СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварение в ротовой полости

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соответствует новым стандартам, содержит технологическую карту, КОЗ задания.

Просмотр содержимого документа
«Пищеварение в ротовой полости»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Елабуга

Хабаровского муниципального района Хабаровского края








Технологическая карта урока по биологии в соответствии с требованиями ФГОС

«Пищеварение в полости рта. Глотание»



учитель 1 квалификационной категории

Лапина. О.В.



2014







Тема

Пищеварение в полости рта. Глотание.

Цель

Формирование условий для усвоения учащаемся знаний процесса пищеварения в ротовой полости: с расположение слюнных желез, состав слюны, регуляция слюноотделения, механизм глотания пищи.

Планируемый результат


Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

  1. Конкретизировать понятия пищеварение в ротовой полости

  2. Определять понятий: Слюнная железа, состав слюны, ферменты, пищеварительные соки, язык. глотка

  3. Научиться объяснять процесс пищеварения в ротовой полости и глотания, роли ферментов в пищеварении

  4. Давать определение понятия:

Фермент, слюнная железа, состав слюны


В ценностно-ориентационной сфере:


  1. Ценности научного познания, его практической значимости, достоверности




Личностные: 

  1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

  2. Самоконтроль и самооценка


Регулятивные: 

1.Постановка цели и анализирование условий достижения цели.

2. Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.

3 . выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


Познавательные: 

  1. Определение понятий.

  2. Выделение и формирование познавательной цели

  3. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  4. Излечение необходимой информации из текста.

  5. Поиск и выделение необходимой информации


Коммуникативные: 

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

  2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Основные понятия

Слюнная железа, состав слюны, ферменты, пищеварительные соки, регуляция слюноотделения. глотка

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История древняя индия

Химия щелочи и кислоты

  1. Игры: Что это такое, Третий лишний

  2. КОЗ

  3. Работа в группах


Учебник биологии Н.И.Сонин 8 класса, ;

Приложения

ЦОР

Лабораторное оборудование, реактивы

Компьютер, проектор

Тип урока

Комбинированный урок


Этапы урока:

Этап урока

Методы обучения

УПЗ урока

Формируемые УУД

Методы оценки/са-мооценки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент


Приветствует учащихся. Определяет готовность уч-ся к уроку.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Регулятивные – самоконтроль учебной деятельности

самопроверка

2. Актуализация знаний

Игра:

«Что это такое».






«Третий лишний»

Проверяет степень сформированности у учащихся представления о строении пищеварительной системы, понятий

Один ученик объясняет термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь: печень, двенадцатиперстная кишка, питательные вещества, дентин, пульпа, кариес, желудок, пищевые продукты, пищевод.

Один учащийся зачитывает группу слов, другой за минуту находит лишнее слово:

Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник

Питательные вещества – сыр, белки. Жиры, углеводы, и минеральные соли

Резцы, клыки, коренные, хищные зубы

Познавательные: определение понятий, поиск и выделение необходимой информации


фронтально

3.Мотивация и стимулирование



Проблемная ситуация: почему, когда мы долго жуем хлеб, хлеб становится сладковатым?

Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Учащиеся вместе с учителем определяют цели занятия, план работы

Познавательные: выделение и формирование познавательной цели,

Регулятивные: постановка цели и анализирование условий достижения цели.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Словесная проверка учителем

4.Изучение новой темы

Компетентно ориентированные задания КОЗ – информационная компетентность

Делит класс на группы и раздает КОЗ

Учащиеся делятся на четыре группы: «Анатомы», «Практики», «Методисты», «Теоретики» и выполняют задания:

Группа «Анатомы» изучают дополнительный материал о составе слюны, расположении слюнных желез, готовят выступления для всего класса. Приложения 1

Группа «Практики» выполняют лабораторную работу: Действие ферментов слюны на крахмал, объясняют полученные результаты перед классом. Приложение 2

Группа «Методисты» работает над дополнительным материалом, раскрывающим методику изучения функций слюнных желез, готовит сообщение для класса. Приложение 3

Группа «Теоретики» изучают материал о глотании и готовят выступление. Приложение 4.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами , познавательные: Построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Излечение необходимой информации из текста


Самопроверка, взаимопроверка

5.Закрепление изученного материала

Тестирование: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000885-1000-4ddd-f46c-1100475d60a7/index_mht.htm

Организует работу учащихся.

