СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Питание как важнейшая потребность человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На  интегрированном уроке обучающиеся изучают не только необходимость рационального питания для организма человека и в особенности организма, который развивается, но и изучаются вопросы культуры потребления пищи и правила поведения в столовой. 

Просмотр содержимого документа
«Питание как важнейшая потребность человека»

Учитель географии и ОБЖ М. М. Иванов – учитель высшей категории, методист.

Учитель биологии Головина А. И. – 1 категория

Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат № 19 (для глухих детей).

ТЕМА: Питание как важнейшая потребность человека

Белки. Строение, свойства, функции

Интегрированный урок ОСНОВ ЗДОРОВЬЯ и БИОЛОГИИ.

ЗАДАЧИ УРОКА: ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ.

- Закреплять, расширять знания учащихся о роли белков, жиров, углеводов для организма.

- Использовать все доступные методы для улучшения не только здорового питания, но и улучшения культуры питания.

- Развивать аналитическое мышление, память, внимание, речь.

- Изучить основные правила питания.

БИОЛОГИЯ

- Дать начальные знания о белках, их строение, свойства, функции.

- Закреплять умения работать с текстом, справочной литературой, схемами, таблицами.

- Учить делать выводы по изученному материалу.

ТИП УРОКА: комбинированный.

Учебно – наглядный комплекс: учебники, справочники, учебник «Валеология», стр. 301, схемы, таблицы, экран, проектор, тетради.

Ключевые понятия и термины:

Пирамида питания, обмен веществ, органические вещества, пища, жиры, углеводы, белки: строение, свойства, функции…

ФОРМЫ, ПРИЁМЫ, МЕТОДЫ.

А. Фронтальные, индивидуальные, парные.

Б.Ответы на вопросы, обсуждение пирамиды питания, заполнение схемы «Основы питания».

В.Мини лекция.

- заполнение схемы.

Г. Практическая работа.

- определение «белки – это…»

- заполнение таблицы «Типы белков и их функции»

(работа парами).

  • Работа с текстом учебника,

  • Работа с дополнительной литературой.

Д. РЕФЛЕКСИЯ

Обсуждение вопросов: «Рациональное питание. Культура питания»

ПОСЛЕ ОКОЧАНИЯ УРОКА ученики будут знать о белках и их значение для жизнедеятельности человека, могут давать общую характеристику белкам, определять их типы и функции. Узнают о суточной потребности основных питательных веществ и калориях, расскажут о культуре приёма пищи.

ПЛАН ПРОВЕЛЕНИЯ БИНАРНОГО УРОКА

  1. Организация класса.

  2. Актуализация мыслительной деятельности.

А. Обсуждение пирамида питания

- слово учителя,

- ответы на вопросы,

- заполнение таблицы «Основы питания»,

- запись выводов,

3. Изучение нового материала.

А. Мини лекция:

- белки – общая характеристика,

- денатурация,

- ренатурация.

4. Практическая работа.

А. (Дать определение понятию «белки»;)

Б. (Заполнение таблицы)

Типы белков

Функции белков

5. Культура питания

(повторение правил приема пищи)







ЭПИГРАФ

«Человек должен знать меру во всём – ибо мера есть мудрость жизни и здоровья»

Гиппократ.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

Проверка готовности учащихся к уроку и работы слуховой аппаратуры

  1. Речевая зарядка

Работа над голосом и темпом речи.

---Чтение опорных терминов и понятий, расстановка ударений в словах.

--- Работа над содержанием эпиграфа.

  1. Мотивация.

УЧИТЕЛЬ основ здоровья:

Организм человека на протяжении тысячелетий «строился» и эволюционировался на структурной основе натуральных продуктов питания. Так было и так должно оставаться, если мы хотим быть здоровыми и иметь здоровое потомство. Вся жизнь человека связана с непрерывным обменом веществ, происходящем в организме. На обмен веществ тратится большое количество энергии. Энергия – это не что иное, как материал для обновления и роста клеток и тканей, обеспечивающие пищей.

