СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменный прием вычитания вида 52–24

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с вычислительным приемом и алгоритмом вычитания с переходом через  разряд.

Просмотр содержимого документа
«Письменный прием вычитания вида 52–24»

Этап урока

Время

Образовательные ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный.

10:30














-Здравствуйте ребята!
Я рада вас видеть, ведь сегодня я проведу у вас урок математики. На уроке у нас много гостей, поприветствуем их. А теперь, тихо сели.
Проверим вашу готовность к уроку:

А теперь проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.

Начнем урок.








Дети проверяет наличие учебных предметов: ручка, тетрадь. Принимают правильную посадку.

2. Ценностно-ориентировочный этап.

10:31

Презентация.
Слайд 1.






Презентация. Слайд 2.

Ребята, отгадайте вот такую загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.

-Правильно, это лес.
-Ребята, а какое сейчас время года?


-Молодцы. Сегодня мы с вами отправимся на поиски наших друзей-зайчиков, которые ушли в лес без разрешения и заблудились. Так что предстоит нам путешествие в зимний лес, да не в простой, а в математический. Дорога будет трудной. На пути нам встретятся препятствия, через которые нам нужно пройти. Я прошу вас, ребята, быть внимательными и активными, и тогда мы сможем спасти наших зайчиков.






-Лес.



-Зима.


3. Актуализация знаний.

  • Устный счет.

10:32

Презентация.
Слайд 3































Презентация
Слайд 4.


























Презентация. Слайд 5.




















Презентация.
Слайд 6,7





Презентация.
Слайд 8.


- Первое препятствие нам устроили снеговики. Не отпустят нас пока мы не решим их примеры.
1) 32+4+4+4 (на инт.доске)
-Назови ответ.
-Все согласны? Покажите на светофоре. Зеленый цвет – да, синий –нет.

-Докажи, почему ответ 44. Сколько всего раз прибавили по 4?


2) 18+9+9 (на инт. доске)

-Назови ответ.
-Все согласны? Покажите на светофоре.
-Докажи, почему ответ 36. Сколько всего раз прибавили по 9?


3) 27-9-9-9 (на инт. доске)

-Назови ответ.
-Все согласны? Покажите на светофоре.
-Докажи, почему ответ 0. Сколько всего раз вычитали по 9 ?


4) 14-7-7 (на инт. доске)

-Назови ответ.
-Все согласны? Покажите на светофоре.
-Докажи, почему ответ 0. Сколько всего раз вычитали по 7?


– Вот мы и выполнили первое задание. –Молодцы – говорят нам снеговики. Продолжим наш путь.

- Лисичка-сестричка встречает нас в нашем математическом лесу, и хочет она, чтобы мы с вами помогли ей в вычислении.

-Вычисли удобным способом: 26+38+4+2.
Вот какой ответ получился у меня (70). А вы согласны с таким решением? Покажите на светофоре.

-Ребята, как удобнее сосчитать этот пример?


-Молодец. Проверяем.
Ребята, а для того чтобы сложить 26 и 4, какое мы правило применили в уме?

-Верно. А потом соединили в группы – это какое свойство?


-Таким образом нам удобнее вычислить этот пример: используя переместительный и сочетательный закон сложения).

-Итак, мы помогли нашей лисичке-сестричке и отправляемся дальше.

-На пути нам встретились белочки. Они считали запасы грибов, оставленные на зиму. Поможем им их сосчитать.
Внимательно читайте краткую запись, а я произнесу задачу вслух.
В одной корзине 25 грибов, а в другой на 2 больше. Сколько всего грибов в двух корзинах?
-Решите эту задачу.
-Расскажи, как ты решил эту задачу?

-Что мы узнали?


-Почему мы решаем сложением?


-Как ответить на главный вопрос задачи?


- Чтобы ответить на главный вопрос задачи мы записали действие 25+27.
Назови решение.

- А я записала этот пример а столбик. Кто расскажет нам алгоритм решения этого примера. Как решаем этот пример в столбик?










