет крошка. Всего одна ножка. (Юла)
IV. Повторение пройденного материала.
1. «Допиши букву» - работа в паре.
2. Командная игра «Отгадай букву»
(Дети делятся в группы по рядам. Каждая из групп загадывает букву и диктует её написание по элементам. За правильную диктовку группа получает 1 балл. За отгадывание буквы - 1балл. В конце супер- игра: под диктовку ребята должны отгадать целое слово. За это они получат два балла.)
3. Самостоятельная работа. Слайд № 7
- Отгадайте загадку.
Голосиста эта птичка,
Хоть и ростом невеличка.
Взгромоздившись на шесток,
Расчирикался (юрок – Полёт быстрый, быстрый, увертливый)
Юрок ближайший родственник зяблика. Размер – с воробья. Вес: 18-30 г, длина тела 13-18, длина крыла 8,2-9,9, размах крыльев 23-30 см.
-Образуйте от этого слова слово, обозн. признак предмета (юркий), действие (юркнуть)
- Сделайте звуко - буквенный разбор слова юрок.
– Сколько слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Сколько букв?
– А сколько звуков? (Пять.)
– Назовите звуки.
– Где стоит буква «ю» в слове «юрок»? Что можно об этом сказать? Слайд № 8
4. Разбор предложения. (Один ученик работает у доски)
-О ком говорится в предложении? Задайте к этому слову вопрос. Подчеркните одной чертой.
Найдите сказуемое, которое от него зависит, задайте к нему вопрос. Подчеркните двумя чертами.
V. Закрепление.
1. Соедини по порядку. (Задание № 1 в прописи)
2. Обведи элементы, которые есть в букве Ю. (Задание № 2 в прописи)
3. С какими буквами «дружит» буква Ю?
– Давайте подведем итоги.
- С написанием какой буквы познакомились?
– Раскройте секреты буквы «ю». слайд №
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
(-Мы сегодня узнали о том, что буквы е,ё,я,ю имеют два звука ,когда стоят в начале слова или после гласного звука.
-Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я ).
-Как вы думаете, что мы будем делать на следующем уроке письма?
Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.
Весёлый смайлик, если вам всё понятно было на уроке,
Грустный смайлик , если вы сомневаетесь в чём-то, что –то сегодня не поняли и
Плачущий смайлик , если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.
Молодцы! Спасибо за урок
- Вспомните, какое задание в начале урока мы выполняли первым? (Упражнение на развитие долговременной памяти)
- Что больше понравилось на уроке?
- Какие трудности были?
- Встаньте, кто считает, что хорошо трудился?
Размером с зяблика, но имеет более мощный клюв, вильчатый хвост короче. Голова чёрная, поясница белая, подмышечная область лимонно-жёлтая На чёрном крыле выделяется светлая оранжевая полоса Самка окрашена более тускло и однородно, с буро-сероватой головой и двумя широкими светлыми полосами по бокам затылка.