СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План -конспект урока окружающего мира "Значение лесов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по ппрограмме ПНШ "Значение лесов"

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока окружающего мира "Значение лесов"»

КОНСПЕКТ УРОКА

по окружающему миру в 3-а классе

по программе «Перспективная начальная школа»



Учитель МБОУ «Гимназия № 26» Немцева Татьяна Сергеевна


ТЕМА: «Значение лесов»


ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний


Цели:

  1. Выяснить с обучающимися значение леса для природы и в жизни человека; расширить знания учащихся о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу).

  2. Развивать познавательный интерес и речь обучающихся.

  3. Продолжать формировать организационную деятельность в учебном сотрудничестве – умение договариваться.

4. Воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края, способствовать формированию навыков  нравственного поведе-ния в природе.

Основные понятия: - значение леса для природы;

- значение леса в жизни человека;

- охрана леса.

Оборудование урока: ПК учителя, мультимедиапроектор, экран; учебники, хрестоматии, карточки для индивидуального опроса и ключ к карточкам; иллюстрации с изображением хвойного, смешанного, лиственного лесов; кроссворд; тетради для самостоятельной работы, учебники по окружающему миру, литературному чтению; плакаты, картинки с изображением птиц и животных леса.


















План:

1)Мотивация 
Загадка о лесе:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём. (слайд 1 – 2)


2) Актуализация знаний и умений

- Недавно мы работали по теме «Лес и его обитатели» и сегодня вывести тему нашего урока нам помогут некоторые объекты природного сообщества «Лес». Разгадаем кроссворд. (слайд 3 – 16)

Л


И

Б

С


М


Е

Т


Д

А

Р


Р

В

Я

Л

Я


С


Ё

Е

Т


Т

И

Б


Б

О

Л


З

Н

А

Ч

Е

Н

И

Е


Л

Е

С

О

В

А

Н

Й

Е

Л

А

Н

Л


И

Л

Н

С

О


И

Г

Р


А

Ь

П

К

А

Ь

Л

Ц

А

Ё


А

А


К

А


М



У

Х

А


1. Какое дерево является символом России?(берёза)

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.(лиственница)

3. Очень густой, порой непроходимый хвойный лес. (тайга)

4. Дерево из второго яруса леса, очень красиво цветёт весной и источает запоминающийся аромат. (черёмуха)

5. Эту птицу в яркой красной шапочке называют лекарем деревьев. (дятел)

6. Кустарник из третьего яруса леса. Его ягоды очень ароматны и вкусны. Также его выращивают в садах. (малина)

7. Дерево из второго яруса леса. Его так назвали из – за разноцветной окраски листьев осенью. (рябина)

8. Хвойное дерево, является непременным символом Новогоднего праздника. (ель)

9. Дерево из первого яруса леса, имеет листья в форме сердечка, а его цветки собирают и сушат, чтобы зимой лечить простуду, также ценится мёд из его цветов. (липа)

10. Этот лесной зверёк имеет яркую рыжую шубку и легко прыгает по деревьям. (белка)

11. Хвойное дерево из первого яруса леса. У него прямой ствол желтовато – коричневого цвета. Высота может достигать 30 – 40 метров. (сосна)

12. Это лесное животное является символом нашего города. (лось)

13. Это хищный житель лесов. Родственник собаки, частый герой русских народных сказок. (волк)

3) Постановка цели ( слайд 17 – 18)

- Определите смысл пословицы:
«Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади».

Обсудите в парах, почему в народе так говорят. 
-Как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем? 

- Только ли для человека лес имеет значение?

- А раз лес так нужен всему живому на земле, то о чём ещё мы обязательно должны сказать?
4). Постановка учебных задач (слайд 19)
1. Определение значения леса в природе.
2. Определение значения леса в жизни каждого человека.
3. Составление правил бережного отношение к лесу.


- Вводное слово учителя: 21 марта — международный День леса. Совсем скоро,21 марта, на планете отмечается Международный День леса (Всемирный день защиты лесов). Эта дата была основана Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН в 1971 году. С тех пор, ежегодно 21 марта по инициативе ООН отмечается Международный день леса. Всемирный день лесов празднуется в день весеннего равноденствия в Северном полушарии, которое по традиции считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний. (слайд 20)

-Вот и мы сегодня в преддверии Дня леса, уделим ему побольше внимания.