-Молодец. Записываем ответ – 52 гриба было в двух корзинах.
Вот и решили задачку, белочки собрали свои грибы и ушли в домик, а мы идем дальше в поисках наших друзей-зайчиков.





- Ответ: 44




- Прибавили 3 раза по 4.



- Ответ: 36.




-Прибавили 2 раза по 9.



- Ответ: 0.




-Вычитали 3 раза по 9.



- Ответ: 0.




-Вычитали 2 раза по 7.


















-Я к 26 прибавил 4. Получилось 30. А потом, к 38 прибавил 2.


-Перестановка слагаемых.
(переместительный закон сложения)

-Группировка.
(сочетательный закон сложения)




















-К 25 прибавить 2 получится 27 грибов.

-Сколько грибов во второй корзине.
-Потому что сказано: на 2 гриба больше.


-Нужно к 25 прибавить 27.



-К 25 прибавить 27 получится 52 гриба.





Отвечает ученик:

- Пишу десятки под десятками, единицы под единицами. Складываю единицы: 5+7=12, 12 – это 1 десяток и 2 единицы. Пишу под единицами 2, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам.
Складываю десятки: 2+2, да еще 1: 4+1 = 5. Пишу под десятками 5. Читаю ответ: сумма равна 52.

4. Постановка проблемной ситуации.

10:45

Презентация. Слайд 9.







Презентация.
Слайд 10.





Презентация.
Слайд 11.




Презентация.
Слайд 12.


-В нашем математическом лесу даже деревья волшебные! Ребята посмотрите, какие плоды выросли на этом дереве?


-Как называются эти фигуры?

Сколько углов? Посчитай.



-На сколько и на какие группы можно разделить эти фигуры?

-Проверяем.






-Ребята, а какой из четырехугольников имеет собственное название?


-Скажите, почему четырехугольник называют прямоугольником?


-Действительно. Волшебное дерево, предлагает нам решит вот такую задачу:
Одна сторона прямоугольника равна 30 см, другая 15 см. Нужно вычислить периметр прямоугольника.

- Назовите ответ.
- Как вычисляли?
-А я записала еще и такое решение: 30+15+30+15=90 (см).
-Ребята, посмотрите. Я изменила нашу задачу. Теперь, нам узнать длину другой стороны.
Итак, одна сторона прямоугольника 43 сантиметра, другая на 21 см меньше. Найти длину другой стороны.

-Как это сделать?

-Я запишу этот пример в столбик:
43-27.
-Что вы хотите сказать о данном случае вычитания?

-Ребята, решали ли вы такие примеры в столбик?

-Не решали. И у нас появилась еще одно задание: наша задача рассмотреть такой вычислительный прием, когда в единицах уменьшаемого число меньше чем в единицах вычитаемого.




-Геометрические фигуры.


-Прямоугольник, треугольник, четырехугольник, пятиугольник (многоугольник).


-На 3: треугольники, четырехугольники, пятиугольники.







-Прямоугольник.


-У четырехугольника все углы прямые.









-90 см.
-30+30+15+15









-Нужно из 43 вычесть 27.




-Здесь единицы из единиц не вычитаются.


-Нет.

5. Новый материал.

10:48

У доски.
















Презентация.
Слайд 15.



Презентация.
Слайд 16.


Физкультминутка. Презентация.
Слайд 17

-Послушайте полный алгоритм рассуждения решения этого действия:
пишу десятки под десятками, единицы под единицами. Вычитаю единицы. Из 3 нельзя вычесть 7. Беру 1 десяток из 4 десятков. (Чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 4.) 1 десяток и 3 единицы – это 13 единиц.
13-7 = 6
Пишу под единицами 6.
Вычитаю десятки. Было 4 десятка, но 1 десяток заняли, значит, осталось 3 десятка. Из 3-х десятков вычесть 2 десятка, получится 1 десяток.
Пишу под десятками 1.
1 десяток и 6 единиц – это число 16. Значение разности 43 и 27 равно 16.

Прочитаем алгоритм про себя.
Прочитаем алгоритм по этапам.






-Таким образом, длина другой стороны прямоугольника 16 см.







