СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Писатели, поэты, художники о родной природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Час поэзии воспитывает у детей любовь к родному краю, к поэзии донских художников. Расширяет культурный кругозор ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Писатели, поэты, художники о родной природе.»

Тема: «Писатели, поэты, художники о родной природе».

Форма проведения: час поэзии с элементами слайд - шоу

Цель:: • продолжить знакомство с творчеством русских поэтов и художников о Донском крае;

• • продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать лирическое стихотворение;

• развивать навыки выразительного чтения, воображения, творчества;

• воспитывать у воспитанников любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников;

• расширять культурный кругозор ребёнка.

Используемый материал:

  • Выставка книг донских поэтов и писателей;

  • Портреты или фотографии поэтов В. Калмыкова, А. Гарнакерьяна, Б. Куликова, А. Гриценко, художника Б Щербакова.

  • Мультимедийное оборудование, презентация

  • Репродукции картин Б. Щербакова;

  • На столах у воспитанников распечатанные стихотворения/

Ход воспитательского часа:

Пускай всю ночь, грохочут поезда,
Пускай летят, в дорогу зазывая,
Пускай, но я отсюда – никуда!
Здесь то, что отчим краем называем.
Е.Шевелева.

Вступит слово воспитателя:

- Родина, Родной край. Эти слова очень дороги каждому человеку. Родина у нас с вами одна – Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина – место, где ты живешь. Это место, где ты родился, сделал первые шаги. Сказал первое слово. Наша, ребята, с вами малая Родина – это Дон, донской край.

И поэтому цель нашего воспитательского часа сегодня – посмотреть, как поэты и художники в своих произведениях выражают любовь к донской земле, продолжить знакомство с творчеством донских поэтов.

Давайте обратимся к эпиграфу нашего занятия . Им стал отрывок из стихотворения русской поэтессы Е. Шевелевой.

(Воспитатель выразительно читает эпиграф).

  • Как вы понимаете слова “отчий край”? (Ответы воспитанников)

  • В творчестве каких известных вам русских поэтов говорится о Родине?

- Так писали о Родине Сергей Есенин, Алексей Толстой и Николай Рубцов. А сегодня мы с вами попытаемся пройти вместе с писателями, нашими современниками, по донской земле, увидеть поэтические картины родного края.

Испокон веков Дон богат талантами. Здесь родились многие известные люди, внесшие большой вклад в сокровищницу не только российской, но и мировой культуры.

Донская земля дала миру великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Отсюда вышли два лауреата Нобелевской премии по литературе – Михаил Шолохов и Александр Солженицын. На донской земле жили и работали Максим Горький, Александр Серафимович, Александр Фадеев. Николай Погодин, Виктор Некрасов, Вера Панова. Широкой известностью пользуются имена донских писателей – Виталия Закруткина, Анатолия Калинина, Петра Лебеденко, Даниила Корецкого.

  • Стихи каких поэтов о нашем крае вам известны?

(Владимира Калмыкова, Ашота Гарнакерьяна, Бориса Куликова, Анатолия Гриценко).

Презентация

Давайте послушаем стихотворение нашего с вами земляка, новочеркасского поэта, Владимира Калмыкова «Я люблю»

Люблю степную безбрежность,

Дона тихого светлую гладь.

И цветов полевую нежность,

и курганов спокойную стать,

и подсолнухов шапки косые,

морозы твои, и зной,

уголок необъятной России –

край былинный, задумчивый мой!

Я люблю твои росные тропки

и арбузную свежесть рассвета,

крик птенца, беспокойный и робкий,

и казачек смех искрометный!

Стариков, как ковыль, поседелых.

Озорных загорелых детей. …

С этим мне ничего не поделать –

я донской до мозга костей

  • Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение?

  • Почему стихотворение так названо, о какой любви идет речь?

  • В каких строчках эта мысль выражена наиболее ярко?

  • Что помогло автору выразить в стихотворении свое отношение к родному краю, Родине? (Художественные выразительные средства)

  • Еще одно стихотворение о родном крае Бориса Куликова “Донщина”.

Родная степь.

Бескрайние покосы.

Кузнечики куют, как ковали,

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чём-то ковыли.

Вдыхаю полной грудью терпкий запах;

И радостью кружится голова!

Бреду за солнцем по траве на запад

Шепчу земле хорошие слова.

Поля мои, сады мои зелёные,

Мой тихий Дон, озёра как моря.

Моя Донщина, солнцем прокалённая,

Ты - сердце, ты кровинушка моя.

  • Как вы понимаете, что значит слово “Донщина”?

  • В каких строках выражена главная мысль?

  • Как вы понимаете строку: “Моя Донщина, дочь моей России”?

Послушайте стихотворение Пётра Филипповича Хромова «Осень».

