СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищевая и лёгкая промышленность.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комбинированный.Цель урока: Изучение особенностей размещения пищевой и лёгкой промышленности России.Факторы определяющие размещение этих отраслей.

Просмотр содержимого документа
«Пищевая и лёгкая промышленность.»

«Пищевая и легкая промышленность" Урок 9 класс.



Цель урока:

  1. Изучить особенности размещения предприятий пищевой и легкой промышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей.

  2. Показать связи звеньев АПК.

  3. Определить круг проблем 3 звена АПК.

Обучающие задачи.

Обеспечить усвоение знаний:

  • об основных факторах размещения пищевой и легкой промышленности;

  • о взаимосвязях внутри АПК;

  • о проблемах агропромышленного комплекса.

Развивающие задачи:

  • продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, со статистическими материалами, с дополнительной литературой, атласом и картой;

  • умение мыслить, анализировать и делать выводы.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать у школьников организованность, умение концентрировать внимание, стремление рационально использовать время, формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащегося;

  • помочь учащимся в профессиональной ориентации;

  • расширить круг представлений о профессиях, связанных с пищевой и легкой промышленностью;

  • воспитывать экологическую культуру.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • карты;

  • презентации;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер, ноутбук.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Объявление темы и цели урока

Упражнение – Энергизатор

Выполняют упражнение

Проверка пройденного материала


Устный опрос

(опережающее задание)

Ответы учащихся

Усвоение новых знаний

Объяснение особенностей и принципов размещения отраслей (презентация)

Работа с учебником, анализ рисунков, мини-проекты

Закрепление новых знаний

Решение задач, работа с картографическим материалом.

Работа с учебником, выполнение теста и взаимопроверка.

Формулировка выводов.

Домашнее задание

§29 , Р/Т стр. материал о профессии

Запись домашнего задания

Рефлексия

Оценка урока

Ответы учащихся

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.

II. Проверка изученного материала.

Задание №1.

Ответьте устно на вопросы:

1. С какой страной Россия имеет самую длинную (короткую) границу?

2. С каким числом государств граничит Россия?

3. В каком городе находится крупнейший автозавод?

4. В каком городе производят грузовые автомобили «Урал»?

5. Какова примерная протяженность границ России?

6. Какова площадь территории России?

7. Какова средняя плотность населения России?

8. Сколько экономических районов в России?

9. В каком экономическом районе основной отраслью специализации хозяйства является рыбная промышленность?

10. Что такое агропромышленный комплекс?

11. Главная задача АПК?

12. Назовите состав АПК?

13. Что входит в 1 звено, каково его значение в комплексе?

14. Что входит во 2 звено и чем оно отличается от других отраслей?

15. Что входит во 3 звено и чем оно отличается от других отраслей?

Тема: «Пищевая и легкая промышленность», их мы и будем сегодня изучать

1. Дата и тема урока на доске. (Приложение. Слайд 1)

2. Цели урока. (Приложение. Слайд 2)

3. Пищевая промышленность, её значение. (Приложение. Слайд 3)

4. Факторы размещение пищевой промышленности. (Приложение. Слайд 4)

11. Легкая промышленность и её особенности. (Приложение. Слайд 22)

12. Принципы размещения легкой промышленности. (Приложение. Слайд 23)

13. Процесс изготовления ткани. (стр.169 рис. 54) (Приложение. Слайд 24)

14. Основные центы лёгкой промышленности. Проверка изученного материала. (Приложение. Слайд 25)

1. Тесты. (Приложение. Слайд 39-44)

2. Взаимопроверка выполненных тестов. (Приложение. Слайд 45)

V. Домашнее задание. (Приложение. Слайд 46)

VI. Рефлексия. (Приложение. Слайд 47)

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность, одна из старейших отраслей. Она встречается повсе­местно, так как одни отрасли ориентируются на сырье, а другие на потребителя.

Объединяет в настоящее время около 30 подотраслей и свыше 25 тыс. предприятий с общей численностью 1,5 млн. человек. Доля пищевой промышленности в общем объёме промышленного производства неизменно составляет 11–12%. В отраслевой структуре промышленного производства она занимает 4 – е место после топливной промышленности, металлургии, машиностроения и металлообработки.

Первая группа отраслей имеет ведущим сырьевой фактор. При получении гото­вого продукта в этой группе отраслей либо расходуется много сырья, либо сырье скоропортящееся и его нужно перерабатывать как можно скорее. Например, для производства 1 т сахара нужно 7 т сахарной свеклы. К первой группе отраслей отно­сятся: рыбная, чайная, консервная, сахарная, маслодельная, крупяная.

Например, рыбная промышленность занимается добычей рыбы, морепродуктов, морского зверя и их переработкой. 90% рыбы добывается в морях; 70% рыбы дает Тихий океан.

Лов рыбы ведется со специальных судов: траулеров, сейнеров, 3А улова рыбы идет на экспорт. С 1992 по 1999 г. улов рыбы сократился с 5,3 млн т до 4,2 млн т.

Рыбоперерабатывающие заводы находятся на побережье. Крупнейший рыбопе­рерабатывающий центр в России - Мурманск. Калининград

Вторая группа отраслей тяготеет к потребителям продукции. В эту группу вхо­дят отрасли, продукцию которых невыгодно перевозить (например, для производст­ва 40 т макаронных изделий нужно 60 т муки). Продукция некоторых отраслей ско­ропортящаяся (хлеб быстро черствеет, торты подлежат быстрой реализации).

Лидеры производства продуктов питания Центральный район, Поволжье, Урал, Северный Кавказ.

Работа с картой:

-                      По карте атласа «Пищевая промышленность» найдите другие центры рыбной промышленности.

-                      Найдите на карте центры пищевой промышленности (отрасли выберите сами не менее трех).

Легкая промышленность

Легкая промышленность состоит из текстильной, швейной, меховой, кожевенно­обувной.

Продукция легкой промышленности влияет на уровень жизни людей, так как по­требителем продукции является население страны. Часть продукции легкой про­мышленности используется в химической промышленности (в шинах есть ткань - корд), в машиностроении, авиакосмической и др.

Легкая промышленность трудоемкая отрасль, и заняты в ней большей частью женщины.

Значительная часть предприятий легкой промышленности закрыта или работает не на полную мощность. Конкуренцию продукции отечественных предприятий соз­дает импортная продукция. Ткани из Китая и Индии более дешевые, так как рабочая сила в этих странах в несколько раз дешевле, чем в России.

Текстильная промышленность использует в качестве сырья хлопок, лен, шерсть. Отходы переработки у льна достигают 80%, у шерсти 50% от первоначального веса, поэтому предприятия первичной переработки шерсти (шерстомойные фабрики), льнообрабатывающие расположены у сырья.

Шерстомойные фабрики располагаются на Северном Кавказе, льнообрабаты­вающие - на Северо-Западе России. Отделка тканей происходит в Центре, где есть квалифицированные кадры. На потребителя ориентируются швейные и обувные фабрики.

Работа с картой:

-                      На карте легкой промышленности найдите центры хлопчатобумажной, шер­стяной, льняной отраслей.

1. Легкая промышленность и её особенности. (Приложение. Слайд 22)

12. Принципы размещения легкой промышленности. (Приложение. Слайд

Решение задач. Взаимопроверка.

Итог урока.

VI. Рефлексия. (Приложение.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!