СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Письма издалека"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать значимость письма в жизни людей в трудных жизненных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«"Письма издалека"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусатская средняя общеобразовательная школа»

Ростовская область Семикаракорский район х. Сусат ул. Гагарина, д. 28/1.

почт. индекс 346651 тел.: 8(86356) 2-92-09 E-mail: susat-shkola@yandex.ru







Номинация конкурса:

Лучшая методическая разработка проведения «урока письма»







Карташова Ирина Борисовна,

11.01.1982 года рождения

учитель начальных классов

МБОУ Сусатская СОШ,

проживающая по адресу:

346630 Ростовская область,

г. Семикаракорск

пр-т Атаманский, д. 268/1 кв. 11






2018 г.






Тема: «Письма издалека…»

Цель урока: Показать значимость письма в жизни людей в трудных жизненных ситуациях.

Личностные УУД: способствовать формированию бережного отношения к слову, развивать самостоятельность, настойчивость, чуткое отношение к близким.


Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные УУД: развивать умение добывать информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД: развивать умение передавать свои мысли и чувства с помощью письменной речи.

Предметные УУД: повысить интерес к эпистолярному жанру, обратить внимание учащихся на ценности родного языка.

Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

Подготовительная работа:

  • 1группа учащихся готовит сообщение по теме: «История письма»

  • 2 группа учащихся готовит сообщение о почте.

  • 3 группа учащихся готовит сообщение о почтовом конверте.

  • 4 группа учащихся готовит сообщение о почтовой марке.

(Учитель дает группам рекомендации по составлению сообщения)

Оборудование: тетрадь, конверты для писем, памятки написания письма,

памятки со словами-подсказками,

презентация

Ход урока

  1. Организационный момент:

- Давайте вместе с вами приготовимся к уроку. Повторите за мной слова, хлопая в ладоши сначала медленно и тихо, а затем громче и быстрее:

Мы с товарищем вдвоем,

Замечательно живем.

- Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, подарите капельку своего тепла. И тихонько займите свои места.

II. Минутка чистописания (Слайд 2)

- Посмотрите внимательно на экран, скажите, какое задание вы можете предложить мне выполнить? (ответы детей)

- А я вам предлагаю такое задание, в каждой строчке присутствует та буква, которую мы будем писать. Определите, какую букву мы будем с вами писать.

- Правильно, это буква «ка», какой звук дает эта буква «к». Дайте ему характеристику. Какую пару он имеет звук «г». Перед тем как писать приготовьте свои пальчики – гимнастика.

Этот пальчик большой – это дедушка,

Это пальчик указательный – это бабушка,

Средний пальчик – это папа,

Безымянный – это мама,

А мизинчик – это я.

А вот это вся моя семья.

- Посмотрите внимательно на доску, найдите закономерность (Кк, Ккк, Кккк: каждый раз, когда пишем прибавляется строчная буква КА)

- Какое будет следующее соединение? (с четырьмя строчными буквами КА)

- Пропишите, пожалуйста, строчку до конца.


III. Постановка учебных задач:

- Над проблемами общения мы задумываемся вместе уже не первый год, и вот пришло время поговорить о письменном общении.


Слайд 3

- Хотела бы я начать наш урок со стихотворения Я. Акима (читает стихотворение хорошо читающий ученик со слайда)

- Какие мысли и эмоции вызвало у вас это произведение?

- Как бы вы озаглавили это стихотворение? (ответы детей)

- На самом деле оно называется «Пишу тебе письмо». ( по щелчку левой кнопкой мыши, появляется название стихотворения).

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (ответы детей)

- Молодцы, правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Письма издалека…»

- Скажите, а как мы будем идти к своей цели? Чем будем заниматься? Как будем искать выход? Что же будем делать?

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. На данном уроке Вы должны научиться:

  • работать в команде;

  • уметь анализировать текст;

  • выстраивать цепочки событий;

  • отвечать на поставленные вопросы.

Ваша деятельность в группах будет заноситься в таблицу, и по результатам её вы получите отметки за урок.

IV. Работа над новой темой

-Ребята, скажите, пожалуйста, что такое письмо?

- Сейчас мы с вами обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова. Для этого объединимся в группы по рядам.

-Скажите слово «письмо» однозначное или многозначное?

- Подумайте и ответьте: способно ли письмо сохранить дружбу и любовь на расстоянии? (ответы учащихся)

(звучит песня «На солнечной поляночке» сначала тихо, когда дети рассматривают репродукцию - громче.)