Выполняют тест, после выполнения теста взаимопроверка в паре.

Регулятивные: Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.

.


Взаимопроверка, индивидуальная проверка учителем

6.Итоги урока. Рефлексия

самооценка

Анализирует уровень освоения учащимися необходимых знаний, умений и эмоциональный настрой.


-Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

- отвечают на проблемные вопросы.

Отмечают насколько усвоили тему данного урока:

1. Очень хорошо

2.В основном хорошо, но требуется ещё разобрать дома

3. Не понял тему


Регулятивные: выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, личностные: самоконтроль, самооценка

Самопроверка, проверка учителем



















Приложение 1: «Первый пищеварительный сок».

Задание: Изучите дополнительный материал о составе слюны, расположении слюнных желез, составьте план выступления.

Во рту слюной пища смачивается. Это не только облегчает ее механическое измельчение, но и под действием слюны пища подвергает первому химическому разложе­нию, то есть слюна это первый пищеварительный сок. Увлажненные слюной куски легче разлагаются желудочным соком.

Вся слизистая оболочка рта, от губ до зева, имеет множе­ство слюнных и слизистых желез разной величины. На внутренней стороне губ они с просяное зерно, но много среди них и микро­скопически малых. Крупные железы похожи на гроздья винограда, их три пары: подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.

Околоушную железу можно обнаружить, если сжать пальца­ми щеки впереди ушей. Чувствуется, как слюна заполняет рот. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну. Если слег­ка сжать кожу под нижней челюстью, тоже начнется выделение слюны в ротовую полость. Это действие подчелюстной слюнной железы. Подъязычную железу прощупать не удается, так как она находится глубоко под языком. Выход протока подъязычной слюнной железы находится под уздечкой языка. Подъязычные железы выделяют самую вязкую слюну. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую жидкость. За сутки у человека выделяется один литр слюны. При сухой пище выделяется много слюны, при влажной – мало.

Слюна состоит из , 99,5% из воды. У взрослого человека слюна имеет щелочную реакцию, которая нейтрализует кислоты гниения, которые образуются в результате разложения остатков пищи под действием микробов. В слюне содержатся особое вещество – лизоцим, который растворяет микробы, вызывая их гибель. Кроме того, слюна содержит ферменты, например птиалин и амилаза: если пожевать немного булки, не глотая, то можно ощутить сладкий вкус. Крахмал под действием фермента слюны превратился в сахар. Ферменты – биологически активные вещества.

Модельный ответ:

- Слюна – первый пищеварительный сок

- слюнные железы: околоушные, подъязычные, поднижнечелюстные

- состав слюны.. Ферменты – биологически активные вещества.







Приложение 2. «Вот те и госпожа слюна ишь, какая прелесть!» (И. П. Павлов)

Задание: Выполните лабораторную работу и сделай отчет по шаблону, вставив пропущенный слова:

Крахмал расщепляется под влиянием содержащегося в слюне амилазы. Что доказывает__________ раствора крахмала под действием раствора йода . Действие амилазы проявляется только в _______ среде и при температуре _______C. При охлаждении их активность _______

Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»

Цель: Показать способность слюны переваривать углеводы

Материалы и оборудование: Крахмальный клейстер 1% р-р, спиртовой раствор йода, 2% раствор соляной кислоты, четыре пробирки, воронка, пипетка

Ход работы.

1.Собрать в пробирку небольшое количество слюны и разбавить ее водой в соотношении 1:2

2.В каждую пробирку (всего 3) налить по 1 мл слюны. В четвертую 1 мл воды

3. Слюну в №1 пробирке – подкислить, добавив капли 2 % го раствора соляной кислоты.

