Тема: «Писатели, поэты, художники о родной природе».
Форма проведения: час поэзии с элементами слайд - шоу
Цель:: • продолжить знакомство с творчеством русских поэтов и художников о Донском крае;
• • продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать лирическое стихотворение;
• развивать навыки выразительного чтения, воображения, творчества;
• воспитывать у воспитанников любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников;
• расширять культурный кругозор ребёнка.
Используемый материал:
Выставка книг донских поэтов и писателей;
Портреты или фотографии поэтов В. Калмыкова, А. Гарнакерьяна, Б. Куликова, А. Гриценко, художника Б Щербакова.
Мультимедийное оборудование, презентация
Репродукции картин Б. Щербакова;
На столах у воспитанников распечатанные стихотворения/
Ход воспитательского часа:
Пускай всю ночь, грохочут поезда,
Пускай летят, в дорогу зазывая,
Пускай, но я отсюда – никуда!
Здесь то, что отчим краем называем.
Е.Шевелева.
Вступит слово воспитателя:
- Родина, Родной край. Эти слова очень дороги каждому человеку. Родина у нас с вами одна – Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина – место, где ты живешь. Это место, где ты родился, сделал первые шаги. Сказал первое слово. Наша, ребята, с вами малая Родина – это Дон, донской край.
И поэтому цель нашего воспитательского часа сегодня – посмотреть, как поэты и художники в своих произведениях выражают любовь к донской земле, продолжить знакомство с творчеством донских поэтов.
Давайте обратимся к эпиграфу нашего занятия . Им стал отрывок из стихотворения русской поэтессы Е. Шевелевой.
(Воспитатель выразительно читает эпиграф).
Как вы понимаете слова “отчий край”? (Ответы воспитанников)
В творчестве каких известных вам русских поэтов говорится о Родине?
- Так писали о Родине Сергей Есенин, Алексей Толстой и Николай Рубцов. А сегодня мы с вами попытаемся пройти вместе с писателями, нашими современниками, по донской земле, увидеть поэтические картины родного края.
Испокон веков Дон богат талантами. Здесь родились многие известные люди, внесшие большой вклад в сокровищницу не только российской, но и мировой культуры.
Донская земля дала миру великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Отсюда вышли два лауреата Нобелевской премии по литературе – Михаил Шолохов и Александр Солженицын. На донской земле жили и работали Максим Горький, Александр Серафимович, Александр Фадеев. Николай Погодин, Виктор Некрасов, Вера Панова. Широкой известностью пользуются имена донских писателей – Виталия Закруткина, Анатолия Калинина, Петра Лебеденко, Даниила Корецкого.
(Владимира Калмыкова, Ашота Гарнакерьяна, Бориса Куликова, Анатолия Гриценко).
Презентация
Давайте послушаем стихотворение нашего с вами земляка, новочеркасского поэта, Владимира Калмыкова «Я люблю»
Люблю степную безбрежность,
Дона тихого светлую гладь.
И цветов полевую нежность,
и курганов спокойную стать,
и подсолнухов шапки косые,
морозы твои, и зной,
уголок необъятной России –
край былинный, задумчивый мой!
Я люблю твои росные тропки
и арбузную свежесть рассвета,
крик птенца, беспокойный и робкий,
и казачек смех искрометный!
Стариков, как ковыль, поседелых.
Озорных загорелых детей. …
С этим мне ничего не поделать –
я донской до мозга костей
Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение?
Почему стихотворение так названо, о какой любви идет речь?
В каких строчках эта мысль выражена наиболее ярко?
Что помогло автору выразить в стихотворении свое отношение к родному краю, Родине? (Художественные выразительные средства)
Еще одно стихотворение о родном крае Бориса Куликова “Донщина”.
Родная степь.
Бескрайние покосы.
Кузнечики куют, как ковали,
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чём-то ковыли.
Вдыхаю полной грудью терпкий запах;
И радостью кружится голова!
Бреду за солнцем по траве на запад
Шепчу земле хорошие слова.
Поля мои, сады мои зелёные,
Мой тихий Дон, озёра как моря.
Моя Донщина, солнцем прокалённая,
Ты - сердце, ты кровинушка моя.
Как вы понимаете, что значит слово “Донщина”?
В каких строках выражена главная мысль?
Как вы понимаете строку: “Моя Донщина, дочь моей России”?
Послушайте стихотворение Пётра Филипповича Хромова «Осень».
Ты проходишь в полях,
Серебристой блестя сединою,
Синевою полна,
Вдохновенна,
Бодра и легка.