-В истории нашей страны было немало горьких страниц, когда вынужденная разлука могла сделать близких людей далёкими. И на помощь приходили письма…

- Рассмотрите репродукцию картины Александра Лактионова «Письмо с фронта». Какие чувства она у вас вызывает?

Слайд 4

1.История письма.

-Ребята, как вы думаете, для чего изобрели письмо? Когда это произошло?

- Послушаем выступление первой группы с сообщением об истории возникновения письма. (5 мин.)

- Предлагаю вам несколько отрывков из писем.


(Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино» - чтение родителями письма Дяди Федора).


- Почему испугались родители?

- Что вы можете посоветовать авторам письма? (продумывать текс письма, чтобы никого не обидеть и не напугать, чтобы содержание было понятным)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: содержание письма должно быть понятным.


Слайд 5. (Чтение письма из сказки Э. Успенского «Грамота»).

- Приятно ли будет родителям читать это письмо? Почему? Исправьте ошибки и проверьте себя (слайд 6).

- Сделайте вывод.

Вывод: письмо должно быть написано грамотно и аккуратно.

V. Творческое задание.

- И теперь нам предлагается выполнить первое задание. Перед вами конспект с историей письма, который необходимо проработать и выполнить задание «Перепутанные логические цепочки» (Приложение 1). Далее один из представителей команды выходит и комментирует данное решение. На выполнение задания даётся 10 минут.

- Время вышло, давайте заслушаем каждую команду. Молодцы! выставление баллов в таблицу)

3. Физкультминутка.

-Для дальнейшей работы нам нужен отдых и подготовка нашего внимания. 1.  Вдох через нос – выдох через рот;

2.  Краткий глубокий вдох – замедленный выдох;

3.  Медленный глубокий вдох – порционный, прерывистый выдох («надуваем шарик» или «погаси свечу»)

4.  «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».

5.  «Лезгинка». Левую руку надо сложить в кулак, большой палец, отставив в сторону. Кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 5 – 6 раз.

6.  «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть к себе, а потом обратно в исходное положение.

7. «Стрельба глазами» влево – вправо, вверх – вниз по 6 раз.

2. Конверт.

- А теперь послушаем представителей 2 группы, которые расскажут об истории возникновения конверта (2-3 мин.)

- Послушайте, пожалуйста, еще один отрывок из письма.

(Чтение письма Ваньки Жукова (отрывок)


«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался….

«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».


Слайд 7.

- Как вы думаете, когда было написано это письмо? (Очень давно, когда многие дети не обучались грамоте)

- Какие чувства оно у вас вызывает? (Сочувствие, жалость к одинокому ребёнку)

- Посмотрите на адрес получателя.

- Дойдет ли оно до адресата? Почему? (не дойдёт, т.к. не указан точный адрес, куда должно быть доставлено письмо)

Вывод: отправителем должен быть указан точный адрес.

Слайд 8

- У вас на столах лежат конверты, возьмите их в руки и рассмотрите. А теперь обратите внимание на экран. На слайде вы видите подписанный конверт.

- Автор письма – это адресант, получатель – адресат.

- Давайте подпишем наши конверты!

Выставляем баллы в таблицу

3. Почта.

- Прежде, чем письмо доставят адресату, оно попадает на почту. Давайте послушаем выступление третьей группы.(2-3 минуты)

4. Почтовые марки

Сообщение учащихся 4 группы о почтовой марке.(2-3 минуты)

VI. Документальная страничка

Марина Ивановна Цветаева говорила, когда родила сына: «Мальчиков баловать надо. Им, может быть, воевать придется…»

- Пришлось воевать и нашим прадедам. К сожалению, в Великой Отечественной войне погибло 3350 тысячи жителей Семикаракорского района, 2024 пропало без вести. Но вы – молодое поколение. Вы войну знаете только со слов, понаслышке. И тем отраднее, что  сегодня звучат ваши  слова от души, слова благодарности и признательности победителям.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение К. Симонова «Жди меня». (читает за раннее подготовленный ученик).

VII. Подведение итога урока.

- Спасибо вам, ребята! Вы просто молодцы!

Слайд 9, 10.

- Давайте подведем итог, назовите основные правила написания писем.

- Какую значимость имеют письма в жизни людей, особенно в трудных жизненных ситуациях?

- Что можете сказать о профессии почтальона?

- Что нового узнали на уроке об особенностях написания писем?


Домашнее задание:

Написать письмо ветерану

-Не забудьте о структуре письма, о словах-подсказках, они есть у вас на столах.




Скачать

© 2018, 600 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!