СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Питание. Обмен веществ.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1.Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи. 2.Дать представление об органах пищеварения и их эволюции.

Просмотр содержимого документа
«Питание. Обмен веществ.»

Биология 8 класс

Тема: Обмен веществ. Питание.

Задачи:

1. Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи.

2. Дать представление об органах пищеварения и их эволюции.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;

  • систематизация знаний по разделу “Пищеварение”,

Развивающие:

  • совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, обобщать и делать выводы;

  • развитие логического и системного мышления; развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;

  • подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей,

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.  

Воспитательная:

  • совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем;

  • совершенствование эстетического восприятия.




Ход урока

1. Организационный момент

2. Определение темы урока

Вспомните основные признаки живых организмов. Почему питание,

дыхание, выделение продуктов жизнедеятельности выделены среди других

признаков живого? Вспомните определение «обмена веществ», которое мы

давали в 6-7 классах

Вспомните основные признаки живых организмов. Почему питание, дыхание, выделение продуктов жизнедеятельности выделены среди других признаков живого? Вспомните определение «обмена веществ», которое мы давали в 6-7 классах

Изучение новой темы.

-Итак, обмен веществ (метаболизм) – это совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающий их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, воспроизведения потомства, активного взаимодействия с окружающей средой.

-Употребляя необходимые нам белки, жиры, углеводы мы восполняем утраченные, т.е. воссоздаем новые соединения и новые структуры, которые нам необходимы. Но для жизнедеятельности этих новых клеток, тканей и всего организма, необходима энергия.

-Откуда же мы берем эту энергию?

(ответ: из тех же самых поступивших в наш организм питательных веществ, вещества окисляются до более простых, вследствие чего высвобождается энергия, необходимая для жизни.)

- Значит, это два процесса поступление в организм питательных веществ и превращение их в энергию для работы и жизнедеятельности всего организма.

-А могут ли эти процессы происходить без участия одного из них?

(ответ:нет)

-Конечно нет. Это взаимосвязанные между собой процессы: пластический обмен – это процессы в ходе, которых в клетках создаются новые соединения и новые структуры иэнергетический обмен – это превращение энергии, в ходе которых в результате биологического окисления выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности клеток, тканей и всего организма.



Обмен веществ

Внешний обмен внутренний обмен

(поглощение и выделение веществ клеткой) (химические превращения веществ в клетке)

Пластический обмен Энергетический обмен

(ассимиляция или анаболизм) (диссимиляция или катаболизм)



Пищеварительная дыхательная

Пища воздух



Питательные в-ва О2

В кровеносную систему

Запас на жизнедеятельность

Пит.в-ва +О2 продукты обмена + Е в запас

Окисление согревание

Клетка

Строительный материал жидкие (вода, мочевина) газообразные (СО2)



Выделительная дыхательная

Пот моча

Взаимосвязь пластического и энергетического обмена

  • Пластический обмен обеспечивает клетку сложными органическими веществами (белками, жирами, углеводами, нуклеиновыми кислотами), в том числе белками-ферментами для энергетического обмена.

  • Энергетический обмен обеспечивает клетку энергией. При выполнении работы (умственной, мышечной и т.п.) энергетический обмен усиливается.

АТФ – универсальное энергетическое вещество клетки (универсальный аккумулятор энергии). Образуется в процессе энергетического обмена (окисления органических веществ). В митохондриях.и хлоропластов (растения)

  • При энергетическом обмене все вещества распадаются, а АТФ – синтезируется. При этом энергия химических связей распавшихся сложных веществ переходит в энергию АТФ, энергия запасается в АТФ.

  • При пластическом обмене все вещества синтезируются, а АТФ – распадается. При этом расходуется энергия АТФ (энергия АТФ переходит в энергию химических связей сложных веществ, запасается в этих веществах).

Белки находятся в состоянии непрерывного обмена и обновления. Белки могут восстанавливать потери углеводов и жиров, что нельзя сказать о жирах и углеводов, которые преобразуются только в друг друга.

Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.

Пищеварение - процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.

Пищеварительная система - совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.

Удаление непереваренных остатков

Расщепление питательных веществ

+

+

+

=

Всасывание

Механическая обработка

пищи

Пищеварение







Пищеварительные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода


Пища

Распад до

В каком органе расщепляются

В клетке

Белки

Аминокислоты

Желудок и тонкий кишечник

Белки человека

Жиры

Глицерин + жирные кислоты

Желудок(некоторые жиры) и тонкий кишечник

Жиры человека

Углеводы

Глюкоза

Ротовая полость и тонкий кишечник

Углеводы человека


За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг. губной помады.





Обмен веществ

Пластический

(синтез органических

веществ)

Энергетический

(распад органических веществ)

Продукты

обмена

Е

+

Пит.

в-ва

О

2

+

окисление

Запас

Строительный

материал

в кровеносную систему

клетка

Питательные в-ва

Пища

О

2

Воздух

Пищеварительная

система

Дыхательная

система

Выделительная

система

Дыхательная

система

Жидкие

(вода, мочевина,

мочевая к-та

Газообразные

(СО

2

)

Пот

Моч

Физминутка.

Закрепление материала. Подведение итогов урока.

-Итак, давайте сделаем вывод нашего сегодняшнего урока?

Итак, наше занятие подходит к концу. Все вы сегодня прекрасно поработали: кто-то анализировал, предполагал, кто-то высказывал свое мнение. Давайте сделаем вывод нашего сегодняшнего урока?

(учащиеся высказывают свое мнение)

- Вам было интересно?

- Вам понравился наш сегодняшний урок?

- Что для вас было самым интересным?

Рефлексия

Выставление оценок:

Спасибо за работу!