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: Ребята, посмотрите на пирамиду питания и скажите, на что указывает информация её?

Ребята, в природе не существует продукта, который содержал бы все необходимые организму компоненты. Только комбинация разных продуктов обеспечивает организму доставку необходимых веществ, витаминов, микроэлементов…

Ребята, чтобы приступить к изучению нового материала нам важно уяснить, насколько хорошо вы усвоили ранее изученое. На экране вы видите вопросы, на которые вам нужно ответить.

4.Проверка ранее изученного материала.



Вопросы по основам здоровья.

- Пища, что это?

- Из чего состоит наш организм?

- Расскажите, как наш организм обеспечивает едой 100 миллиардов клеток?

- Всем ли клеткам нужна одинаковая пища?

Вопросы по биологии

- Какие органические вещества входят в состав живых организмов?

( углеводы, жиры, липиды, белки, нуклеиновые кислоты…)

- Какие органические вещества мы изучали на прошлых уроках?

(Углеводы, жиры…).

- Какова роль жиров и углеводов?



УЧИТЕЛЬ основ здоровья.

Спасибо, Вы довольно хорошо усвоили материал прошлых тем.

Запомните, что у человека суточная потребность в основных питательных веществах и калориях зависит от возраста и интенсивности труда и составляет:

белков – 85 – 120 граммов,

жиров - 90 – 160 граммов,

углеводов – 345 – 610 граммов,

или от 2 550 до 4350 килокалорий.

Приём «Заполни схему».



Ребята, на экране схема со стержневыми понятиями и терминами. Вам нужно заполнить схему, определяя содержание их. Работу выполняете устно.









СХЕМА № 1

БЕЛКИ

Протеины

- основа строения каждого организма, каждой клетки;

- аминокислот насчитывается около 180;

- основной критерий белкового питания – азотистое равновесие.

















УГЛЕВОДЫ

- группа органических соединений;

- незаменимый фактор питания;

- основной источник энергии для всего организма;

- основной углевод – крахмал, мука, крупы, фасоль, горошек, макаронные изделия…





ЖИРЫ

- участвуют в обменных процессах;

- обеспечивают высокий энергетический потенциал;

- источники: мясо, мясопродукты, молоко, молокопродукты, яйца, рыба, орехи.









ОСНОВЫ ПИТАНИЯ



















МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

- необходимые компоненты, обеспечивающие развитие и нормальное функционирование организма;

- много в твёрдых тканях, крови, лимфе: кальций, магний, азот, натрий, фосфор, железо, медь, йод, хром, кремний.





ВИТАМИНЫ

А, Б, С, Д, Р…



















Какие же выводы можно сделать? Выслушав ответы учеников, учитель подводит итог:

Для обеспечения нормальной деятельности организм должен получать необходимое количество питательных веществ с оптимальным соотношением. Учёными установлено, что человеку необходимо 70 самых важных ингредиентов (веществ) питания, которые выполняют функции в обмене веществ.



5.Изучение нового материала.

-----Мотивация.



УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:

Ребята, давайте обратим внимание на белки. Ведь среди органических веществ клетки белка занимают главенствующее место, как по количеству, так и по значению.

Сейчас мы с вами поговорим о белках, их строении, свойствах, функциях в общих чертах, но на следующих уроках мы более подробно будем изучать эту тему и разбирать каждое понятие, термин. Вашему вниманию я предлагаю мини лекцию. Ваша задача не только внимательно слушать, запоминать, но и постарайтесь сделать краткий конспект, выделяя главное. Ребята, вам в помощь даётся схема со стержневыми понятиями. Вам нужно внимательно прослушав лекцию, заполнить её.

