Этап урока | Время | Образовательные ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный. | 10:30 | | -Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть, ведь сегодня я проведу у вас урок математики. На уроке у нас много гостей, поприветствуем их. А теперь, тихо сели. Проверим вашу готовность к уроку: А теперь проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке. Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ли внимательно глядят? Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Громко, четко говорим И тихонечко сидим. Начнем урок. | Дети проверяет наличие учебных предметов: ручка, тетрадь. Принимают правильную посадку. |
2. Ценностно-ориентировочный этап. | 10:31 | Презентация. Слайд 1. Презентация. Слайд 2. | Ребята, отгадайте вот такую загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. -Правильно, это лес. -Ребята, а какое сейчас время года? -Молодцы. Сегодня мы с вами отправимся на поиски наших друзей-зайчиков, которые ушли в лес без разрешения и заблудились. Так что предстоит нам путешествие в зимний лес, да не в простой, а в математический. Дорога будет трудной. На пути нам встретятся препятствия, через которые нам нужно пройти. Я прошу вас, ребята, быть внимательными и активными, и тогда мы сможем спасти наших зайчиков. | -Лес. -Зима. |
3. Актуализация знаний. | 10:32 | Презентация. Слайд 3 Презентация Слайд 4. Презентация. Слайд 5. Презентация. Слайд 6,7 Презентация. Слайд 8. | - Первое препятствие нам устроили снеговики. Не отпустят нас пока мы не решим их примеры. 1) 32+4+4+4 (на инт.доске) -Назови ответ. -Все согласны? Покажите на светофоре. Зеленый цвет – да, синий –нет. -Докажи, почему ответ 44. Сколько всего раз прибавили по 4? 2) 18+9+9 (на инт. доске) -Назови ответ. -Все согласны? Покажите на светофоре. -Докажи, почему ответ 36. Сколько всего раз прибавили по 9? 3) 27-9-9-9 (на инт. доске) -Назови ответ. -Все согласны? Покажите на светофоре. -Докажи, почему ответ 0. Сколько всего раз вычитали по 9 ? 4) 14-7-7 (на инт. доске) -Назови ответ. -Все согласны? Покажите на светофоре. -Докажи, почему ответ 0. Сколько всего раз вычитали по 7? – Вот мы и выполнили первое задание. –Молодцы – говорят нам снеговики. Продолжим наш путь. - Лисичка-сестричка встречает нас в нашем математическом лесу, и хочет она, чтобы мы с вами помогли ей в вычислении. -Вычисли удобным способом: 26+38+4+2. Вот какой ответ получился у меня (70). А вы согласны с таким решением? Покажите на светофоре. -Ребята, как удобнее сосчитать этот пример? -Молодец. Проверяем. Ребята, а для того чтобы сложить 26 и 4, какое мы правило применили в уме? -Верно. А потом соединили в группы – это какое свойство? -Таким образом нам удобнее вычислить этот пример: используя переместительный и сочетательный закон сложения). -Итак, мы помогли нашей лисичке-сестричке и отправляемся дальше. -На пути нам встретились белочки. Они считали запасы грибов, оставленные на зиму. Поможем им их сосчитать. Внимательно читайте краткую запись, а я произнесу задачу вслух. В одной корзине 25 грибов, а в другой на 2 больше. Сколько всего грибов в двух корзинах? -Решите эту задачу. -Расскажи, как ты решил эту задачу? -Что мы узнали? -Почему мы решаем сложением? -Как ответить на главный вопрос задачи? - Чтобы ответить на главный вопрос задачи мы записали действие 25+27. Назови решение. - А я записала этот пример а столбик. Кто расскажет нам алгоритм решения этого примера. Как решаем этот пример в столбик? -Молодец. Записываем ответ – 52 гриба было в двух корзинах. Вот и решили задачку, белочки собрали свои грибы и ушли в домик, а мы идем дальше в поисках наших друзей-зайчиков. | - Ответ: 44 - Прибавили 3 раза по 4. - Ответ: 36. -Прибавили 2 раза по 9. - Ответ: 0. -Вычитали 3 раза по 9. - Ответ: 0. -Вычитали 2 раза по 7. -Я к 26 прибавил 4. Получилось 30. А потом, к 38 прибавил 2. -Перестановка слагаемых. (переместительный закон сложения) -Группировка. (сочетательный закон сложения) -К 25 прибавить 2 получится 27 грибов. -Сколько грибов во второй корзине. -Потому что сказано: на 2 гриба больше. -Нужно к 25 прибавить 27. -К 25 прибавить 27 получится 52 гриба. Отвечает ученик: - Пишу десятки под десятками, единицы под единицами. Складываю единицы: 5+7=12, 12 – это 1 десяток и 2 единицы. Пишу под единицами 2, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам. Складываю десятки: 2+2, да еще 1: 4+1 = 5. Пишу под десятками 5. Читаю ответ: сумма равна 52. |