4. Во все пробирки налить по 2 мл крахмального клейстера, пробирки встряхнуть.

5. Пробирки №1,2,4 подержать в руках, то есть нагреть до температуры тела (37С) пробирку №3 – в стакан с льдом.

6. Через 10 мин к содержимому всех пробирок добавить по 1-2 капли раствора йода.

7. Отметить, какие изменения произошли в пробирках.


Модельный ответ: Крахмал расщепляется под влиянием содержащегося в слюне амилазы. Что доказывает не проявления качественной окраски раствора крахмала под действием раствора йода. Действие амилазы проявляется только в щелочной среде и при температуре37C. При охлаждении их активность теряется.










Приложение 3. «Плевая железка»

Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен.

Задание: Объясните данный пример из истории, изучив текст. Допишите предложения:

- Когда человек испытывает страх или вину, то нервная система тормозит……………………………., поэтому виновный не сможет проглотить рис.

- Рефлекс отделения слюны при попадании пищи в рот ……………, а при представлении лимона, который человек когда-нибудь пробовал – рефлекс ………….

Опыты показали, что в ответ на различные раздражители вы­деляется слюна, неодинаковая по количеству и составу. Из око­лоушной железы на мясо выделяется мало слюны, но она густая, богатая слизью, обволакивая мясо, слизь облегчает его прогла­тывание. Вдвое больше слюны выделяется при кормлении хле­бом. Это можно объяснить тем, что, в противоположность мясу, хлеб впитывает в себя жидкость, а потому для его обволакивания нужно больше слюны. На жидкую пишу выделяется очень мало слюны; на подкисленную — очень много водянистой, но более щелочной слюны, которая нейтрализует кислоту; на введение в рот воды, подогретой до 45 "С, выделяется очень густая слюна, обволакивающая слизистую оболочку полости рта и предохра­няющая ее от ожога.

Столь сложная и разнообразная работа слюнных желез обес­печивается рефлекторно нервной системой. Запах пищи раз­дражает находящиеся в полости носа окончания обонятельных нервов. Во рту пища раздражает окончания вкусовых, а также осязательных нервных волокон, Возникшие импульсы по со­ответствующим нервам передаются в ЦНС. Получив необхо­димую информацию мозг посылает по другим, нервам ответные импульсы к слюнным железам. Когда у собаки перерезали нерв и таким образом нарушили связь железы с мозгом, при ее кормлении из фистулы не вытекало ни одной капли слюны. Деятельность слюнной железы была выключена из общей систе­мы организма. Отделение слюны можно вызвать раздражением электрическим током слюноотделительного центра в продолго­ватом мозге. Нарушение его выводит из строя слюнные железы. Когда пища попадает в рот, возникает рефлекторное отделение слюны. ЭТОТ рефлекс врожденный, как и рефлекс отдергивания руки при уколе.

При виде пищи наблюдается такой же рефлекс, но только начинается он с нервных окончаний, находящихся не в полости рта, а в глазу. Нередко при одном только виде пищи, а иногда даже при мысли о ней «текут слюнки». Попробуйте вспомнить вкус лимона и представить себе, что отрезаете ломтик лимона и кладете

хлеб впитывает в себя жидкость, а потому для его обволакивания нужно больше слюны. Этот рефлекс не постоянный и не врожденный. Он приобретается в результате жизненного опыта, его назвали условным. Слюнные железы связанны через нервную систему со всеми органами. Собака поранила лапу, и в ответ отделяется слюна, которой она с помощью языка зализывает рану



Модельный ответ:

- Когда человек испытывает страх или вину, то нервная система тормозит выделения слюны, поэтому виновный не сможет проглотить рис.

- Рефлекс отделения слюны при попадании пищи в рот безусловный, а при представлении лимона, который человек когда-нибудь пробовал – рефлекс условный.

















Приложение 4. «Дальше по пищеводу»

Когда я ем, я глух и нем.

Задание: Изучите информацию о процессе глотании и составьте схему этого процесса, где последовательно укажите этапы.

