СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварение. Обмен веществ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности процесса пищеварения  и обмена веществ в сравнении с животными, эколюция процесса на примере различных групп организмов. Материал поможет учащимся  получить общее представление об эволюции  органов пищеварения.

Просмотр содержимого документа
«Пищеварение. Обмен веществ»

Урок по теме: Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Цель: ознакомить с эволюционными изменениями органов пищеварения у разных групп животных.

Задачи: выделить категории. На которые подразделяют животных в соответствии с характером питания;

- рассмотреть способы пищеварения (наружное и внутреннее);

- проследить эволюцию органов пищеварения;

- обосновать усложнение строения пищеварительной системы в процессе эволюционных изменений;

- раскрыть связь всех процессов в организме животных в обмене веществ.

- развивать коммуникативные навыки детей;

- развивать умение работать с дополнительным материалом, умения обобщать и анализировать полученную информацию;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: презентация мультимедиа, рисунки животных.

Ход урока.

Орг. момент. Настроить детей на работу.

Актуализация знаний.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучали тему газообмен и эволюция органов дыхания и органов кровообращения, поэтому сейчас мы выполним с вами небольшой тест по этой теме для закрепления материала.

Тест «Кровеносная и дыхательная системы органов»

  1. Каким образом происходит процесс дыхания у кишечнополостных животных:

А. легкими Б. трахеями В. жабрами

Г. всей поверхностью тела

2. Чем дышат брюхоногие моллюски?

А. легкими Б. трахеями

В. жабрами Г. всей поверхностью тела

. Из каких частей состоит кровь?

А. воды Б. лимфы

В. плазмы Г. плазмы и клеток крови

4. Красные кровяные клетки называются:

А. тромбоциты Б. эритроциты

В. лейкоциты Г. лимфоциты

5. Сколько кругов кровообращения у дождевого червя?

А. один Б. два

У земноводных сердце:

А. двухкамерное Б. трехкамерное

В. трехкамерное с неполной перегородкой Г. четырехкамерное

7. У птиц и млекопитающих кровь имеет постоянную температуру потому, что:

А. у них один круг кровообращения

Б. у них два круга кровообращения

В. сердце трехкамерное

Г. сердце четырехкамерное

Ответы:

1

2

3

4

5

Ответ

Г

А

Г

Б

А

Критерии оценки:

Оценка: 7 – «5»

6 – 5 – «4»

4 – 3 – «3»

2 и менее – «2»

Поменяйтесь в парах работами и проведите самопроверку.

Постановка целей урока.

Обратите внимание на тему урока, как вы думаете, что мы сегодня должны сделать. Каковы наши задачи?

Постановка целей самостоятельно и чтение их с презентации. (слайд. 6. презентация).

Изучение нового материала.

Давайте подумаем, а что такое пищеварение? Параграф 40 стр. 209.

Обсуждение с детьми. Запись определения в тетрадь.

Пищеварение – процесс поглощения, измельчения, расщепления и всасывания веществ.

Вспомните, каким образом добывают себе пищу разные животные. Как питаются кузнечики, бабочки, кроты, змеи, тигры, коровы и дт.

На какие группы можно разделить животных по способу питания?

  • Травоядные

  • Хищные (плотоядные

  • Всеядные

  • Паразиты (запись в тетради)

Всех животных по способу питания называют еще гетеротрофы, то есть потребители органического вещества.

Посмотрите на этих животных (рисунки паука и морской звезды). Как питаются эти животные? А как питаются другие животные?

Какие способы пищеварения вы знаете?

Прочитайте статью и ответьте на вопрос: что используется в процессе пищеварения?

Работа в группе. Выбрать что используется при пищеварении в ротовой полости, в желудке, в кишечнике.

1. вариант. «Процесс пищеварения у млекопитающих предваряется захватом пищи и попаданием ее в ротовую полость; на данном этапе участвуют губы, язык, челюсти и зубы. Пищевые частицы либо заглатываются целиком, если они мелкие, либо с помощью зубов откусываются, отрываются и т.п. У отдельных видов участвовать в захвате пищи могут также передние конечности, а, например, у слонов- и хобот; жидкости могут втягиваться с помощью языка. Форма и размеры указанных выше элементов тела определяются в первую очередь характером пищи и способом ее добывания. Некоторые летучие мыши, скажем, питаются нектаром цветов; морда их в связи с этим приобрела особую вытянутую форму, приспособленную к проникновению внутрь венчика, а язык снабжен на конце кисточкой. У некоторых видов (грызунов) сильно развита предротовая полость и имеются так называемые защечные мешки - они служат для временного запасания еды.