Над прохладой твоей,
Над певучей кубанской водою
С караваном гусей
Пролетают на юг облака.
Урожайных калин
Раскалённые спелые кисти
В посветлевших садах
Наклонились до самой земли.
Осыпаются листья.
Медлительно падают листья
И по кручам скользят,
И ложатся в холодный залив.
Здравствуй, добрая осень -
Краса плодородного края!
Ты неспешно проходишь
По нивам, садам и домам.
Пахнет прелой корой
И опёнками почва сырая,
Пахнут яблочным спиртом
И хлебом твои закрома.
Ты проходишь, сверкая,
С тобою - зерно и отрада.
Слава новому хлебу
И первому холоду рек!
Слава хрупкой листве
На тропинках просторного сада
И земле,
На которой
Свободным живёт человек!
Мы только что увидели, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихотворениях. Но не только поэты, а и художники воспевают в своих произведениях родную землю.
Посмотрите на репродукции картин Б. Щербакова (на столах ). Он родился и вырос не на донской земле, но, переехав сюда однажды, он полюбил ее, как сын. И его неудержимо влекла к себе донская ширь. На его картинах мы видим необъятные донские просторы: (воспитатель комментирует репродукции)
Это широкие ковыльные степи, царство птиц, полевых цветов, среди которых дышится необыкновенно легко;
Полыхающие сиреневым огнем поля. Малиновые головки татарника, лимонно-желтые вершины коровяка, тысячелистника - все переплетается в причудливом узоре. Гудят пчелы: это их царство.
А сейчас мы с вами проведем игру «Войди в картину». У вас на столах лежат репродукции картин Б. Щербакова. Вы внимательно их рассмотрите и попытайтесь представить себя на том месте, которое изображено на картине. (Что вы видите, слышите, какие запахи чувствуете?). (Заслушать воспитанников).
А теперь я предлагаю послушать стихотворение В. Калмыкова “Осень в степи”.
Ложилась степь послушно под колеса,
Дорога мягко убегала в даль.
Была задумчива, златоволоса
Извечная осеняя печаль.
Чудесна степь в разливе увяданья,
Готовая забыться зимним сном,
Как будто в запоздалом ожиданье,
Устало дремлет жирный чернозем.
Под бременем плодов покорно клонятся
Деревья в тихой лесополосе,
И грустной лаской нежно гладит солнце
березку по растрепанной косе.
Давно умолкли птицы и комбайны.
Природа отдала себя сполна...
Какою-то неизъяснимой тайной
Под сенью осени вся степь полна.
Ребята, давайте попытаемся представить себе картину осенней степи.
Что вы видите, слышите?
Какие чувства, настроение вызывает стихотворение? (Ответы воспитанников )
Стихотворение Ашота Гарнакерьяна «У нас на солнечном Дону»
У нас на солнечном Дону
По-своему прекрасна Осень.
Уже окрасило волну
В густую прозелень
И в просинь.
Плывут по глади лепестки
И листья вербы,
Ветром сбитые.
И стали белыми пески,
Волной за лето перемытые.
А выйдешь по утру на луг –
Роса со стебельков сочится.
Откуда-то поднявшись вдруг,
Взлетает над тобою птица.
Покинутые шалаши
Грустят на голых огородах.
Шумят тревожно камыши,
В рассветных отражаясь водах.
И жадно, и легко дыша,
Идешь, рожденья дня встречая.
Осенней свежестью душа
Опять наполнена до края.
А теперь мы поиграем немного по-другому. Игра называется “Я художник”. Представьте, что вы - художники. У вас кисти и краски, вы рисуете наш донской край. Что именно нарисует каждый из вас, какие краски вы будете использовать и почему? (Заслушать воспитанников).
Итог воспитательского часа:
Сегодня на уроке вы послушали стихи донских поэтов о нашем крае, познакомились с творчеством художника Бориса Щербакова, чьи картины полны любви к донской земле, и пытались представить себя в том месте, которое изображено на картине; вы также представляли себя художниками, изображающими родной край. Все хорошо поработали на занятии.
И заканчивая сегодня наш разговор о родном крае, хочется, чтобы вы послушали стихотворение В. Калмыкова “Люблю”. (Щебет птичий, нежную травинку... читает воспитанник
И в заключение не могу не привести слова Виталия Закруткина, нашего земляка: “Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закоски, тополевые леса и вербы на берегах. Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники. Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь”.
Рефлексия:
- Считаете ли вы, что наша работа была плодотворной?
- Попробуйте оценить себя и своих товарищей.