5) Работа в группах по учебнику


Работать над новой темой мы будем в микрогруппах с текстом учебника.

1 ряд «Лесничие» (По учебнику с. 69-70 до вопроса)

в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в жизни других сообществ: (каждой микрогруппе выдаётся карточка для ответа, куда нужно дополнить ключевые фразы):

1 микрогруппа: По учебнику с. 69-70 до вопроса)

Л ес – источник жизни

Л ес – основной производитель






2 микрогруппа:

Л ес влияет

О н снижает

Л есные птицы

3 микрогруппа:

Лес хранит

Весной талые воды

2 ряд «Практики-плановики»

(По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса) раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая следующее:


1 микрогруппа:

Л еса являются местом

Л еса привлекают людей


2 микрогруппа:

Б ез леса невозможна хозяйственная деятельность (приведите примеры использования древесины и коры)


3 микрогруппа:

В лесах люди

Собирают

В тайге


3 ряд «Экологи»

(По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до четвёртого абзаца) освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам,

1 микрогруппа:

Л юдям требуется

Б ез лесов


Н ачинают дуть


2 микрогруппа:

Л ес надо

Лесоводы из семян

Огораживают

Подкармливают

Весной в лесу


3 микрогруппа:

Ты тоже

Береги

Во время прогулок в лесу нельзя





Выступление представителей 1ряда: (слайд 21 – 22)


  • Лес источник жизни всего живого на земле.

  • Лес является основным производителем кислорода и потребителем углекислого газа.

  • Лес влияет на жизнь всех других природных сообществ.

  • Лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;

  • Лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;

  • Лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;

  • Весной талые воды постепенно пополняют ближайшие водоёмы.


Выступление представителей 2 ряда: (слайд 23 – 24)

  • Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;

  • Леса привлекают людей цветущими растениями, своими дарами—грибами, ягодами, орехами;

  • В лесу люди собирают лекарственные растения;

  • Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей, бумаги; из древесины сосны делают спички;

  • Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;

  • Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;

  • В тайге все еще развит промысел пушных зверей.


Выступление представителей 3 ряда: (слайд 25 – 28)


  • Людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы.

  • Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, начинают дуть ветры – суховеи, наступает засуха.

  • Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.

  • Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнезда для птиц.

  • Ты тоже можешь помочь сохранить лес. Береги свои книги, карандаши, мебель.

  • Во время прогулок в лесу нельзя ломать кустарники, рвать зря цветы.

  • Собирая грибы, старайся не повредить грибницы.

  • Не шуми, чтобы не спугнуть животных.

  • Никогда не оставляй в лесу мусор – битые стёкла, консервные банки, бумагу.


Учитель: - Ребята, а что ещё наносит вред лесу?

О вреде пожара рассказывает ученик (по хрестоматии «Огонь в лесу»). Фоном идёт показ видеоролика.

После прочтения рассказа проводится беседа по вопросам:

- Почему пожар в лесу — страшное бедствие? (Слайд № 29)

- Какие правила поведения в лесу должны соблюдать люди, чтобы избежать этой

беды?


Физминутка

- Давайте погуляем в лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу - вы поднимите глаза вверх, если деревья или кустарники - смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - закройте глаза.


Кукушка, липа, кактус, груздь, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, лисичка, верблюд


Чтение стихов подготовленными детьми (слайд 30)

  1. А природа опять
    То предельно проста,
    То одета в цветастые перья…
    Удивляет меня не её красота,
    Удивляет её терпенье.
    А когда сквозь асфальт
    Лепестков пятерня
    Продирается после полночи,
    Я не радуюсь силе земли,
    Для меня это прежде всего –
    Крик о помощи! (Р.Рождественский)

  2. Если в лес пришел гулять,                      

Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.                          Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин — дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

3. Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.


5. – А сейчас составьте в микрогруппах из разрезанных кусочков плакаты – памятки о правильном поведении в лесу. (после завершения работы прикрепляем их на доску)


6. Итог урока (рефлексия) - 2 минуты.

Если вам на уроке было интересно, вы узнали много нового прикрепите к фотографии леса зелёный листик, если возникали трудности, но вы с ними справились – жёлтый, а если совсем ничего не получилось и ничего не запомнилось – оранжевый. Прикрепите их на доску вокруг фотографии леса.)