СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварение в ротовой полости

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание урока и рекомендации по выполнению домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Пищеварение в ротовой полости»

Урок № 33

Тема: Пищеварение в ротовой полости

Цель: познакомится с особенностями строения органов ротовой полости (зубов, слюнных желез, языка) в связи с выполняемыми функциями; рассмотреть процессы пищеварения в ротовой полости.

Актуализация знаний

Вопросы:

1. Как распознается качество пищи.

2. Какое значение имеет механическая и химическая обработка пищи?

3. Каковы строение и форма зубов?

4. Почему и как происходит смена зубов?

5. Как предупредить заболевания зубов?

Содержание урока

1. Рецепторы вкуса

Пищеварительный тракт начинается в ротовой полости. Здесь происходит анализ пригодности пищи. Рецепторы вкуса расположены на языке. Благодаря им человек различает кислое, соленое, сладкое, горькое. Осознанное вкусовое различение происходит в коре больших полушарий головного мозга, куда поступают нервные импульсы от рецепторов языка. Благодаря вкусу, а также запаху, температурным и тактильным ощущениям (чувствительности к прикосновению), в ротовой полости осуществляется опробование пищи.

2. Механическая и химическая обработка пищи

В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается. Зубы разрывают, размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней.

Параллельно происходит рефлекторное отделение слюны околоушной, подъязычной и поднижнечелюстной слюнными железами (рисунок 72 «Слюнные железы» на странице 162 учебника). Слюна содержит вещество, склеивающее пищевые частицы и делающее их скользкими. Благодаря этому пищевой комок легко проходит по пищеводу. В слюне содержатся ферменты, которые расщепляют крахмал и другие углеводы. Эти ферменты действуют в слабощелочной среде, которую имеет слюна. На пищу разного состава выделяется слюна, соответствующая этому составу.

3. Строение зубов

Верхняя и нижняя челюсти имеют ячейки – углубления, в которых находятся зубы. Каждый зуб имеет корень, сидящий в ячейке челюстной кости, шейку, прикрытую десной, и коронку. Зуб состоит из плотного вещества дентина, а его коронку покрывает еще более плотное вещество – зубная эмаль. Внутри зуба находится пульпа – кровеносные сосуды, питающие зубную ткань, и нервные окончания. Находящиеся в зубе нервные рецепторы воспринимают давление и температуру, что позволяет регулировать процесс жевания (рисунок 73 «Зубы» на странице 163 учебника).

Расположенные спереди резцы имеют острую поверхность и служат для откусывания пищи. Клыки у человека мало отличаются от резцов, что позволяет совершать боковые движения нижней челюстью, необходимые для речевой артикуляции. Коренные зубы имеют широкую и бугристую поверхность: они служат для разжевывания и перетирания пищи (рисунок 73 «Зубы» на странице 163 учебника).

Первые зубы появляются к 6-8 месяцам после рождения. Обычно к двум годам у ребенка завершается развитие молочных зубов. Всего их 20: 8 резцов, 4 клыка и 8 коренных. С 5-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, которая продолжается до 12-13 лет.

У взрослых людей 32 зуба: 8 резцов, 4 клыка, 8 малых коренных и 12 больших коренных – по 3 с каждой стороны сверху и снизу. Последние коренные зубы появляются в 17-20 лет. Поэтому их называют зубами мудрости.

4. Уход за зубами

Потребление сырых овощей и фруктов (например, моркови, яблок) способствует естественному очищению зубов. Однако оно, как правило, бывает недостаточным. В слюне содержатся различные минеральные соли и органические вещества. Смешиваясь с остатками пищи, они образуют налет, который через определенное время твердеет и превращается в зубной камень. Для того чтобы этот налет удалить, применяют зубную пасту или зубной порошок.

Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером. Щетку следует вести от десны к коронке. При боковых движениях слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок, что недостаточно. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить. Чистить зубы рекомендуется не только с внешней, но и с внутренней стороны.

После еды нередко между зубами остается частицы пищи. Их надо удалить зубочисткой из пластмассы или дерева. Можно воспользоваться зубной нитью. Металлическими предметами, например иголками, пользоваться нельзя: возможно повреждение эмали. После еды следует полоскать рот.

5. Заболевания зубов

Эмаль – твердое, но хрупкое вещество. Она легко разрушается, если после горячей пищи сразу употреблять холодную. Смена горячего и холодного воздуха происходит и при курении табака. Заглатывая горячий дым и обжигаясь, курильщик следом вдыхает холодный воздух, чтобы предотвратить ожег. Чем больше при этом контраст температур, тем большая вероятность повреждения эмали. Кроме того, табачный деготь оседает на зубах, образуя желтый налет, который через некоторое время превращается в зубной камень.

Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. На месте повреждения образуется углубление - дупло. Оно постепенно доходит до пульпы зуба, и инфекция проникает в нее, вызывая воспаление – пульпит. Признаки пульпита – зубная боль, повышенная чувствительность зуба к температуре пищи. Если зуб вовремя не вылечить, он разрушается (рисунок 74 «Развитие кариеса» на странице 164 учебника).

Большое разрушающее воздействие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся при брожении углеводов. Кроме того, сахар является хорошей средой для микробов, находящихся в полости рта. Вредно также грызть леденцы, орехи. Это может привести к механическим повреждениям зубов. При недостатке фтора в питьевой воде зубы разрушаются быстрее. Поэтому в некоторые сорта зубной пасты вводят соли фтора.

Закрепление

Вопросы:

1. Какие органы находятся в ротовой полости?

2. Каковы функции языка?

3. Где находятся коронка, шейка и корень зуба?

4. Каково внутреннее строение зуба?

5. Сколько у человека молочных зубов и сколько постоянных?

6. Как ухаживать за зубами?

Обобщение

Вывод: В ротовой полости пища подвергается механической и химической обработке. Зубы измельчают пищу, а слюна является пищеварительным соком: под действием ее ферментов крахмал начинает расщепляться.

Домашнее задание:

1. Параграф 31 на страницах 161-165 учебника.

2. Вопросы 1-6 на странице 165 учебника.

3. Словарь: ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы, корень зуба, шейка зуба, коронка зуба, зубная эмаль, дентин, зубная пульпа, резцы, клыки, малые коренные зубы, большие коренные зубы, кариес, пульпит.

4. Задания 1-3 на странице 165 учебника.

Задания

1. Изучите зубы с помощью зеркала (работы выполняется дома). Рассмотрите свои зубы. Какая часть зуба видна? Какая часть находится в ячейке челюстной кости?

2. Найдите резцы, клыки и коренные зубы. Почему клыки человека сравнительно мало (по сравнению с хищными животными) отличаются от резцов? С чем это связано?

3. Протрите зубы чистым носовым платком. Определите, есть ли на зубах налет. С чем он связан? Почему его надо регулярно счищать?

Эксперименты и функциональные пробы

1. Определите положение околоушных слюнных желез. Нажмите на щеке впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуйте, как во рту появляется слюна.

2. Определите места положения поднижнечелюстных слюнных желез. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступая на 2-3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

3. Обнаружьте выход протока подъязычной слюнной железы. Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания уздечки языка. Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.


3