-Пробираясь через лес в поисках зайчишек, вы немного устали. Поэтому отдохнем. Повторяйте движения за живой елочкой.





















Ученики читают алгоритм про себя, затем, по этапам.













-Откроем учебники на странице 29. Рассмотрим запись в самом верху, справа от красной черты.
Ребята, как сначала предложено было решить пример 52 – 24?


-А что вы видите в строчке?
Сначала из 52 что вычитали?

-Из 52 вычли 20 получилось…

-А потом из 32-ух..

-Получилось 28. Решали пример в строчку и по частям.
Ребята, а посмотрите чуть ниже на квадратик в клеточку. Ведь удобнее решать в столбик.
Прочитайте про себя алгоритм решения примера в столбик, подумайте, чего в записи рассуждения не достает?


-Кто расскажет алгоритм вычитания до конца?
Читаем с самого начала.



















-Молодец. Таким образом, ребята, мы с вами узнали, как вычитать в столбик двузначные числа в случае, когда в уменьшаемом количество единиц меньше, чем в вычитаемом.






- В строчку.



-Десятки. 20.


-32


-Из 32 вычли 4.









- В рассуждении не указано вычитание десятков.


Отвечает ученик:

- Пишу десятки под десятками, единицы под единицами. Вычитаю единицы. Из 2 нельзя вычесть 47. Беру 1 десяток из 5 десятков. (Чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 5.) 1 десяток и 2 единицы – это 12 единиц.
12-4 = 8
Пишу под единицами 8.
Вычитаю десятки. Было 5 десятков, но 1 десяток заняли, значит, осталось 4 десятка. Из 4-х десятков вычесть 2 десятка, получится 2 десятка.
Пишу под десятками 2.
2 десятка и 8 единиц – это число 28. Значение разности 52 и 24 равно 28.

6. Закрепление.

10:55

Презентация.
Слайд 18.




























































































































Презентация.
Слайд 19.


- В волшебном математическом лесу живет мудрая сова, она хочет узнать, как вы усвоили новый материал.
Для этого, мы откроем тетради, проверим посадку и запишем число: 10 февраля. Классная работа (написать заранее на доске).

-Выполняем №1 из учебника.
Прочитай 1 и 2 задание.
Сразу будем делать примеры парами.
Решаем пример на вычитание с полным алгоритмом. И рядом проверяем сложением.
Кто выйдет к доске и выполнит задание?








-Ребята, как проверить вычитание? Какое правило будем использовать?



-Запишем проверку.








-Запишем проверку.













-Запишем проверку.













-Запишем проверку.











-Хорошо. Но мудрая сова оставила нам еще одно задание. Задача №2 в учебнике. Прочитайте задачу.

-Что сказано про годы, когда строили дома?

Запишем краткую запись вместе со мной, я на доске вы в тетради:
Прошлый -
Этот -
Что известно в задаче?


-Куда записываем 12?

-А нам известно, сколько домов построили в этом году?


-А что в задаче сказано?


-Что требуется узнать?



-Ребята, как это показать на краткой записи?

-Что нам нужно узнать первым делом?


- Что значит «на 3 больше»?



-Хорошо. Если сказано «на …больше», каким действием будем решать задачу?


- Назови первое действие.

Запишем в тетради, я на доске.

-Еще раз, что мы узнали?



-Ответили ли мы на главный вопрос задачи: сколько всего домов построили?


-Каким действием мы будем решать задачу, если сказано «сколько всего»?


- Назови второе действие?

Запишем в тетради, я на доске.


-Что мы узнали?



-Ответили ли мы на главный вопрос задачи?

-Вот мы и выполнили задания мудрой совы. Посмотрим, что она нам скажет.














-Один ученик выходит к доске и решает примеры, проговаривая полный алгоритм и после, выполняет проверку сложением. Остальные решают в тетради.


  1. _73
    48
    25


-К разности 25 прибавить вычитаемое 48. Вычисляем, если получили уменьшаемое 73, то пример на вычитание решен верно.