Тщательно пережеванный пищевой комок, смоченный слюной и слизью, движениями языка проталкивается ко входу в пищевод, в глотку. Начавшееся глотание мы не можем приостановить. Движения мышц ротовой полости произвольны, но, как только пища перейдет за язычок, человек не может произвольно влиять работой гладких мышц, во власть которых попадает пищевой комок. Дальнейшее проталкивание его управляется последовательными рефлекторными движениями. Глотание является сигналом к открыванию входа в желудок.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания происходит поднятие гортани и закрытие входа надгортанником. Кроме того, благодаря поднятию мяг­кого нёба пища не попадает и в носовую полость. В результате сокращений мышц глотки пища продвигается в пищевод.

Проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе его стенок. Пища не просто падает сама по себе вниз благодаря своей тяжести. Она проходит в желудок и при необычном положении тела. Вам, наверное, приходилось утолять жажду, склонившись у родника. Многие животные всегда едят и пьют с низко опущенной головой. При неизлечимых повреждениях пищевода его можно заменить частью кишки, вшитой вместо удаленного хирургом пище­вода. Впервые такую операцию, завоевавшую мировое признание, сделал в 1907 г. русский хирург П.А. Герцен.

.

Модельный ответ: Пищевой комок –измельчение зубами и смачивание слюной – произвольные движение языка и мышц ротовой полости – рефлекс глотания , сигнал к открытию входа в желудок– поднятие гортани – закрытие входа надгортанником дыхательных путей – сокращение стенок пищевода – желудок









Конспект урока:

  1. Организационный момент. Эпиграф (написан на доске): “Сто болезней входит через рот”. (Китайская пословица). Сл1

Здравствуйте ребята, садитесь. Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного. Полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни.

II. Актуализация знаний: сл2

Говорить мы с вами будем об одном из жизненно важных процессов жизнедеятельности нашего организма… А о каком догадайтесь, посмотрев на картинку, которая изображает этот процесс.

Ученик: О процессе питания. 

Учитель: Сегодня мы продолжим говорить о питании. Что поступает в организм человека в результате питания?

Ученик: Пища, вода.

Учитель: Какому процессу подвергается пища в организме человека?

Ученик: Пищеварению.

Учитель: Что такое пищеварение?

Ученик: Процесс обработки пищи, в результате которого, сложные вещества распадаются на простые, которые могут усваиваться организмом.

Учитель: В какой системе происходит этот процесс?

Ученик: В пищеварительной.

учитель: вспомним основные понятия прошлого урока, немного поиграем:


сл3 Игра «Что это такое»: Один ученик объясняет термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь:

Печень, двенадцатиперстная кишка, питательные вещества, дентин, пульпа, кариес, желудок, пищевые продукты, пищевод.

Игра «Третий лишний»: учащиеся зачитывают группу слов, другой за минуту находит лишнее слово:

Сл4,5 III. Мотивация и стимулирование

Учитель: Строение пищеварительной системы вы уже знаете. А вот какие превращения происходят с пищей в каждом ее отделе? С этим вам еще предстоит познакомиться. Начнем изучение с начального отдела пищеварительной системы … Но сначало ответим на вопросы

Сл 6 Проблемная ситуация: почему, когда мы долго жуем хлеб, хлеб становится сладковатым?

Какую тему затрагивает этот вопрос?

Сл 7 Учащиеся пробуют назвать тему урока и записывают ее в тетрадь.

А что бы Вы хотели узнать по данной теме? (Учащиеся предлагают свои варианты: как устроена ротовая полость, где расположены слюнные железы, их функция, строение, и т.д.). Пригодится ли это нам в нашей жизни? Исходя из этого, целью нашего урока будет …

Постановка целей и задач урока учащихся вместе с учителем, планирование изучения новой темы.

Сл8 План урока:

  1. Первый пищеварительный сок - слюна, СОСТАВ. Слюнные железы

  2. Лр «Действие слюны на крахмал»

  3. Регуляция слюноотделения.

  4. Механизм глотания пищи.

