1. | Организационный этап | | - Приветствие учащихся; - Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию; - Настрой учащихся на работу. Здравствуйте, садитесь. Посмотрите, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок. | - Приветствуют учителя; - Настраиваются на работу. | 2 |
2. | Повторение пройденного материала, постановка проблемы (определение темы урока учащимися) | ЦОР 1, 2 ЦОР 3 ЦОР 4 | Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлом уроке. Вопросы для повторения: Что такое информация? Какие действия человек совершает с информацией? Как человек хранит информацию? Какие современные носители информации вам известны? Давайте обратим внимание на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока. | Учащиеся отвечают на вопросы. Информация - это сведения об окружающем нас мире (все, что нас окружает). Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации. Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества Магнитные - винчестер, дискета; лазерные диски - CD и DVD, флеш-карты. Ответы учащихся: 1) показывает число 5, 2) показывает, что всё хорошо, 3) передает привет 1)знать жесты, 2)знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано главное – жест, он может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации | 8 |
4. | Этап изучения новых знаний | ЭОР 1 Информация и информационные процессы. Обмен информацией. ЭОР 2 Определение понятия "кодирование информации" (N 135044) ЭОР 3 Кодирование информации голосовыми связками при устном общении (N 135036) ЭОР 4 Кодирование информации при почтовой переписке (N 134922) ЭОР 5 Представление текста в различных кодировках ЦОР 5 ЭОР 6 Примеры кодов (N 135115) ЦОР 6 -8 | Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Что это? Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене. Как вы думаете, достаточно ли наличия источника информации, приемника и информационного канала для осуществления передачи информации? Обсудите этот вопрос с соседом по парте. В конце урока мы попытаемся ещё раз ответить на этот вопрос. Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование. Сядьте за компьютеры и откройте папку «модели» и просмотрите анимации и постарайтесь сформулировать понятия «код», «кодирование» Ребята, давайте теперь запишем определения в тетрадь. Код - это система условных знаков для представления информации. Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки). Ребята, а как будет называться обратное преобразование? Ребята, запишите себе в тетрадь, что: Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации. Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется. Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука и другое. | Слушают Отвечают Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения. Учащиеся отвечают на вопрос (после обсуждения) Да, достаточно Учащиеся формулируют понятия после просмотра анимаций Записывают определения в тетрадь | |
6. | Этап закрепления изученного материала, проверка знаний учащихся | ЦОР 11 ЦОР 12 ЭОР 7 Кодирование сообщения азбукой Морзе (вариант ученика) (N 38102) ЭОР 8 Кодирование сообщения индейской азбукой (вариант ученика) (N 38103) Рабочая тетрадь: № 17(1), № 20(а) | Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее. Давайте вернемся к вопросу «Достаточно ли наличия источника информации, приемника и информационного канала для осуществления передачи информации?». Обсудите этот вопрос с соседом по парте и выскажите свое мнение. Что такое «код»? Что вы понимаете под «кодированием, декодированием информации»? Зачем люди кодируют информацию? А теперь мы с вами попробуем закодировать информацию с помощью азбуки Морзе, индейской азбуки и флажковой азбуки и декодировать информацию | Ответы учащихся Для успешной передачи информации необходимо знать код, с помощью которого закодировано сообщение. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы Учащиеся выполняют задания совместно с учителем | 12 |
9. | Подведение итогов. Рефлексия. | ЦОР 14 ЦОР 15 | Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что мы с вами сегодня успели сделать, над какой проблемой поработали? Сегодня у нас был не обычный урок. В конце урока я хочу предложить вам закодировать свое настроение. Рассмотрите внимательно картинку. Что видите? Выберите ту рожицу, которая соответствует вашему настроению в конце урока. Выберите карточку подпишите ее и сдайте. | Ответы учащихся: Повторили и закрепили материал, пройденный на прошлом уроке; Изучили новый материал – кодирование информации; Закрепили новый материал на практике, решая задачи на кодирование и декодирование. Учащиеся выбирают карточку, подписывают и сдают учителю. | 2 |