СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварительная система. Как пища переваривается

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пищеварительная система. Как пища переваривается»

Тема: «Пищеварительная система. Как пища переваривается»

Цели: познакомить учащихся с органами пищеварения и их работой; показать необходимость соблюдения гигиенических правил питания; закреплять знания о работе мышц и значении физической культуры в укреплении мышц и костей.

Оборудование: таблицы «Органы пищеварения», «Скелет и мышцы».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

1. Вступительное слово учителя: сообщение темы и целей урока.

2. Работа по вопросам с опорой на таблицу «Скелет и мышцы».

- Из каких костей состоит скелет?

- Какова функция скелета?

- Что вы знаете о мышцах?

- Что происходит с мышцами, если они выполняют одну и ту же работу?

- Что нужно делать, чтобы мышцы не утомлялись?

- Какое значение имеют тренировки, физкультура и физическая работа для развития мышц?

- Какие мышцы (рук, ног, туловища) упражняются при ходьбе, игре в мяч, при езде на велосипеде, во время гребли на лодке?

- Что улучшает осанку человека, а что ухудшает?

3. Учащиеся объясняют смысл пословиц.

Кто труда не боится, того хворь сторонится.

Физкультура и труд здоровье несут.

4. Чтение рассказа учителем.

- Послушайте рассказ.

В столовой за одним столом сидели мальчик и пожилой человек - учёный.

Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.

- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? - обратился он к мальчику.

Тот удивился.

- Разве вы не видите? Я ем кашу.

- Но ведь ты её совсем не пережёвываешь!

Мальчику стало смешно.

- А зачем я её буду жевать - она и так жидкая.

- Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твёрдой её сделать жидкой.

Всякая пища нуждается в обработке. Во рту пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут её полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.

Мальчик смущённо молчал.

- Запомни, что кусочек чёрного хлеба, хорошо прожёванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.

По Я. Трахтману

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием - пищеварительная система; названиями органов пищеварительной системы.

III. Объяснение нового материала с опорой на таблицу «Органы пищеварения».

Учитель. В теле человека всё время расходуются питательные вещества. Когда вы занимаетесь спортом или работаете, расход их увеличивается. Питательные вещества нужны мозгу, чтобы он хорошо работал и не уставал, мышцам, чтобы они становились крепкими и сильными, всем органам тела.

Особенно важно питание для детей. За счёт питательных веществ их организм растёт и крепнет. Пища должна быть разнообразной. Наряду с хлебом, молочными и мясными продуктами нужно употреблять разные овощи и фрукты. Тогда организм получит все нужные ему вещества.

Но как же мясо и каша, хлеб и овощи, молоко и сахар попадут в мозг, мышцы и другие органы? Оказывается, в органах пищеварения все продукты превращаются в питательные вещества, которые через кровь поступают ко всем органам нашего тела.

Обработка пищи начинается во рту. Здесь она пережёвывается зубами, смачивается слюной, перемешивается. Под действием слюны пища начинает перевариваться уже в ротовой полости. Проглоченная пища по пищеводу поступает в желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока в течение 3-4 часов.

Из желудка пища поступает в кишечник, где переваривается сначала под действием желчи, образующейся в печени, и сока поджелудочной железы, а затем окончательно под действием кишечного сока. Питательные вещества через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит питательные вещества по всему организму (во время рассказа учитель показывает расположение основных органов пищеварения: желудка, печени, поджелудочной железы и кишечника).

1. Работа с учебником.

1) Знакомство со статьёй на с. 15 учебника «Как пища переваривается» (чтение про себя).

Ответы на вопросы:

- Для чего организму нужно питание?

- Назовите органы пищеварительной системы и покажите их на таблице.

2) Работа с рубрикой «Этот удивительный мир» (с. 15).

2. Беседа о необходимости соблюдения гигиенических правил питания.

Учитель. Чтобы не болел желудок, чтобы пища приносила больше пользы, нужно знать и соблюдать правила питания.

- Какие правила питания вы знаете?

Дети называют правша питания.

• Не разговаривайте и не читайте во время еды. Разговоры и чтение мешают хорошему пережёвыванию пищи.

• При пережёвывании пищи не раскрывайте широко рот, не чавкайте. Это неприятно для окружающих.

• Когда едите только вилкой, держите её в правой руке. Если пользуетесь вилкой и ножом, держите вилку в левой руке, а нож - в правой.

• Соль берите специальной ложечкой.

• Следите за тем, чтобы остатки еды не падали на стол или пол.

3. Сообщения учащихся о витаминах на темы: «История открытия витаминов», «Значение витаминов для организма», «Содержание витаминов в продуктах», «Правила сохранения витаминов в пище».

IV. Подведение итогов урока.

- С какими понятиями познакомились на уроке?

- Покажите путь пищи по органам пищеварения.

- Для чего человеку нужно питаться?

- Какие правила питания вы знаете?

- Что нового узнали о витаминах?

Домашнее задание: подготовить таблицу «Продукты, богатые белками, жирами, углеводами»; сделать к ней рисунки.

Автор: Н. В. Глинская