Технологическая карта урока.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4 «Г»
Программа: УМК "Школа России"
Тема урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Форма урока: Урок – размышление. Закрепление знаний.
Учитель: Исаева С.В.
Цель урока:
отработать навыки правильного осознанного чтения;
дать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
Задачи:
Формировать новые способы действий.
Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
Планируемый результат(предметные):
Знать:
Уметь:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;
анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;
проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова
Личностные УУД:
УУД (метапредметные):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других
совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Техническое оснащение урока:
Портрет писателя Аксакова;
Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка
"Толковый словарь" С.И. Ожегов, В.И.Даль.
Учебно-методическое обеспечение: учебник « литературное чтение» 4кл. 1 часть.
Методы, применяемые на уроке:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
Наглядный ( наблюдения обучающихся)
Проблемно- диалогическая технология
Исследование
Формы организации работы на уроке:
Парная
Групповая
Индивидуальная
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!
Ребята у нас сегодня в классе присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь. Присели на места.
Речевая разминка. Начинаем разминку.
«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.» (Слайд на доске)
-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы союзы, предлоги.)
-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы, (2 ученика)
-Прочитайте, выделяя голосом существительные. (2 ученика)
-Прочитайте быстро. (2 ученика)
- Прочитайте выразительно. ( 2 ученика)
-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)
(спросить у 3 ребят)
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. (на фоне музыки читает Матвиенко Света)
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз! Вот эта корзинка и в ней что то лежит(венец, зеркало, аленький цветочек)
- Какие вопросы вы можете задать друг другу видя эти вещи?( ответы детей)
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
Проверка дом.задания.
- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем, закончите фразу? (Сказка –ложь…..) – да в ней намек добрым молодцам урок.
Прочитайте выразительно и хором эту пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку
(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок) напечатано на доске.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Сегодня на уроке мы должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» (напечатано на доске)
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест игра «Да», «Нет»
Вопросы: (тест -у каждого учащегося) На партах у вас лежат листы самооценки, каждое задание вы оцениваете. Взаимопроверка.
Сказку Аленький цветочек написал С.Т. Аксаков.
У купца было 3 дочери.
Купец не нашел гостинцы.
Младшая дочь отправилась к «зверю лесному»
«Зверь лесной» был заколдованный принц.
Внучку Аксакова звали Машенька.
- Кто закончил покажите готовность.
Сверяем по образцу наслайде.
Физминутка
Наши алые цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Птички весело летают,
Нежно бабочки порхают.
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки.
Видно, отдохнуть пора…
А у нас урок, друзья!
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы справитесь и со следующим заданием.
3. Работа в парах. (Как мы работаем в паре, вспомнили и приступаем к работе)
Герои
Мы свами знаем, что в сказках есть:
- Положительные и отрицательные герои.
У вас на партах лежит таблица вам предстоит расположить качества и чувства героев произведения, а помогут вам в этом слова для справок.
-Кто положительный герой? (купец,чудище,младшая дочь)
-Кто отрицательный герой? (сестры)
Слова для справок: Любовь, честность, самопожертвование, доброта, зависть, самолюбование, коварство, одиночество.
Купец | Сестры старшие | Младшая сестра | чудище |
любовь | зависть | любовь | доброта |
честность | самолюбование | честность | одиночество |
самопожертвование | коварство | самопожертвование | доброта |
доброта | | доброта | |
Проверка по образцу. На слайде.
- Поднимите руку, какая пара выполнила все правильно, оцените свою работу.
- Молодцы.
5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашей проблеме урока.
Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
-Повторим правила работы в группе!
1.Распределите роли в группе.
2.Внимательно прочитайте задание.
3.При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4.Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста. (стр.200, 203)
2. Выберите пословицы о честности. (Напечатать пословицы)
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 202) Начиная со слов «Заутра позвал к себе купец…. До слов с.203 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит? (напечатать черты, пусть выберут)
3 группа. Задание:
1. Найдите в тексте описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка. (стр.207 со слов «Покажись мне, мой верный друг» до слов а глаза были совиные..
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться? (перечислить эти качества, напечатать их и лишнее)
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку, наклеить ее на лист и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация. (прочитайте). Как чудище возле цветка лежит и ждет стр.211 со слов побежала она на пригорок о слов бездыханен. Мертв.стр.212.
2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему?
(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)
6. Выступление групп (составляем кластер на доске)
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
- А вы могли бы так поступить?
3 группа (на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
4 группа (на доске запись – любовь)
-За что полюбила младшая дочь зверя лесного, чуда морского?
(Любят не за красоту, а за душу.)
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
9. Рефлексия. Итог урока. Ребята решили ли мы проблему
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?
У вас на партах лежат аленькие лепестки возьмите их и напишите какие уроки мудрости вы извлекли из нашего урока, прикрепите их к стебельку на доске.
(на фоне музыки песня про цветок)
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.
Домашнее задание: впереди новогодние праздники, а как известно, Новый год – это волшебство. Я предлагаю вам написать свою волшебную сказку или историю.
Выставление оценок.