СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пищевые добавки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по теме "Пищевые добавки" позволяет сформировать учащимся представления о красителях, консервантах

Просмотр содержимого документа
«"Пищевые добавки"»



Учитель биологии

Селянинова Ольга Владимировна

Филиал МБОУ «Белоярская СШ» Лукьяновская ОШ»

Тема: Пищевые добавки.

Тип урока: урок – исследование

Цель: Изучение и определение пищевых добавок, используемых в популярных продуктах питания и определение их потенциальной опасности для здоровья человека

Задачи:

  • раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья человека;

  • изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска их употребления;

  • формировать у учащихся активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью, расширить знания о влиянии вредных привычек на организм;

  • развитие биологической компетенции учащихся;

  • развитие мыслительных процессов: анализирование, обобщение, сравнение;

  • воспитывать чувство коллективизма и умения общаться со сверстниками на основе совместной деятельности.

Оборудование: презентация «Пищевые добавки», продукты питания и упаковки от продуктов питания, подлежащие исследованию, таблицы «Пищевые добавки», таблицы для заполнения результатов

Методы: объяснительно - иллюстративный, исследовательский, репродуктивный, проблемный.

Ожидаемые результаты: Знать

  • наиболее распространенные пищевые добавки, употребляемые в популярных продуктах; степень опасности пищевых добавок;



уметь

  • определять наличие пищевых добавок в продуктах питания,

  • анализировать, обобщать, делать выводы по работе исследования.

Структура урока

  1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 1 минута.

  2. Актуализация знаний учащихся (1минута)

Игра «Определи на вкус и запах» (5мин)

  1. Изучение нового материала: лекция с элементами беседы и с использованием презентации- 10 минут.

Физминутка «Импровизация» (3 минуты)

  1. Лабораторная работа: (10 минут)

  2. Закрепление знаний: фронтальная беседа, обсуждение результатов лабораторной работы – 4 минуты.

Проблемный вопрос

Если ПД опасны для здоровья, зачем производители используют их?

6. Подведение итога урока (3 минуты)

Рефлексия (2 минуты)

А теперь я прошу вас изобразить ваше настроение, после нашего урока.

Ход урока

1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 1 минута.

Сегодня на уроке мы поговорим о пищевых добавках, проведем лабораторную работу по определению ПД в продуктах питания

2. Актуализация знаний учащихся (1минута)

Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах.

Вопросы классу: Что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? (Предполагаемый ответ: органы чувств.) С помощью каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? (Предполагаемый ответ: с помощью вкуса и запаха.)

Комментарий учителя.

Именно по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть.

Игра «Определи на вкус и запах» (5мин)

Я предлагаю вам определить на вкус и запах, что за продукт я вам предлагаю. (Учитель предлагает учащимся завязать глаза и попробовать продукт на вкус яблоко, грушу, апельсин, и определить продукт по запаху: фруктовые конфеты, сухой сок.)

Правильно ли мы определили продукты? Что нас ввело в заблуждение?

Мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

3. Изучение нового материала: лекция с элементами беседы и с использованием презентации- 10 минут.

Инсценировка «Ведьма варит зелье» (звучит музыка)

Комментарий учителя. Что понадобилось мне, чтобы сварить зелье?

(Предполагаемый ответ несколько волшебных порошков, заклинание — и нужный продукт готов.)

Приблизительно по тому же принципу готовятся современные продукты питания. Только технологии усовершенствовали, волшебные слова — это длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки.

Вопрос классу: Знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)

Учитель обращает внимание учащихся на презентацию «Пищевые добавки» слайд 1, 2

Пищевые добавки — это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.

Вопросы классу: Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обертки, банки или коробки.) А обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)

Комментарий учителя.

Зачастую рядом с перечнем всем понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Что же это за вещества и можно ли вообще это самое «Е» есть?

Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Цифры Е121, Е33О и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Имеются в виду консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, цвет, запах и консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД), применяемых в различных странах, составляет 500.

Учитель обращает внимание учащихся на презентацию «Пищевые добавки» Слайд 3-8 и предлагает обсудить вопросы:

1. В чем плюсы и минусы применения консервантов?

2. Чем же красят продукты питания, и насколько это безопасно?

3. С какой целью используют антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека?

5. Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания?

6. Нужно ли усиливать вкус продукта?

Физминутка «Импровизация» (3минуты)

Сейчас вы сыграете роль ПД. Каждая группа получит задание для импровизации. Задача других групп, отгадать, что за ПД была обыграна.

(загустители, ароматизаторы, красители, консерванты, усилители вкуса)

4. Лабораторная работа: (10 минут)

Инструктаж

А сейчас мы проведем лабораторную работу по исследованию продуктов питания на содержание пищевых добавок. Результаты исследования вы должны отразить в таблице (приложение №1), используя таблицу пищевых добавок. После анализа проведенной работы заполняется отчет (приложение №2).

(Учащиеся работают в группах по 3 человека, проводят исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.

Оборудование: майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженое, чипсы, сухарики, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Сникерс»), газированные напитки (пепси-кола, фанта, кока-кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные)).

Примечание: исследуются продукты разных производителей. Результаты учащиеся отражают в таблице (см. приложение 2).

5. Закрепление знаний: фронтальная беседа, обсуждение результатов лабораторной работы – 4 минуты.

Нам бы хотелось услышать отчет о проведенной работе у каждой из групп (группы отчитываются о результатах работы)

(Предполагаемые результаты:

1. Запрещенных, опасных пищевых добавок обнаружено не было.

2. В отдельных видах продуктов были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека.

З. Продукты детского питания, продукты с обозначением «натуральные» не содержат синтетические консерванты.)

Обобщение учителя. Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности ПД, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие. «Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза», — сказал когда-то царь Соломон. Не стоит забывать об этой Древней мудрости.

Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование воздействия ПД на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, давая непредвиденный эффекты.

Заключительное слово учителя. Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Мы имеем право самостоятельно сделать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем.

Проблемный вопрос

Если ПД опасны для здоровья, зачем производители используют их?

(Предполагаемый ответ:

без ПД можно обойтись, потому что…

ПД необходимы, потому что…

Какие способы сохранения качеств продукта предложите вы?

6. Подведение итога урока (3 минуты)

Слайд 9-10

Сегодня мы много говорили о пользе и вреде ПД. Употреблять ли вам продукты с их содержанием или нет, зависит от вас. Но мне бы хотелось, чтобы вы составили рекомендации по употреблению продуктов питания для тех, кто хотели бы оставаться всегда здоровыми

(Рекомендации по употреблению продуктов питания:

1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.

2. Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.

3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

4. Пейте свежеприготовленные соки.

5. Обходитесь без подкрашенной газировки.

6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.

7. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.

8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.

9. В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.)

Рефлексия (2 минуты)

А теперь я прошу вас изобразить ваше настроение, после нашего урока.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!