План – конспект по теме: «Кислоты»
Цель урока: изучить класс неорганических соединений – кислоты
Задачи:
рассмотреть классификацию кислот
узнать номенклатуру кислот
узнать применение кислот
изучить историю изучения кислот
научиться распознавать кислоты среди других классов соединений
1.Актуализация знаний.
На экране появляется картинка «желудок». Учащиеся предлагают свои ассоциации, связанные с этим органом и химическим веществом. Если ученики не могут правильно указать на вещество – соляную кислоту, то тогда появляется следующий слайд, на котором написано про это вещество: создает кислую среду, необходимую для действия ферментов желудочного сока; обеспечивает антибактериальное действие желудочного сока. Учащиеся догадываются, что это соляная кислота.
Учитель ведет фронтальную беседу о том, какие классы соединений мы уже знаем и к какому классу относится соляная кислота. Делают вывод о том, что это кислоты.
Учитель спрашивает о теме сегодняшнего урока. Учащиеся формулируют тему: «Кислоты», предлагают цели урока, что знают и что хотели бы узнать по данной теме.
2.Изучение нового материала.
Подготовительный этап: класс заранее делится на 6 групп. В подготовленные лэпбуки учитель клеит маршрутный лист с станциями и конверт с формулами кислот. QR – коды развешиваются в разных сторонах класса с названиями станций. Также необходимый материал, который вклеивается в лэпбук или используется как подсказка, раскладывается заранее на станциях.
Учащиеся проходят по станциям и собирают необходимую информацию в лэпбук.
1.Станция «Определительная».
Учащиеся сканируют QR – код. Задание: Составьте определение кислоты, воспользовавшись формулами из конверта. Заполняют карточку с пропусками. Вклеивают в лэпбук.
Кислоты – это вещества, молекулы которых состоят из катионов и кислотного остатка.
2. Станция «Классификационная».
Учащиеся сканируют QR – код
Задание: составьте схему классификации кислот с примерами (1-2).
Кислоты классифицируют по наличию или отсутствию кислорода, по числу атомов водорода. Используйте понятия: «одноосновные кислоты», «двухосновные кислоты», «трехосновные кислоты», «кислородосодержащие», «бескислородные». Для написания примеров можно посмотреть карточки в конверте.
Составляют классификацию в лэпбуке.
3.Станция «Историческая».
Учащиеся сканируют QR – код. Прочитайте текст. Кратко опишите историю открытия некоторых кислот. (Текст можно использовать любой, связанный с историей открытия кислот). Основный даты открытия кислот записывают в лэпбук.
4. Станция «Формульная».
Учащиеся сканируют QR – код. Дайте название кислотам. Заполняют карточку с названиями кислот. Вклеивают ее в лэпбук. Алгоритм составления названий:
в названиях кислородных кислот первое слово прилагательное образуется от русского названия химического элемента, входящего в состав кислотного остатка. Если элемент в максимальной степени окисления — суффикс -ная или -овая, -евая + слово «кислота»
H2SO4 — серная кислота
Если низкая степень окисления — суффикс –истая + слово «кислота»
H2SO3 - сернистая кислота
В названия кислот, не содержащих кислород, прилагательные образуются с помощью слова «водородная» кислота
НCl – хлороводородная кислота
5. Станция «Индикаторная».
Учащиеся сканируют QR – код.
Задача. В пробирках 1 и 2 находятся растворы гидроксида натрия и серной кислоты. Как определить содержимое каждой из пробирок?
Результаты эксперимента заносят в таблицу и приклеивают в лэпбук.
6.Станция «Применительная».
Учащиеся сканируют QR – код.
Прочитайте внимательно текст о применении кислот. Кратко запишите информацию об использовании кислот.
Информацию вносят в лэпбук.
По окончании прохождения станций, учащиеся оформляют обложку лэпбука. Это творческое задание при оценке тоже учитывается. После оформления ученики кратко представляют пройденную информацию.
3. Рефлексия.
Учащиеся продолжают фразы:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Мне понравилось работать с …
Теперь я буду знать о …
Дома обязательно расскажу о …
4. Домашнее задание
Параграф 21, формулы кислот выучить наизусть
*приготовить сообщение об одной из изученных кислот.