IV. Изучение нового материала.

Что происходит с пищей в ротовой полости?

Сл 9 Есть поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». Когда-то плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов. Рабов с больными зубами или без зубов они не брали. Почему обработке пище и состоянию ротовой полости придается такое важное значение?

Реализация целей урока:

Сегодня на уроке мы разберем эти вопросы поработав в качестве анатомов, практиками, методистами, теоретиками.

Сл 10-12 Учащиеся делятся на четыре группы: «Анатомы», «Практики», «Методисты», «Теоретики» и выполняют КОЗ:

Группа «Анатомы» изучают дополнительный материал о составе слюны, расположении слюнных желез, готовят выступления для всего класса. Приложения 1

Сл 13-15 Группа «Практики» выполняют лабораторную работу: Действие ферментов слюны на крахмал, объясняют полученные результаты перед классом. Приложение 2



Сл 16 Физкультурная минутка

Пока учащиеся ждут результаты опыта, проводится физкультурная минутка.

  1. На расслабление глаз. Движение по восьмерке.

  2. На раскрепощение мышц тела.

Зарядка у нас будет проходить следующим образом: я вам называю утверждение, вы если согласны со мной, то на счет 1,2,3,4 опускаете поочередно голову то вперед, то назад, а если не согласны, то на такой же счет наклоняете голову вправо, влево:

  • Пищевые продукты состоят из питательных веществ.

  • Белки – основной источник энергии для организма.

Теперь то же самое, но наклоняем туловище:

  • Жиры могут быть только животного происхождения.

  • Углеводов содержится больше в пище растительного происхождения.

Молодцы! Садитесь, продолжайте работать.


Сл 17-18 Группа «Методисты» работает над дополнительным материалом, раскрывающим методику изучения функций слюнных желез, готовит сообщение для класса. Приложение 3

Сл 19-20 Группа «Теоретики» изучают материал о глотании и готовя выступление. Приложение 4

Отчет групп.

V. Первичное закрепление.

Тестирование. ЦОР( подключение к интернету)

Ответить на вопросы:

  1. В состав пиццы входит: тесто, майонез, томаты, колбаса. Какой из этих компонентов начнет расщепляться в ротовой полости?

  2. Почему таблетка глюкозы быстро растворяется во рту?

  3. Почему собаки и другие животные зализывают раны?

  4. Почему после длительного жевания черного хлеба он становится сладким?

  5. В пробирку с раствором слюны, крахмала и вытяжкой табака добавили нескольких капель йода. Раствор посинел. Это означает, что крахмал не разложился. Почему?

  6. Зачем в древнем Китае подозреваемым в совершении преступления людям давали съесть горсть сухого риса?

  7. Объясните поговорки: “Сто болезней входит через рот”, «Кто долго жует, тот долго живет».

  8. Почему плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов. Рабов с больными зубами или без зубов они не брали. Почему обработке пище и состоянию ротовой полости придается такое важное значение?

Вывод урока: Что вы узнали на уроке? Этапы расщепления веществ в ротовой полости:

  • механическое измельчение пищи (язык, зубы);

  • образование пищевого комка (слюна, язык);

  • частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);

  • Выделение слюны – это рефлекс.

  • Пищу необходимо долго и тщательно жевать.

  • Ежедневно ухаживать за ротовой полостью.


VI. Подведение итогов занятия, рефлексия, выставление оценок.

Учащиеся отмечают насколько усвоили тему данного урока:

1. Очень хорошо

2.В основном хорошо, но требуется ещё разобрать дома

3. Не понял тему

Система оценивания:

Этапы урока

Количество баллов

Оценка

Участвовал и отвечал в играх

5

25-23б- «5»

Выполнил в группе КОЗ

5

22-15- «4»

Выступил с отчетом

5

14-9-«3»

Ответил правильно на вопросы тестирования

5


Участвовал в обсуждении урока

5



VII. Домашнее задание: стр 174 -179 учебник, задания – http://www2.fep/tsure/win/egamt/learn/biology/lek_10.pdf


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!