4. Постановка проблемной ситуации. | 10:45 | Презентация. Слайд 9. Презентация. Слайд 10. Презентация. Слайд 11. Презентация. Слайд 12. | -В нашем математическом лесу даже деревья волшебные! Ребята посмотрите, какие плоды выросли на этом дереве? -Как называются эти фигуры? Сколько углов? Посчитай. -На сколько и на какие группы можно разделить эти фигуры? -Проверяем. -Ребята, а какой из четырехугольников имеет собственное название? -Скажите, почему четырехугольник называют прямоугольником? -Действительно. Волшебное дерево, предлагает нам решит вот такую задачу: Одна сторона прямоугольника равна 30 см, другая 15 см. Нужно вычислить периметр прямоугольника. - Назовите ответ. - Как вычисляли? -А я записала еще и такое решение: 30+15+30+15=90 (см). -Ребята, посмотрите. Я изменила нашу задачу. Теперь, нам узнать длину другой стороны. Итак, одна сторона прямоугольника 43 сантиметра, другая на 21 см меньше. Найти длину другой стороны. -Как это сделать? -Я запишу этот пример в столбик: 43-27. -Что вы хотите сказать о данном случае вычитания? -Ребята, решали ли вы такие примеры в столбик? -Не решали. И у нас появилась еще одно задание: наша задача рассмотреть такой вычислительный прием, когда в единицах уменьшаемого число меньше чем в единицах вычитаемого. | -Геометрические фигуры. -Прямоугольник, треугольник, четырехугольник, пятиугольник (многоугольник). -На 3: треугольники, четырехугольники, пятиугольники. -Прямоугольник. -У четырехугольника все углы прямые. -90 см. -30+30+15+15 -Нужно из 43 вычесть 27. -Здесь единицы из единиц не вычитаются. -Нет. |
5. Новый материал. | 10:48 | У доски. Презентация. Слайд 15. Презентация. Слайд 16. Физкультминутка. Презентация. Слайд 17 | -Послушайте полный алгоритм рассуждения решения этого действия: пишу десятки под десятками, единицы под единицами. Вычитаю единицы. Из 3 нельзя вычесть 7. Беру 1 десяток из 4 десятков. (Чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 4.) 1 десяток и 3 единицы – это 13 единиц. 13-7 = 6 Пишу под единицами 6. Вычитаю десятки. Было 4 десятка, но 1 десяток заняли, значит, осталось 3 десятка. Из 3-х десятков вычесть 2 десятка, получится 1 десяток. Пишу под десятками 1. 1 десяток и 6 единиц – это число 16. Значение разности 43 и 27 равно 16. Прочитаем алгоритм про себя. Прочитаем алгоритм по этапам. -Таким образом, длина другой стороны прямоугольника 16 см. -Пробираясь через лес в поисках зайчишек, вы немного устали. Поэтому отдохнем. Повторяйте движения за живой елочкой. | Ученики читают алгоритм про себя, затем, по этапам. |
| | | -Откроем учебники на странице 29. Рассмотрим запись в самом верху, справа от красной черты. Ребята, как сначала предложено было решить пример 52 – 24? -А что вы видите в строчке? Сначала из 52 что вычитали? -Из 52 вычли 20 получилось… -А потом из 32-ух.. -Получилось 28. Решали пример в строчку и по частям. Ребята, а посмотрите чуть ниже на квадратик в клеточку. Ведь удобнее решать в столбик. Прочитайте про себя алгоритм решения примера в столбик, подумайте, чего в записи рассуждения не достает? -Кто расскажет алгоритм вычитания до конца? Читаем с самого начала. -Молодец. Таким образом, ребята, мы с вами узнали, как вычитать в столбик двузначные числа в случае, когда в уменьшаемом количество единиц меньше, чем в вычитаемом. | - В строчку. -Десятки. 20. -32 -Из 32 вычли 4. - В рассуждении не указано вычитание десятков. Отвечает ученик: - Пишу десятки под десятками, единицы под единицами. Вычитаю единицы. Из 2 нельзя вычесть 47. Беру 1 десяток из 5 десятков. (Чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 5.) 1 десяток и 2 единицы – это 12 единиц. 12-4 = 8 Пишу под единицами 8. Вычитаю десятки. Было 5 десятков, но 1 десяток заняли, значит, осталось 4 десятка. Из 4-х десятков вычесть 2 десятка, получится 2 десятка. Пишу под десятками 2. 2 десятка и 8 единиц – это число 28. Значение разности 52 и 24 равно 28. |
