СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План анализа стихотворного произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл рекомендовано использовать на уроках литературы в 8-11 классах

Просмотр содержимого документа
«План анализа стихотворного произведения»

Примерный план анализа стихотворения


1. Название стихотворения и его автор.

2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).

3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).

4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите.

(Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)

5. Композиция стихотворения

6. Настроение, чувства, передаваемые автором. 

Меняются ли чувства от начала к финалу стихотворения (если да, то как)?  

7. Главные образы стихотворения.

8. Средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.  

9. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза (противопоставление), обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм.

10. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?



Словарь настроений


Положительное (хорошее) настроение

Отрицательное (плохое) настроение

торжественное

восторженное

поэт с восторгом описывает…

поэт испытывает восторг…

восторженно-радостное

поэт очарован…

поэт восхищается…

радостное

веселое

легкое

светлое

нежное

поэт с нежностью пишет о…

игривое

умиротворенное

теплое

спокойное

приподнятое

грусть

поэт с грустью говорит о…

поэт тоскует по …

печаль

поэт жалеет о …

сожаление о…

поэту жаль …

поэт переживает за …

поэт негодует… 

поэт расстроен…

поэту больно от …,

с болью в сердце поэт пишет о…

поэт с волнением говорит о…

поэт испытывает чувство горечи…





Словарь терминов


Анафора – повторение начальных слов.

Ты полон весь мечтою необъятной,

Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)


Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин)


Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.

И дольше века длится день» (Б.Л. Пастернак).)


Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс).

Забором крался конокрад, загаром крылся виноград»; «Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа…» (Б.Л. Пастернак).)


Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. («И курганов зеленеет убегающая даль» (А.А. Фет).)


Лирический герой –  это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.


Литота – художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления.

(Мальчик с пальчик, капля в море…), («Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…» - А. Грибоедов)


Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).)

Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением.


Мотив – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.


Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник»)


Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно» (Ф.И. Тютчев).)


Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений («Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы». В.Брюсов).


Риторический вопрос (обращение, восклицание) – синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М. Светлов).)


Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно». («Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).)

Сравнение может быть выражено формой Т.п. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)


Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.


Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.

(«Под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят». (А.А. Фет))

Постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая вода» и др.


Эпифора – повторение заключительных слов.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А.А. Блок)


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!