«Пишем письмо Деду Морозу»
Тип урока: открытие новых знаний.
Формирование познавательных умений:
осознанно следовать алгоритму оформления письма;
знать правила оформления письма.
знать правила написания изученных орфограмм слов.
Формирование УУД:
а) формировать речевые умения – учить высказывать суждения, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, обосновывать этапы решения учебной задачи;
б) учить слушать и понимать речь других;
в) участвовать в беседе на уроке;
г) учить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в парах и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
а) соотнесение учеником того, что уже известно о понятии и того, что ещё не известно и на основании этого ставить учебную задачу с помощью учителя;
б) с помощью учителя уметь определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата;
в) формировать умение самостоятельно двигаться по заданному плану;
г) формировать способность оценивать полученный результат.
а) формировать умения самостоятельно и осознанно находить необходимую информацию опираясь на полученные знания;
б) самостоятельно создавать алгоритм своей деятельности при решении проблем творческого характера
Оборудование: конверты, листки бумаги, презентация «Письмо Деду Морозу», мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный этап
2. Актуализация знаний. (Стих рассказывают два ученика)
Снегом всё запорошило- Все поют и веселятся,
И деревья, и дома. Водят шумный хоровод,
Это значит наступила Потому что скоро праздник.
Белоснежная зима! Что за праздник? …. (Новый год!)
- Да, приближается праздник, который любят и взрослые, и дети.
- За что вы любите этот праздник? (Ответы детей)
- Каждый год, по доброй традиции, мы достаем из коробки елочные игрушки и украшаем красавицу – елку. Приятно в Новый год дарить подарки родным, близким, друзьям.
Песня «Российский Дед Мороз»
- А кто самый главный на новогодних праздниках? Почему? (Ответы детей).
- Почему все так ждут прихода Деда Мороза? (Приносит подарки)
3. Заочное путешествие на родину Деда Мороза.
- Давайте совершим заочное путешествие на родину Деда Мороза.
- А кто знает, где живет зимний волшебник? (В городе Великий Устюг)
Ах, красив Великий Устюг!
В нем родился Дед Мороз.
Добрый Дедушка Мороз
Славу городу принес. (Просмотр в/ записи « В гости к Деду Морозу»)
- Конечно же, замечательные подарки готовит и приносит нам Дед Мороз. Но, откуда же он узнает о чём мы мечтаем, что хотим получить в подарок? (Ответы детей).
4. Постановка цели и задач урока.
- Как вы считаете, чем мы займёмся на уроке? (Будем писать письмо Деду Морозу)
- Чтобы Дед Мороз выполнил нашу просьбу, надо написать письмо грамотно.
5. Работа по теме урока
- А вы знаете, что такое письмо? (Ответы детей)
В словаре С.И.Ожегова:
Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
- С какой целью люди пишут письма?
«Письмо - беседа, посылаемая от одного лица другому». В. Даль
- Письма можно писать друзьям, близким, родственникам. Их пишут для того, чтобы сообщить что-нибудь, рассказать о себе. То есть письмо – послание одного человека другому, который находится на расстоянии друг от друга.
- Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресат и адресант.
Адресат- тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка.
Адресант – тот, кто посылает письмо, телеграмму, посылку. (Слайд 8)
- Чтобы письмо нашло своего адресата, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.
Адрес - надпись на письме, посылке, телеграмме, указывающая получателя и место назначения.
- Из почтового ящика письма отвозят на почтамт.
Почтамт-главное почтовое отделение города.
- Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки и мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта.
Почтовый индекс- последовательность цифр, добавляемая к почтовому адресу с целью облегчения автоматической сортировки корреспонденции.
В индексе 6 цифр: первые 3 цифры обозначают область, город. три другие – почтовое отделение.
Откройте учебник на стр. 129 и прочитайте письмо девочки Лизы.
- Кому писала письмо девочка?
- Почему это письмо самое важное за весь год?
- Почему Дед Мороз улыбнулся?
- Какие события могли происходить в царстве Деда Мороза?
- Что нашла Лиза под ёлкой в новогоднюю ночь?
- Скромная ли Лиза? (Да, она не просит большого дорогого подарка).
6. Физкультминутка.
Учитель. Ребята, сказочным помощником Деда Мороза является Снеговик. Давайте проведём физкультминутку с участием Снеговика.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок -
Он превратится в толстый ком
И станет ком сне-го-ви-ком!
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка,
Увы! И нет снеговика.
7. Структура письма.
О чем мы можем написать в письме Деду Морозу?
о себе, о школьных делах;
о своих увлечениях и занятиях;
можно поздравить с праздником.
- Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Можно, потому что предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль).
-Письмо, как и другой текст, имеет три части: начало, основную часть, и концовку.
-В письмо включены приветствие, обращение, прощание.