- 25
48
73



  1. _23
    15
    8


-К разности 8 прибавить вычитаемое 15. Вычисляем, если получили уменьшаемое 23, то пример на вычитание решен верно.


- 15
8
23


  1. _46
    27
    19


-К разности 19 прибавить вычитаемое 27. Вычисляем, если получили уменьшаемое 46, то пример на вычитание решен верно.


- 19
27
46


  1. _ 31
    24
    7

-К разности 7 прибавить вычитаемое 24. Вычисляем, если получили уменьшаемое 31, то пример на вычитание решен верно.


- 24
7
31








-В прошлом году построили 12 домов, а в этом году на 3 дома больше.





-Известно то ,что в прошлом году построили 12 домов.


-Прошлый.


-Нет.

-Что в этом году построили на 3 дома больше, чем в прошлом.


-Сколько всего домов построили.


-Фигурной скобкой.



- Сколько домов построили в этом году.


-Это столько же, да еще 3.



-Задачу будем решать сложением.


- 12 + 3 = 15 (д.)


-Сколько домов построили в этом году.



-Нет.




-Сложением.



- 12 + 15 = 27 (д.)


-Сколько всего домов построили за 2 года.


-Да.

7.Итог урока

11:10


-Вот так и подошли мы к концу нашего путешествия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Зайчики найдены. А значит, мы спасли их и теперь они точно найдут путь домой.
А мы сегодня не только искали зайчиков, но и получили новые знания.


-С вычитанием какого вида мы сегодня познакомились? Что нового вы узнали сегодня на уроке?




- Что вам показалось особенно интересным на уроке?
- А что было трудным?


-Открыли дневники. Запишем домашнее задание (на доске).
В задаче №3 вам необходимо узнать, сколько квартир во втором и третьем доме, а также, самим поставить главный вопрос задачи и решить ее.
№4 на закрепление сложения и вычитания в столбик.










-Мы познакомились с вычитанием в столбик, когда количество единиц уменьшаемого меньше, чем в вычитаемом.







8. Рефлексия.

11:13


-Ребята, а теперь я хочу узнать, как прошел сегодняшний урок в вашем классе. Подойдите по очереди к доске и приклейте снежинку, которая лежит у вас на парте к наиболее соответствующему для вас варианту:

На уроке: мне было интересно, мне было трудно, мне понравился урок.

Спасибо. Урок окончен.

Дети выходят к доске и приклеивают снежинки на карточки:



  • Мне было интересно

  • Мне было трудно

  • Мне понравилось






Конспект урока математики


УМК «Школа России»
Тема. Письменный прием вычитания вида 52–24.
Цель. Знакомство с вычислительным приемом и алгоритмом вычитания с переходом через разряд.
Тип урока. Урок изучения нового.


Задачи урока:
1.Предменые:
- тренировать в устных приемах сложения и вычитания;
- закрепить переместительное и сочетательное свойство сложения двузначных чисел;
- формировать навыки сложения и вычитания в столбик изученных видов;
- учить проверять вычитание сложением;
- вести творческую работу над составными задачами;
- вести подготовительную работу к умножению и делению.

2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- учить устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритмы;

- осуществлять поиск информации в учебнике;

- строить речевые высказывания в устной форме.
б) коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать друг друга;

- хотеть высказывать свое мнение при обсуждении задания;
- находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
- развивать  у учащихся умение вести диалог с учителем и сверстниками.


в) регулятивные УУД:
- использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учится понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- учить самооценке и самоконтролю выполняемой работы;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

3. Личностные:
- развивать  положительное отношение учащихся к изучению математики;
- развивать интерес  к различным видам решения поставленной  учебной задачи и к расширению  математических  знаний.

Для достижения поставленных целей и задач урока использовать технологии.
-Коммуникативная (урок в режиме общения).
-Рефлексивная .
-Компьютерные технологии .

Оборудование: * доска (интерактивная, меловая);
* компьютер, мультимедийный проектор, презентация;
* учебник для второго класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» часть 2;
* пособия для рефлексии (светофоры и смайлики);
* указка, ручка, тетрадь (для ученика).