Тема: ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ «Х, х» 1 урок
Ц е л и : сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-
двигательный образ строчной буквы «х»; продолжить формирование умений делить слово на слоги,
выделять голосом ударный слог в слове; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на
слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в
буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове
(верхнего, среднеплавного, нижнего); учить анализировать предложение и составлять схему
предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв; упражнять учащихся в
выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка,
обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при
решении логических заданий с буквами.
Личностные : самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)
-смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво сточную и заглавную буквы Х,х).
Метапредметные
П - ориентироваться в учебной тетради: находить нужные страницы к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт, «ключ» к конструированию письменных букв; ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма, находить задание «Вопрос Вопросыча»
-осуществлять анализ буквы, выделение элементов;
-осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;
-использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы букв Х,х)
Р- принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя с опорой на интригу (Учебная задача - научиться красиво и правильно писать букву Х,х);
-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать по алгоритму написания буквы, списывания слов и предложений с буквой х, Х;
-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.
К -строить понятные высказывания;
- взаимодействовать в паре, группе: распределять работу, выполнять свою часть работы, выполнять взаимоконтроль, взаимооценку.
Предметные - писать заглавную и строчную букву Х,х ; -употреблять заглавную букву Х для написания имён собственных.
Оборудование: " Азбука. Тетрадь по письму № 3" , демонстрационные карточки печатных и письменных букв.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворения
Х –забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка. В. Степанов
Х все ходит, ходит, ходит –
Места, что ли. не находит?
А. Шибаев
– На что похожа буква «х»?
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «х»,
которая обозначает звуки – твердый согласный [х] и мягкий [х’].
III. Повторение звуков [х], [х’], изученных на уроке чтения.
– Определите место звуков [х], [х’] в словах: ахать, хлеб, пахать, хижина, хорек.
– Дайте характеристику звукам [х], [х’].
Учитель проводит и г р у «Тим – Том».
Учащиеся определяют, какой звук обозначает буква «х» в словах.
[х]
смех
хохот
хрюшка
хвост
хомяк
хлопушка
[х’]
хитрец
скоморохи
хихикать
хирург
химия
хищник
IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «х» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «х»: малой и большой печатных,
строчной и заглавной письменных.
– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «х».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву «х».
– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «х». (Две полоски в форме полуовала.)
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых
состоит строчная буква «х».
V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной
буквы «х» на доске.Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию,
коснувшись верхней линейки (1). Опускаем ее вниз (2), закругляем влево, коснувшись нижней
линейки (3). Делаем повтор по закруглению вправо (4). Линию повтора продолжаем вверх,
отклоняясь вправо (5). Закругляем ее вправо, коснувшись верхней линейки (6). Делаем повтор по
закруглению влево (7). Опускаем полуовальную линию вниз, коснувшись первого полуовала (8),
закругляем вправо, коснувшись нижней линейки (9).
Слева направо (1), вниз (2), влево (3), вправо (4), вверх, отклоняясь вправо (5), вправо (6), влево
(7), вниз (8), вправо (9).
2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «х» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления
мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).
4. Имитация учащимися начертания буквы «х» по алгоритму на основе двигательных
элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).
Физминутка Подготовка руки к письму.
VI. Письмо учащимися в тетради.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной
строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
1. П и с ь м о у ч а щ и м и с я в т е т р а д и двигательных элементов их комплексов и строчной
буквы «х» по алгоритму.2. У п р а ж н е н и е в п и с ь м е среднеплавного соединения: ах, ох, эх.
3. У п р а ж н е н и е в п и с ь м е слов по образцу: мех – смех слуги – слухи
– Сравните пары слов. – Проанализируйте каждое слово по п л а н у :
1. Сколько букв в слове? 2. Сколько звуков? 3. Сколько слогов?
4. Какой слог ударный? 5. Виды соединений букв.
Далее учащиеся выполняют письмо слов.
– Отгадайте шараду:
С буквой Х меня на себе носят,
С буквой С в столовой просят.
(Халат – салат.)
– Запишите слова «халат» – «салат».
ФИЗМИНУТКА
VII. Письмо слов и предложений по образцу.
Учащиеся читают предложение и составляют его схему.
– Какое слово-помощник используется в этом предложении?
– Проанализируйте каждое слово предложения и выполните письмо по образцу.
VIII. Выполнение логических заданий с буквами.
– Какие буквы написал Почемучка?
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Какую букву учились писать?
- Из скольких элементов состоит эта буква?
