Предмет: музыка
Тема: «Особенности киномузыки и музыки к мультфильмам»
Цель: научить новым знаниям, ввести новые понятия об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам.
Задачи урока:
Изучить особенности киномузыки и музыки к мультфильмам.
Развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, анализировать музыкальные примеры.
Формировать интерес к предмету, к отечественным мультфильмам м кинофильмам.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Планируемый результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Личностные: формировать музыкально-эстетические чувства посредством музыки; развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.
Метапредметные
Познавательные УУД: наблюдать за различными явлениями искусства в учебной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие; ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД: формирование умения излагать свою точку зрения; выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов о музыке; участие в коллективном пении.
Регулятивные УУД: умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии; выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений; воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать.
ХОД УРОКА
1.Организационно-мотивационный
Создание эмоционального настроения, включение в познавательную деятельность.
- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
- Думаю, что вы уже настроились на музыкальную волну и с нетерпением ждете начало урока!
2.Постановка цели и задач урока
Дорогие ребята, я приглашаю вас в мир волшебной музыки.
- Посмотрите на доску и попробуйте угадать ребус и определить, какая музыка будет звучать сегодня на уроке.
- Верно, ребята! Это музыка из кинофильмов.
- А сейчас, ребята, послушайте музыкальные фрагменты и определите какую еще музыку мы будем слушать на уроке?
Звучат фрагменты музыкальных произведений «Бременские музыканты», «Винни-Пух», «Чебурашка и крокодил Гена» и др.
- Ребята, можете ли вы сказать, что мы сегодня будем изучать на уроке
- Музыка из мультфильмов
- Целью урока будет овладение знаниями об особенностях музыки в мультфильмах.
3. Актуализация знаний.
- Все дети любят мультфильмы и любовь эта не зависит от возраста. Добрые и смешные герои никого не оставляют равнодушными, и мы часто пересматриваем мультфильмы много-много раз. Мультфильмы просты и понятны каждому.
-Ребята, а как вы думаете, нужна ли музыка в мультфильмах?
-А для чего? Какую роль она играет?
- Музыка очень нужна, она играет основную роль, окрашивает мультфильмы разными оттенками.
4. Открытие нового знания
- Ребята, а кто как считает, какие были мультфильмы раньше?
- Совершенно верно. Вы можете не поверить, но раньше мультики были совершенно без звука!
Первый мультфильм появился на кинопленке в начале 20 века в 1908 году. Назывался он «Фантасмагория». Этот мультик был совершенно черно-белый и немой. Ведь в то время еще не было звуковой дорожки на киноленте. Однако мало кто знает, что двумя десятилетиями раньше француз Эмиль Рейно придумал устройство - праксиноскоп, благодаря которому в 1892 году впервые был показан цветной анимационный фильм.
Постепенно мультфильмы стали звуковыми. И перед режиссерами стал вопрос: какая музыка должна использоваться в анимации?
А как вы думаете, ребята, какая музыка должна быть в мультфильмах?
- Она должна отражать характер героя. Чтобы даже с закрытыми глазами мы смогли бы определить какой герой – добрый или злой.
-Как и мультфильмы кино с самого своего рождения было немым.
- Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в театре служил тапер, (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ фильма).
Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугала и удивлялась вместе с артистами на экране, как и они, была нежной, грозной, серьезной и смешной.
И вот герои заговорили. Почти вначале каждого фильма звучит музыка. На экране еще только название фильма, фамилии актеров и создателей, а музыка уже создает настроение. Во многих фильмах герои поют замечательные песни.
5. Первичное усвоение знаний
А теперь давайте ребята вспомним, в каких детских кинофильмах звучит музыка?
«Дети капитана Гранта», «Приключения Электроника», «Золотой ключик», «Красная шапочка», «Мери Поппинс до свидания»
- Ребята, скажите, в каких телевизионных передачах, для какой категории зрителей, музыка звучит чаще всего? А как вы думаете, почему очень много музыки используется именно в передачах для детей? В детстве, да и сейчас вы смотрите много различных мультфильмов, вот я и проверю, насколько хорошо вы знаете героев мультфильмов, которые поют свои песни.
- В передачах для детей.
- Так как детям неинтересно смотреть передачи без музыки.
РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА:
Конец формы
Как называется кино, где изображение сопровождается записанным звуком?
Как называется фильм, где актеры не только участвуют в диалогах, но и поют?
Как называется кино, не имеющее звукового сопровождения?
Как называется музыкальное сопровождение фильма?
В основе музыкального фильма, чаще всего лежит…
Как называется деятельность человека, заключающаяся в создании движущихся изображений?
Как называли музыканта, сопровождающего своей игрой немые фильмы?
Анимационный жанр киноискусства?
Кто пишет музыку к кинофильмам?
Что звучит в кадре и за кадром фильма?
6. Итог урока
Подведение итога проделанной работе на уроке, соотнести цель урока с его результатом.
-Какая была тема нашего урока?
- Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли мы их?
- Что нового вы узнали на уроке?