Ты проходишь в полях,

Серебристой блестя сединою,

Синевою полна,

Вдохновенна,

Бодра и легка.

Над прохладой твоей,

Над певучей кубанской водою

С караваном гусей

Пролетают на юг облака.

Урожайных калин

Раскалённые спелые кисти

В посветлевших садах

Наклонились до самой земли.

Осыпаются листья.

Медлительно падают листья

И по кручам скользят,

И ложатся в холодный залив.

Здравствуй, добрая осень -

Краса плодородного края!

Ты неспешно проходишь

По нивам, садам и домам.

Пахнет прелой корой

И опёнками почва сырая,

Пахнут яблочным спиртом

И хлебом твои закрома.

Ты проходишь, сверкая,

С тобою - зерно и отрада.

Слава новому хлебу

И первому холоду рек!

Слава хрупкой листве

На тропинках просторного сада

И земле,

На которой

Свободным живёт человек!

Мы только что увидели, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихотворениях. Но не только поэты, а и художники воспевают в своих произведениях родную землю.

Посмотрите на репродукции картин Б. Щербакова (на столах ). Он родился и вырос не на донской земле, но, переехав сюда однажды, он полюбил ее, как сын. И его неудержимо влекла к себе донская ширь. На его картинах мы видим необъятные донские просторы: (воспитатель комментирует репродукции)

Это широкие ковыльные степи, царство птиц, полевых цветов, среди которых дышится необыкновенно легко;

Полыхающие сиреневым огнем поля. Малиновые головки татарника, лимонно-желтые вершины коровяка, тысячелистника - все переплетается в причудливом узоре. Гудят пчелы: это их царство.

А сейчас мы с вами проведем игру «Войди в картину». У вас на столах лежат репродукции картин Б. Щербакова. Вы внимательно их рассмотрите и попытайтесь представить себя на том месте, которое изображено на картине. (Что вы видите, слышите, какие запахи чувствуете?). (Заслушать воспитанников).

А теперь я предлагаю послушать стихотворение В. Калмыкова “Осень в степи”.

Ложилась степь послушно под колеса,
Дорога мягко убегала в даль.
Была задумчива, златоволоса
Извечная осеняя печаль.

Чудесна степь в разливе увяданья,
Готовая забыться зимним сном,
Как будто в запоздалом ожиданье,
Устало дремлет жирный чернозем.

Под бременем плодов покорно клонятся
Деревья в тихой лесополосе,
И грустной лаской нежно гладит солнце
березку по растрепанной косе.

Давно умолкли птицы и комбайны.
Природа отдала себя сполна...
Какою-то неизъяснимой тайной
Под сенью осени вся степь полна.

Ребята, давайте попытаемся представить себе картину осенней степи.

Что вы видите, слышите?

Какие чувства, настроение вызывает стихотворение? (Ответы воспитанников )

Стихотворение Ашота Гарнакерьяна «У нас на солнечном Дону»

У нас на солнечном Дону

По-своему прекрасна Осень. 
Уже окрасило волну 
В густую прозелень 
И в просинь. 
Плывут по глади лепестки 
И листья вербы, 
Ветром сбитые. 
И стали белыми пески, 
Волной за лето перемытые. 
А выйдешь по утру на луг – 
Роса со стебельков сочится. 
Откуда-то поднявшись вдруг, 
Взлетает над тобою птица. 
Покинутые шалаши 
Грустят на голых огородах. 
Шумят тревожно камыши, 
В рассветных отражаясь водах. 
И жадно, и легко дыша, 
Идешь, рожденья дня встречая. 
Осенней свежестью душа 
Опять наполнена до края.

А теперь мы поиграем немного по-другому. Игра называется “Я художник”. Представьте, что вы - художники. У вас кисти и краски, вы рисуете наш донской край. Что именно нарисует каждый из вас, какие краски вы будете использовать и почему? (Заслушать воспитанников).

Итог воспитательского часа:

Сегодня на уроке вы послушали стихи донских поэтов о нашем крае, познакомились с творчеством художника Бориса Щербакова, чьи картины полны любви к донской земле, и пытались представить себя в том месте, которое изображено на картине; вы также представляли себя художниками, изображающими родной край. Все хорошо поработали на занятии.

И заканчивая сегодня наш разговор о родном крае, хочется, чтобы вы послушали стихотворение В. Калмыкова “Люблю”. (Щебет птичий, нежную травинку... читает воспитанник

И в заключение не могу не привести слова Виталия Закруткина, нашего земляка: “Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закоски, тополевые леса и вербы на берегах. Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники. Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь”.

Рефлексия:

- Считаете ли вы, что наша работа была плодотворной?

- Попробуйте оценить себя и своих товарищей.