- Как называются эти элементы?
- Что вам больше всего удалось?
- Что вам помогло на уроке?
- За что вы себя можете похвалить?
- Что вам не удалось?
- Мне урок понравился. Спасибо вам за активную работу.
- Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?
Тема: ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ «Х, х» 2 урок
Ц е л и : сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-
двигательный образ заглавной буквы «Х»; учить анализировать слово, предложение, воспринятые
на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова
в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове
(верхнего, среднеплавного, нижнего); учить анализировать предложение и составлять схему
предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв; развивать внимание,
речевые умения, умение анализировать и обобщать.
Личностные : самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)
-смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво сточную и заглавную буквы Х,х).
Метапредметные
П - ориентироваться в учебной тетради: находить нужные страницы к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт, «ключ» к конструированию письменных букв; ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма, находить задание «Вопрос Вопросыча»
-осуществлять анализ буквы, выделение элементов;
-осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;
-использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы букв Х,х)
Р- принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя с опорой на интригу (Учебная задача - научиться красиво и правильно писать букву Х,х);
-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать по алгоритму написания буквы, списывания слов и предложений с буквой х, Х;
-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.
К -строить понятные высказывания;
- взаимодействовать в паре, группе: распределять работу, выполнять свою часть работы, выполнять взаимоконтроль, взаимооценку.
Предметные - писать заглавную и строчную букву Х,х ; -употреблять заглавную букву Х для написания имён собственных.
Оборудование: " Азбука. Тетрадь по письму № 3" , демонстрационные карточки печатных и письменных букв.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.(Хлеб.)
Легкий, а не пух,
Мягкий, а не мех,
Белый, а не снег,
Но оденет всех. (Хлопок.)
Летом папа нам привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник.)
Белый, тонкий корнеплод
Под землей растет,
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят. (Хрен.)
– Сравните слова-отгадки. Что их объединяет? На какой звук начинаются эти слова? (Звук [х].)
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «Х»,
которая нужна нам для обозначения звуков – твердого согласного [х] и мягкого [х’] в первом слове
предложения и собственном имени.
III. Повторение звуков [х], [х’], изученных на уроке чтения.
– Послушайте шуточное стихотворение и запомните слова со звуками [х], [х’].
Хорек ходил на ёлку
К волку,
Унес хлопушку
Втихомолку.
Теперь хорек
Своей хлопушкой
Зверей пугает,
Словно пушкой.
Г. Сапгир
– Дайте характеристику звукам [х], [х’]. (Звук [х] – твердый глухой согласный, [х’] – мягкий
глухой согласный звуки.)
Учитель проводит и г р у «Буква потерялась».
– Вставьте нужную букву и определите, какой звук она обозначает.
алва – [х] олод – [х]
леб – [х] ризантемы – [х]
итрец – [х’] ижина – [х’]
IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Х» в памяти учащихся.Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «х»: малой и большой печатных,
строчной и заглавной письменных.
– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Х».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых
состоит заглавная буква «Х».
V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания заглавной
буквы «Х» на доске.
Слева направо (1), вниз (2), влево (3), вправо (4), вверх, отклоняясь вправо (5), вправо (6), влево
(7), вниз (8), вправо (9).
2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Х» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления
мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).
4. Имитация учащимися начертания буквы «Х» по алгоритму на основе двигательных
элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).
ФИЗМИНУТКА ВОРОБЬИ
Пять воробьев на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели.
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, их трое осталось.
Сидели втроем и немного скучали.
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоем и снова скучали,
Один улетел, и остался один.
Один посидел, да и взял улетел.
VI. Письмо учащимися в тетради.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной
строки. 1. П и с ь м о у ч а щ и м и с я в т е т р а д и двигательных элементов, их комплексов и
заглавной буквы «Х» по алгоритму. 2. У п р а ж н е н и е в п и с ь м е соединений:
а) среднеплавного – Хе; б) нижнего – Ха.
VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо предложений по образцу.
Учащиеся читают предложения и составляют схемы этих предложений.
– Какие слова-помощники используются в этих предложениях?
– Какие слова надо писать с заглавной буквы? Почему?
– Проанализируйте каждое слово предложения и выполните письмо по образцу.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Какую букву учились писать?
- Из скольких элементов состоит эта буква?
- Как называются эти элементы?
- Что вам больше всего удалось?
- Что вам помогло на уроке?
- За что вы себя можете похвалить?
- Что вам не удалось?
- Мне урок понравился. Спасибо вам за активную работу.
- Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?