СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письмо Деду Морозу

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока образовательного модуля по русскому языку

«Развитие речи» УМК «Перспектива»

Просмотр содержимого документа
«Письмо Деду Морозу»

Конспект урока образовательного модуля по русскому языку

«Развитие речи» УМК «Перспектива»

2 класс

Автор-составитель: Н.В. Соловьева, учитель начальных классов

МАОУ СОШ №6 с УИОП г. Калининграда


Тема урока: Письмо Деду Морозу

Цели: 1. Познакомить с жанром письма.

2. Формировать умение определять, к какому стилю относится текст, определять компоненты письма и умение использовать обращение в письме.

3. Формировать умение составлять тексты писем и подписывать конверт.

4. Развивать внимание, коммуникативные компетенции,

5. Воспитывать культуру речи.

Оборудование: на доске новогоднее оформление, компьютер, мультимедийная презентация, карточки с образцами писем, памятки, чистый лист бумаги формата А-4 и чистые конверты (по количеству детей), карточки со схемой (по количеству групп)

Ход урока

1. Организационный момент

- Помните ли вы, кто из известных персонажей празднует свой день рождения 18 ноября? (Дед Мороз) слайд 2

2. Сообщение темы и формулировка целей урока

- В прошлом году (в 1 классе) мы ко дню рождения дедушки Мороза рисовали открытки, потому что не все дети еще умели писать. А в этом году я предлагаю написать ПИСЬМО Деду Морозу. Согласны?

- Вы уже знаете, как писать письма? А хотите научиться?

- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять текст письма и правильно подписывать конверт. слайд 3

3. Актуализация знаний

- Между отправителем письма и получателем соблюдается выработанный веками порядок.

Правила переписки: (слайд 4)

1. Нельзя читать чужие письма.

Письмо может распечатать и прочитать может только его адресат. Адресат – от немецкого слова «адрес». Получателя письма называют адресатом.

2.Невежливо не ответить на письмо.

Не обязательно это делать сразу, но и затягивать с ответом нельзя. Надо обдумать, о чем вы будете писать. Лучше всего ответить не позднее 3-5 дней со дня получения.

3. Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений.

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости.

4. Бумага и конверт тоже должны быть чистыми. Это говорит об аккуратности, умении организовать рабочее место.

5. Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении.

Недопустимо в письме употреблять гневные выражения или смеяться над адресатом.

Хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека.

6.Письмо должно быть композиционно правильно построено. Существуют правила построения письма.

Искусство общения предполагает умение ясно, четко, грамотно обмениваться информацией о том, что хочется сообщить, и о своем отношении к сообщаемому и адресату. Не употребляй шаблонных выражений.

7. Письмо должно быть подписано. Писать письма, не подписываясь, неприлично.

8. Если письмо набрано на компьютере, подпись обязательно делают своим почерком.

9. Прежде чем отправить письмо, его нужно тщательно проверить.

10. Переписку нужно хранить в определенном месте, недоступном для посторонних.

4. Групповая работа (технология «Зигзаг»)

- Поднимите руки, кто из вас получал письма?

- Скажите, пожалуйста, а для чего люди пишут письма? (Сообщить что-либо, поздравить, поделиться чувствами и т.д.)

- Ребята, прочтите письмо и попробуйте определить, с какой целью оно написано. Если возможно подчеркните слово - подсказку, которое указывает на цель этого письма, и постарайтесь дать название стилю письма (ИНФОРМАЦИЯ, ПРОСЬБА, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, БЛАГОДАРНОСТЬ).

По моему сигналу образуйте новую группу, поделитесь своей информацией, заполните схему «Какие бывают письма?»





Какие бывают письма?








(слайд 5)


1 группа

Карточка 1

Дорогая сестра!

С наступающим Новым годом, с новым счастьем!

Прими от меня сердечные пожелания; хочу, чтобы счастье никогда не покидало тебя; хочу, чтобы ты была здорова и любима так же сильно всеми, как своей семьей.

Пиши почаще, не забывай своего лучшего друга – любящего брата.

Иван.

21.12.06

2 группа

Карточка 2


Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится. Мы много купаемся и загораем. К нам приезжали цирковые артисты. Было очень интересно и весело. Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.

Целую. Ваша дочь Оля.

12.05.06

3 группа

Карточка 3


Уважаемый Валерий Михайлович!

Пишет Вам Лена. Я учусь в шестом классе. Ваша книга "Жизнь замечательных детей" мне очень понравилась. Прочитав Вашу книгу, я узнала много полезной информации и пополнила свой запас знаний. Теперь я советую своим друзьям прочитать вашу книгу.

Прошу Вас, приезжайте к нам в детскую библиотеку. Мы хотим организовать встречу с Вами. Раньше у нас таких встреч не проводилось, поэтому Вы будете самый желанный гость. Места у нас очень живописные, в нашем районе трудился сам Поленов. Я думаю, Вам у нас понравится.

До свидания.


Кузьмина Лена,

Ленинградская область, 2001 год

4 группа

Карточка 4

Многоуважаемый Иван Васильевич!

Благодарю Вас за присланный Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое.