- С чего же начать письмо?
1. Как лучше обратиться к Деду Морозу?
2. О чём можно рассказать в основной части?
3. Какие вопросы можно задать Деду Морозу?
4. Как обратиться с просьбой о подарке?
5. Подумайте, как вы будете прощаться?
По ходу беседы на экране проецируется таблица:
№ | Возможные части текста письма | Примеры |
1 | Приветствие и Обращение | Дорогой, Дедушка Мороз! Уважаемый, Дед Мороз! Добрый день, Дедушка Мороз! |
2 | Сообщение о себе | Пишет Вам… Меня зовут … Я хочу рассказать Вам… У нас много новостей, расскажу обо все по порядку… |
3 | Вопросы адресату и добрые пожелания | Как Вы живёте? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости? Желаем Вам… |
4 | Вежливая просьба о желанных подарках | Подарите нам, пожалуйста, Дедушка Мороз…. Нам будет приятно, если Вы подарите ….. |
5 | Передача привета, прощание | Передайте большой привет… До свидания. До следующего Нового года. |
8. Порядок написания письма.
- Хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека. Говорит о его стремлениях, симпатиях, увлечениях. Существует порядок написания письма:
- письмо пишут чётким, разборчивым почерком
- письмо пишут на аккуратном листе бумаги;
- с левого края, сверху и снизу оставляют поля шириной 2 см
- в письме каждую часть пишут с красной строки;
- письмо можно сопровождать рисунком
Рассмотрим подробнее каждую часть письма.
1 часть - Приветствие.
- Какими словами мы можем поприветствовать Деда Мороза
Здравствуй
Добрый день
Уважаемый
Любимый
Дед Мороз
Дедушка Мороз
- Обратите внимание на слова – Дед Мороз и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы. Поприветствовали Дедушку Мороза, далее нужно сообщить о себе.
2 часть – Сообщение о себе.
Представьтесь Деду Морозу, коротко расскажите о себе. Чем любите заниматься, где учитесь и чему вы уже научились в школе.
о себе
о своем селе
о семье
о друзьях
об увлечениях
- Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное.
3 часть – Добрые пожелания.
В этой части можно спросить о чем-нибудь самого сказочного волшебника. Например:
Как Вы поживаете?
Как Ваше здоровье?
Какие у Вас новости?
- Может кто поделится с Дедом Морозом самым сокровенным, своей заветной мечтой. А ведь Дед Мороз - волшебник, и, если верить в чудо, то мечта непременно сбудется.
И наконец, 4 часть – Концовка, где мы прощаемся с Дедом Морозом . Закончим письмо словами прощания.
- Как можно попрощаться?
До свидания
До скорой встречи
С уважением …
Здесь же можно передать через Деда Мороза привет его помощникам и внучке Снегурочке. А далее указать, кто написал письмо:
Фамилия, Имя.
Дата и место написания.
Игра «Кто такой Дед Мороз?»
- Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?». Встаем в круг.. Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками.
Дед Мороз известен всем! Верно?
Он приходит ровно в семь! Верно?
Дед Мороз - старик хороший! Верно?
Носит шляпу и калоши! Верно?
Скоро Дед Мороз придет! Верно?
Он подарки принесет! Верно?
Дед Мороз боится стужи! Верно?
Со Снегурочкой он дружит! Верно?
Что ж ответы даны на вопросы,
Знаете все вы про Деда Мороза.
9. Первичное закрепление. Работа в группах.
Подписывание конверта
Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты в своих группах
-Укажите индекс и адрес на конверте (162340, Вологодская область, г. Великий Устюг. Дом Деда Мороза).
- Теперь только осталось ждать встречи Нового года и верить, что ваша заветная мечта, которой вы поделились с Дедом Морозом в письме, сбудется. А еще, чтобы она сбылась, нужно хорошо учиться, помогать дома старшим, защищать и не обижать младших. А Дед Мороз, судя по вашим делам и поступкам, по вашим успехам в учебе, постарается, чтобы ваша мечта осуществилась.
10. Домашнее задание: Ребята, у меня на столе лежат чистые бланки, на которых можно написать своё письмо Деду Морозу. Предлагаю вам выбрать тот, который больше понравился и дома написать письмо (Приложения 2-7)
11. Рефлексия (на слайде)
- Скажите, пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать письма?
- Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:
* Я узнал много нового о Дедушке Морозе.
* Я понял, что Новый год – праздник добра.
* Я узнал, что и как писать Деду Морозу.
* Захотелось творить, рисовать, сочинять.
* Урок оставил меня равнодушным.
* Я доволен своей работой.
12. Подведение итогов урока.
- Чему учились?
- Зачем сейчас этому учиться?
Дома вы напишите и украсите свое письмо. В классе мы научимся правильно оформлять конверт.