В ротовой полости начинается пищеварение. Пища измельчается зубами и смачивается слюной. Строение зубного аппарата определяется характером пищи. Находящийся в ротовой полости язык не только переворачивает пищу во время жевания и продвигает к глотке, но и служит органом вкуса. У многих видов с помощью языка происходит и добыча пищи, и лакание воды. У кошачьих язык снабжен роговыми сосочками, благодаря которым хищник соскребает мясо с костей.

Слюнные железы млекопитающих не только смачивают пищу, но и осуществляют начальный этап ее расщепления: слюна содержит фермент амилазу, расщепляющий содержащийся в пище крахмал. У видов растительноядных поэтому выделение слюны более обильное, нежели у плотоядных, также в ней больше фермента.»


2 вариант. «Большая доля содержащихся в пище питательных вещество перерабатывается в желудке и кишечнике, где пища смешивается с выделяемыми железами ферментами, расщепляющими жиры, белки и углеводы до более простых соединений. В желудке расщепляются главным образом белки с помощью фермента пепсина; одновременно, благодаря сокращению мышечных волокон стенок желудка, происходит перемешивание и перетирание пищи».

3 вариант. «В тонком кишечнике белки перевариваются благодаря трипсину, выделяемому поджелудочной железой. Также здесь расщепляются сложные углеводы, превращаясь в глюкозу, и жиры. В переваривании жиров участвует желчь, выделяемая печенью; содержащиеся в ней кислоты производят эмульгирование жиров - разделение их на мельчайшие капельки, которые затем растворяются ферментом липазой. Благодаря ворсинкам, выстилающим стенки тонкого кишечника, полученные в ходе пищеварения простые молекулы всасываются в кровь и лимфу и разносятся по организму; мышечные клетки в стенках кишечника при этом сокращаются и продвигают пищу в следующие отделы».

Что вы выяснили из текста. Обобщение ответов детей и запись в тетрадях. (слайд. 9)

  • Ферменты – особые вещества (биологические катализаторы), которые помогают в переваривании пищи

  • Желудочный сок

  • Слюна

  • Другие пищеварительные соки

  • Яды (пауки) для пищеварения, змеи для охоты.

Выявим способы пищеварения у разных групп животных.

Работа в таблицах и по группам. ( Материалы учебника § 40 стр. 209- 212).( слайды 10-23).

Название группы животного

Строение пищеварительной системы

Способ переваривания пищи

Простейшие



Кишечнополостные



Плоские черви



Кольчатые черви



Моллюски



Членистоногие



Позвоночные:



Рыбы



Земноводные



Пресмыкающиеся



Птицы



Млекопитающие



1 группа работает с простейшими, кишечнополостными, плоскими и кольчатыми червями

2 группа работает с членистоногими моллюсками

3 группа с позвоночными.

Вывесьте свои исследования. Сделаем вывод, в каком направлении шла эволюция органов пищеварения.

Эволюция шла в направлении усложнения строения пищеварительной системы, появление специальных пищеварительных желез. Это связано с необходимостью усваивать разные типы пищи.

Мы изучили с вами, каким образом шла эволюция органов пищеварения. Для чего же необходимо питание. Во всех живых организмах идут два взаимосвязанных процесса, которые называют обменом веществ. (слайд. 24). Обратите внимание, что происходит в организме животных в результате этого процесса. Как вы думаете каково значение обмена веществ в жизнедеятельности животных?

Выводы учащихся.

Вспомните, а какие корма могут употреблять домашние животные. Они по качеству могут быть: (слайд 25

  • Грубые (сено, твердые корма для собак и кошек)

  • Сочные (трава, мягкие корма для собак и кошек)

  • Комбинированные

Почему человеку приходится самому заготавливать корма для животных. Где еще можно использовать эти корма. Правильно не только в сельском хозяйстве, но и в лесном хозяйстве для охраны животных и поддержания их численности зимой. Люди, которые охраняют животных, называются егеря.

Обобщение.

Обобщим наши знания. Составьте сенквейн: пищеварение

  1. существительное

  2. 2 прилагательных о существительном

  3. 3 глагола, описывающих существительное

  4. 4. предложение из 4 слов об явлении (существительном)

  5. существительное итоговое

Домашнее задание: §40 знать все понятия, конспект в тетради,

Проект «Органы выделения», «Органы размножения», «Нервная система. Ее развитие», «Органы чувств».





Литература:

  1. Биология. Животные. 7 класс. В.В. Латюшин, В.А.Шапкин, М: Дрофа, 2010.

  2. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А.Шапкина,/ авт. – сост. Н.И.Глушкова. – 2-е изд. стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

  3. презентация «Органы пищеварения и обмен веществ»

  4. сайт интернет http://courses.elgeran.ru.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!