Я знаю: Вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать вам, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.

Ваш друг.

12.05.2010


5 группа

Карточка 5


6 группа

Карточка 6


Вывод:

Письма бывают деловые (официальные) и неделовые (личные). Деловые письма обычно получают от каких-то организаций, а личная переписка – это письма друзьям, родным и ответы от них.

Бывают письма-поздравления, письма-благодарности, письма-информации, письма-просьбы. Для каждого вида письма используются определенные слова.

5. Обсуждение плана письма

- Можно ли письмо считать текстом? Докажите. (состоит из предложений, связанных по смыслу).

- Значит ли это, что письмо состоит из тех же компонентов, что и текст?

- На какие части условно можно разделить любой текст? (начало, основная часть, концовка) (слайд 6)

НАЧАЛО

(Дата, место, форма обращения к адресату)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(Деловая или сугубо личная информация: просьбы, предложения, пожелания; приветы родным, знакомым)

КОНЕЦ

(Пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале)

- Мы будем писать Деду Морозу. С чего можно начать письмо?

- Как можно обратится к Деду Морозу? (Обращение. Тема еще не изучена, поэтому укажем на знаки препинания)

- О чем будете писать в основной части?

- Как вы думаете удобно ли сразу просить подарок?

- Наверно, Деду Морозу будет интересно узнать что-нибудь о вас?

- Что МОЖНО рассказать о себе? (Где живу. в каком городе, чем город интересен, чем увлекаюсь, о семье...).

- Как можно вежливо сказать о подарке? (... Мне бы хотелось..., я давно

мечтаю...У меня есть заветная мечта...).

- Как закончить письмо? (Поздравить Деда Мороза с днем рождения,

пожелания)

- Как обратиться в письме к Деду Морозу - «тебе» или «Вам»?


Физкультразминка. (слайд 7)

6. Самостоятельная работа

- Мы обсудили план письма. У вас на столах лежат памятки-помощники.

Памятка 1.

Возможные части текста письма:

1. Обращение: Дорогой Дедушка Мороз! Уважаемый Дед Мороз!

2. Начальная фраза, представление себя: Вам пишет…Меня зовут... Мне .. лет.. Я живу..

3. Основное содержание письма, сообщение о новостях: Я хочу рассказать Вам о…

4. Поинтересоваться, как обстоят дела у адресата: Как Вы живете? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости?

5. Поздравить Деда Мороза с днем рождения, написать свои пожелания.

6. Выразить свою просьбу: Я хочу … Я прошу

7. Прощание: До свидания!

8. Концовка и подпись: с уважением к Вам…

9. Дата и место написания …ноября 20… года.

10. Перечитать письмо. Для проверки используй памятку 2.

11. Запечатать конверт, написать адрес.


Памятка 2.

1. Сохранена ли тема?

2. Не пропустил ли что-нибудь важное?

3. Не повторяются ли в тексте одинаковые слова и обороты речи?

4. Хорошо ли связаны предложения между собою?

5. Проверьте, все ли слова написали правильно. Если сомневаешься, спроси учителя или посмотри в словарь.


7. Подписывание конверта. (пока ученики пишут письма, учитель раздает чистые конверты)

- У вас на партах чистые конверты. Вы будете писать на них, а я на большом конверте на экране. (слайд 8)

- С чего начать? (от кого). Найдите на конверте строку " от кого". И рядом напишем свою фамилию в нужной форме (спросить нескольких учеников).

- Какую орфограмму надо применять чтобы записать адрес? (заглавная буква).

  • Что дальше?

  • Найдем строку " откуда". (напишем свой адрес, который вы принесли сегодня к уроку). Сначала что?

1) Область.

2) Город.

3) Улица.

4) Дом №

5) Индекс. (обратить внимание на сокращения - д., кв., ул.)

  • Всегда ли надо писать название страны?

  • Записи должны быть разборчивые, четкие, красивые.

  • Что дальше?

Чтобы письмо дошло, надо точно знать адрес. Адрес Деда Мороза: 162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза.

8. Домашнее задание.

  • Дома вы еще раз перечитаете свое письмо, проверите с помощью памятки №2, аккуратно сложите в конверт и заклеите. Можно отправлять. Не забудьте похвастаться, когда получите ответ от Дедушки Мороза.

9. Итог урока, рефлексия. (слайд 9)

- Полезным был сегодняшний урок?

- Пригодится ли вам умение писать письма? Обоснуйте ответ.

- Сейчас люди редко пишут письма. Они вытеснены сотовым телефоном, электронной почтой и другими средствами связи, но ведь правила написания письма относятся и к электронным письмам.

- Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “Тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.


Источники: (слайд 10)


Этикет письма: http://www.knigge.ru/

«Великий Устюг-Родина Деда Мороза»: http://www.myshared.ru/slide/464942/

Почта Деда Мороза http://pochta-dm.ru/

«Пишем письмо Деду Морозу»: http://www.myshared.ru/slide/80857/

Видеосюжет и физминутка проигрываются по ссылкам интернета: https://www.youtube.com/watch?v=bC3nDHF5D9s


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!