Строение

Происхождение



Белки





Свойства

Организмом







Расщепляются









Всасываются





Распадаются







Усваиваются





Выделяются









МИНИ ЛЕКЦИЯ

В организме человека около 5 миллионов типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. У каждого человека строение белков отличается от строения белков другого человека.

Несмотря на такое разнообразие и сложность строения белки построены из 20 различных аминокислот. Белки бывают растительного и животного происхождения. Белки животного происхождения (молоко, мясо, яйца…) содержат незаменимые аминокислоты, не образующиеся в организме человека, однако являются необходимыми для его развития, и поддержания жизнедеятельности. Поэтому они обязательно должны поступать в наш организм с пищей.

В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот. Всасываясь в кровь, аминокислоты транспортируются в клетки тканей, где из них на рибосомах, при участии нуклеиновых кислот синтезируются белки, свойственные данному организму. Одновременно белки клетки и часть аминокислот распадаются до углекислого газа, воды и других веществ, при этом выделяется энергия, необходимая организму. Продукты распада выводятся через лёгкие, почки, кожу… В организме человека белки никогда не запасаются. В клетке белки используются для построения всех её элементов, поэтому белковая пища имеет особое значение для молодого растущего формирующегося организма.

Учитель, обращаясь к ученикам, просит ответить на проблемный вопрос.

«Подумайте и попробуйте обосновать ответ на мой вопрос: ПОЧЕМУ повышение температуры у человека до 40 градусов и выше опасны для жизни?»

Выслушав ответы учеников, учитель продолжает лекцию. Важнейшими свойствами белков являются ДЕНАТУРАЦИЯ и РЕНАТУРАЦИЯ.

Ребята, откройте словари и запишите определения этим понятиям.

Денатурация – утрата белковой молекулы своей структурной организации. Денатурацию может вызвать повышенная температура, обезвоживание, радиационное облучение и другие факторы. Ребята, высокая температура опасна для организма, потому что ферменты денатурируют, разрушая их структуру. Вначале разрушаются четвертичная, затем – третичная, вторичная и при жёстких условиях первичная структура молекулы. Как правило, денатурация имеет необратимый процесс. Хотя на первых её стадиях при условии прекращения действия негативных факторов белок восстанавливает свои первоначальные состояния. Это явление называется ренатурацией. При восстановлении нормальных условий среды полностью восстанавливается структура белка.

Ренатурация – это восстановление белка. Свойства белков полного восстановления утраченной структуры используется в медицине и пищевой промышленности для приготовления медицинских препаратов: антибиотики, для получения пищевых концентратов, сохраняющих длительное время в высушенном виде питательные вещества.

6.Работа над закреплением изучаемого.

А. Самостоятельная работа.

Ребята, а сейчас свои записи вы дополните таблицами. Одна группа для заполнения таблицы будет использовать текст учебника, другая – дополнительную и справочную литературу.

На экране – таблица № 1. Дать определение понятию « белки». Работа со словарём. Определить функции белков.



Примерные ответы учеников:

БЕЛКИ – высокомолекулярные биополимеры, мономерами которых являются остатки кислот.













Типы белков

(названия записаны)

Функции белков

(записывают ученики)

  1. Структурные


Компоненты опорных покровных структур. Входят в состав соединительных тканей, участвуют в образовании скелета, связок, кожи…

  1. Защитные


Предохраняют клетки и органы от повреждений, от проникновения в организм посторонних соединений, болезнетворных микроорганизмов, других инородных тел.

  1. Гормоны

Реприруют обмен веществ

  1. Ферменты

Ускоряют ход биологических реакций в 100 – 1000 раз. Уменьшают затраты энергии для реакции.

  1. Сохранительные

Обеспечивают способность клеток, тканей, органов организма изменять форму движения.

  1. Запасные

Участвуют в создании запаса веществ для обеспечения его роста, развития и жизнедеятельности.

  1. Транспортные

гемоглобин

Перенос кислорода, углекислого газа, обеспечивая газообмен в клетках, тканях



Таблица 2. Вторая группа учеников, работая со справочной литературой, заполняет таблицу, определяя белки.