6. Закрепление. | 10:55 | Презентация. Слайд 18. Презентация. Слайд 19. | - В волшебном математическом лесу живет мудрая сова, она хочет узнать, как вы усвоили новый материал. Для этого, мы откроем тетради, проверим посадку и запишем число: 10 февраля. Классная работа (написать заранее на доске). -Выполняем №1 из учебника. Прочитай 1 и 2 задание. Сразу будем делать примеры парами. Решаем пример на вычитание с полным алгоритмом. И рядом проверяем сложением. Кто выйдет к доске и выполнит задание? -Ребята, как проверить вычитание? Какое правило будем использовать? -Запишем проверку. -Запишем проверку. -Запишем проверку. -Запишем проверку. -Хорошо. Но мудрая сова оставила нам еще одно задание. Задача №2 в учебнике. Прочитайте задачу. -Что сказано про годы, когда строили дома? Запишем краткую запись вместе со мной, я на доске вы в тетради: Прошлый - Этот - Что известно в задаче? -Куда записываем 12? -А нам известно, сколько домов построили в этом году? -А что в задаче сказано? -Что требуется узнать? -Ребята, как это показать на краткой записи? -Что нам нужно узнать первым делом? - Что значит «на 3 больше»? -Хорошо. Если сказано «на …больше», каким действием будем решать задачу? - Назови первое действие. Запишем в тетради, я на доске. -Еще раз, что мы узнали? -Ответили ли мы на главный вопрос задачи: сколько всего домов построили? -Каким действием мы будем решать задачу, если сказано «сколько всего»? - Назови второе действие? Запишем в тетради, я на доске. -Что мы узнали? -Ответили ли мы на главный вопрос задачи? -Вот мы и выполнили задания мудрой совы. Посмотрим, что она нам скажет. | -Один ученик выходит к доске и решает примеры, проговаривая полный алгоритм и после, выполняет проверку сложением. Остальные решают в тетради. _73 48 25 -К разности 25 прибавить вычитаемое 48. Вычисляем, если получили уменьшаемое 73, то пример на вычитание решен верно. - 25 48 73 _23 15 8 -К разности 8 прибавить вычитаемое 15. Вычисляем, если получили уменьшаемое 23, то пример на вычитание решен верно. - 15 8 23 _46 27 19 -К разности 19 прибавить вычитаемое 27. Вычисляем, если получили уменьшаемое 46, то пример на вычитание решен верно. - 19 27 46 _ 31 24 7 -К разности 7 прибавить вычитаемое 24. Вычисляем, если получили уменьшаемое 31, то пример на вычитание решен верно. - 24 7 31 -В прошлом году построили 12 домов, а в этом году на 3 дома больше. -Известно то ,что в прошлом году построили 12 домов. -Прошлый. -Нет. -Что в этом году построили на 3 дома больше, чем в прошлом. -Сколько всего домов построили. -Фигурной скобкой. - Сколько домов построили в этом году. -Это столько же, да еще 3. -Задачу будем решать сложением. - 12 + 3 = 15 (д.) -Сколько домов построили в этом году. -Нет. -Сложением. - 12 + 15 = 27 (д.) -Сколько всего домов построили за 2 года. -Да. |
7.Итог урока | 11:10 | | -Вот так и подошли мы к концу нашего путешествия. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Зайчики найдены. А значит, мы спасли их и теперь они точно найдут путь домой. А мы сегодня не только искали зайчиков, но и получили новые знания. -С вычитанием какого вида мы сегодня познакомились? Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что вам показалось особенно интересным на уроке? - А что было трудным? -Открыли дневники. Запишем домашнее задание (на доске). В задаче №3 вам необходимо узнать, сколько квартир во втором и третьем доме, а также, самим поставить главный вопрос задачи и решить ее. №4 на закрепление сложения и вычитания в столбик. | -Мы познакомились с вычитанием в столбик, когда количество единиц уменьшаемого меньше, чем в вычитаемом. |
8. Рефлексия. | 11:13 | | -Ребята, а теперь я хочу узнать, как прошел сегодняшний урок в вашем классе. Подойдите по очереди к доске и приклейте снежинку, которая лежит у вас на парте к наиболее соответствующему для вас варианту: На уроке: мне было интересно, мне было трудно, мне понравился урок. Спасибо. Урок окончен. | Дети выходят к доске и приклеивают снежинки на карточки: Мне было интересно Мне было трудно Мне понравилось |
- строить речевые высказывания в устной форме.
б) коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать друг друга;
- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
3. Личностные:
- развивать положительное отношение учащихся к изучению математики;
- развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.