Министерство образования и науки РД Дахадаевский район
МБОУ «Новоуркарахская СОШ»
План конспект открытого занятия для учащихся 1-4 классов
Тема «Дружба».
Педагог – психолог:
Муртазаева Райзанат Абдулгамидовна
.
Уркарах 2018
Конспект открытого занятия
педагога-психолога МБОУ «Новоуркарахская СОШ» Муртазаевой Р.А.
Тема «Дружба».
Цель: актуализация темы дружеских отношений и индивидуальной ответственности за то, как они складываются.
Задачи:
Обучающие
Познакомить детей с речевой формулировкой, с помощью которой можно выразить интерес к человеку и позитивное отношение к его индивидуальности.
Дать детям с информацию о том, что в дружеских отношениях большое значение имеют эмоции.
Предложить детям способы безопасного выражения негативных эмоций и предотвращения ситуации, которая может приводить к негативным переживаниям.
Повторить (проиграть) с детьми невербальные средства общения (мимика, движения).
Развивающие
Развитие способности делиться своими мыслями с другими людьми.
Развитие способности слушать, не перебивая, без критики.
Развитие волевой регуляции.
Воспитательные
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Воспитание ответственности за развитие дружеских отношений.
Целевая аудитория: обучающиеся начальной школы (в том числе обучающиеся с ОВЗ (ЗПР, ТНР).
Условия проведения:
Занятие рассчитано на 50 минут с пятиминутным перерывом.
Оптимальное количество участников группы – 8 человек. Если группа сформирована из детей, имеющих проблемы в поведении, её численность может составлять 4 – 6 человек.
Дата проведения занятия: 12.04.2018 г.
Содержание занятия:
Вступительное слово.
Повторение правил группы.
Ребята! Вспомните, пожалуйста, какие правила мы будем стараться соблюдать на занятии? (Дети перечисляют правила, в том числе – «Слушать друг друга, не перебивать, не критиковать, вместо критики задавать вопросы»).
Упражнение «Представление своего друга (одноклассника)»
Дети по очереди представят своих одноклассников - по определённому плану.
Для раздаются карточки с тремя подсказками:
Я хочу рассказать о________________(имя, фамилия).
Он/она (какой/какая?) ______________(называются качества).
Он/она очень хорошо умеет ______________________________.
Обратная связь.
Дети и педагог кидают мяч друг другу и говорят фразу, касающуюся того человека, которому адресован мяч: «Мне было приятно услышать, что Имя __________ (какой), (хорошо умеет ________)».
Введение в тему «Дружба».
Педагог задаёт вопрос группе: «Приятно ли было вам сейчас слышать от своих одноклассников хорошие слова?»
Далее педагог предлагает угадать тему занятия.
Дети в парах разгадывают ребус, в котором зашифровано слово ДРУЖБА.
Ребус:
Педагог говорит детям о том, что в дружбе имеют большое значение верность, доброжелательность и умение говорить «хорошие» слова.
В подтверждение своих слов он читает детям стихи о дружбе:
Юрий Энтин
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
В. Шекспир
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может.
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Упражнение «Угадай эмоцию» (пантомима).
Педагог говорит детям, что человека в жизни сопровождают разные эмоции. Одни эмоции нам нравятся, другие нет. В дружбе, они имеют большое значение. Одни эмоции помогают дружить, другие наоборот, мешают. Важно уметь распознавать эмоции и управлять ими.
Детям раздаются картонные карточки в виде воздушных шаров с написанными на них названиями эмоций. Дети по очереди без слов показывают эмоцию (пантомима), а остальные угадывают.
Затем дети вместе с педагогом собирают гроздь воздушных шаров с названием эмоций (радость, грусть, страх, интерес, скука, удивление, злость, гнев, обида, сочувствие) и прикрепляют её магнитами к доске.
Обсуждение.
Педагог задаёт детям вопрос: «Какие эмоции помогают поддерживать дружеские отношения, а какие – мешают?»
Дети голосуют руками и ногами. Если эмоция помогает в дружбе – хлопают, если мешает – топают.
Педагог говорит детям, что в дружеских отношения очень важно - стараться поддерживать у себя положительные эмоции. А также то, что от нас часто зависит, какие эмоции испытывают наши товарищи.
Как же справляться с нежелательными эмоциями?
Переживать неприятные эмоции, выражая их безопасным образом.
Пытаться избегать ситуации, приводящие к неприятным переживаниям.
Упражнение «Прощай, моя обида!»
Педагог говорит детям, что отрицательные эмоции действительно бывают крайне неприятны. Выражая их, люди часто ведут себя не очень красиво, а иногда их действия могут даже угрожать здоровью как их самих, так и окружающих. Однако есть безопасные способы выражения негативных эмоций.
Детям предлагается поиграть в игру «Прощай, моя обида!» Для этого заготовлены листы ненужной бумаги, которую детям предлагается энергично комкать и с силой бросать в корзину с некоторого расстояния. При этом можно вспоминать реальные обиды и во время броска громко говорить (если позволяет обстановка, кричать) слова: «Прощай, моя обида!»
Обратная связь.
Педагог задаёт детям вопрос: «Как вы чувствовали себя вовремя игры, как чувствуете себя сейчас?»
Как правило, после игры детям становится весело и легко.
Упражнение «Комета» (предотвращение нежелательных ситуаций)
Педагог говорит детям, что часто мы не хотим никого обижать, но так получается. Махнули рукой или ногой, задели товарища, он разозлился, дал сдачу. Попробуем уважать личное пространство другого человека.
Поиграем в игру «Комета». Встаём цепочкой - планеты, один человек – комета. Она быстро летит между планет. Если натолкнётся – беда, и сама взорвётся, и планету повредит. Стараемся никого не задевать.
Обратная связь.
Педагог задаёт детям вопросы и предлагает каждому высказаться:
Трудно ли было держать дистанцию?
Часто ли вы так же стараетесь не задевать друг друга в повседневной жизни.
Заключительный круг.
Какое у вас сейчас настроение?
Что больше всего запомнилось?
Педагог благодарит детей за участие в занятии и говорит, что все новые знания и умения они теперь смогут применить в своей жизни.