БЕЛКИ

(заполняют ученики)

Функции белков

(записаны в таблице)

1.Ферменты

ДНК – полимераза 1

Превращает крахмал в глюкозу. Осуществляет реперацию молекул ДНК

2.Структурные

Кератин

Коллаген


Главный компонент волос, ногтей…

Главный компонент сухожилий, связок, хрящей…

3.Гормоны

Инсулин

Водопрессин


Регулируют потребление глюкозы

Стимулирует обратное всасывание воды в почках.


4. Сохранительные

Актин

Миозин


Мышечные сокращения

5. Запасные

Казеин

Ферритин

Белок молока

Депонирование железа в селезёнке, в яичном желтке.

6. Транспортные

Гемоглобин

Сывороточный альбумин


Переносит кислород

Переносит жирные кислоты

7.Токсины

Нейротоксин

Блокирует передачу нервного импульса (действующее начало яда змеи)





Учитель основ здоровья: Ребята, а сейчас мы закрепим правила культурного питания.

НЕ НАДО:

- водить руками по столу;

- раздвигать тарелки, играть посудой;

- пробовать десерт, пока не съедены первое, второе блюда;

- выходя из-за стола, брать с собой еду;

- вставать из-за стола, не окончив еды.



НИКОГДА:

- не ешь, если тебе не хочется;

- не отвлекайся от еды разговорами, чтением, игрой…

- не жуй на ходу;

- не вызывай недовольства родителей, отказываясь от еды;

- не развивай жадность, не ешь лишнего.





















НАДО:

- перед едой тщательно вымыть руки;

- жевать пищу с закрытым ртом;

- есть только за столом;

- пользоваться правильно вилкой, ложкой, ножом…

- окончив еду, задвинь стул, убери со стола, скажи спасибо;

- ешь аккуратно.





ПОМНИ:

- нельзя есть из общей тарелки…;

- пользоваться общей чашкой, ложкой…

- упавшую на пол пищу есть нельзя;

- фрукты, овощи, ягоды надо мыть перед едой;

- сразу после бега, игры в футбол… пить нельзя;

- нельзя пить воду из крана;

- общий стакан нужно за собой вымыть.

- окончив еду, задвинь стул, убери со стола, скажи спасибо;

- ешь аккуратно.







КУЛЬТУРА

ПИТАНИЯ



























  1. Домашнее задание.

По биологии. Выучить свойства, основные функции белков, строение белков.

Основы здоровья. Повторить правила культуры питания.

  1. Итоги урока.--- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке?

---Что вы узнали нового?

---Что больше всего запомнилось?

--- Ребята, как вы думаете, а пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке?

--Оценка деятельности учащихся на уроке.

Спасибо, за то, что вы активно работали на уроке, думали, запоминали.









АННОТАЦИЯ

В укреплении здоровья большую роль играет полноценное питание.

Есть нужно в одно и то же время, тогда активизируется работа пищеварительных органов, усиливается отделение желудочного сока, появляется аппетит.

Пища, съеденная в это время, без суеты и спешки, тщательно пережёванная, быстрее переваривается и усваивается организмом.

Одним из важнейших компонентов в питании человека являются белки, которые представлены в живых клетках полнее, чем другие органические соединения, что благоприятно согласуется с функциями , выполняемые белками.

В ходе проведения бинарного урока учащиеся должны усвоить теоретические знания о белках и их значение для организма.

Чтобы учащиеся прочно усвоили изучаемую тему, им предлагаются разные виды и приёмы работы на уроке. Особое внимание уделяется самообразовательной компетенции (заполнение схем – блоков, таблиц, работа с текстами учебника, дополнительной литературы). На данном уроке школьники получают базовые знания о структуре питания, которые расширяются и углубляются на примере понятия «БЕЛКИ» и о культуре приёма пищи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!