Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим изучать передвижение веществ в живых организмах. Но сначала проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
Задание «Верно - неверно». Вы ставите «+» если считаете, что данное суждение верно, «-« если неверно.
I вариант
Вода в растении картофеля перемещается из листьев в клубень.
Органические вещества передвигаются в растении по сосудам древесины.
Движение цитоплазмы способствует медленному перемещению хлоропластов вдоль клеточной стенки.
Подсолнечник ежедневно теряет до 3 литров воды.
Сосудисто-волокнистые пучки образованы проводящими тканями.
При испарении воды листья растения охлаждаются.
Органические вещества перемещаются по ситовидным трубкам из листьев в другие части растения.
Вода поступает в растение через листья.
II вариант
Движение цитоплазмы обеспечивает перемещение в клетке питательных веществ и газов.
Передвижение веществ в растении обеспечивает образовательная ткань.
Вода в растении перемещается из листьев в стебли.
Основная ткань образует жилки листа.
Вода испаряется с поверхности клеток в виде пара через устьица.
Движение воды и минеральных веществ в растении осуществляется по клеткам и сосудам.
Старый дуб ежедневно теряет до 2 литров воды.
Вода поступает в растение через корневые волоски.
Карточка для ответа.
Фимилия Имя _______________________________________
Взаимопроверка. Ответы:
Вариант 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- | - | + | - | + | + | + | - |
Вариант 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+ | - | - | - | + | + | - | + |
Взаимопроверка в парах (результаты обнародовать; поднять руки у кого оценка «5», «4», «3», «2»).
Оценка «5»-0 ошибок
Оценка «4»- от 1 до 3 ошибок
Оценка «3»- 4 ошибки
Оценка «2»- от 5 и более ошибок.
3. Изучение нового материала.
А сейчас переходим к изучению новой темы.
Сообщение темы урока. Тема урока «Передвижение веществ в организме животных».
На данном уроке изучим особенности переноса веществ в организмах животных, познакомимся со строением и функциями кровеносной системы у многоклеточных животных.
Посмотрите на карту нашей страны. Она пересечена транспортными линиями связи. Нельзя представить себе государство без транспортных линий. Так и в любом организме существуют транспортные линии.
Вы уже знаете, что перенос веществ в организме – это жизненно-необходимый процесс. Если бы мы могли заглянуть внутрь живых организмов то увидели бы следующее. В одноклеточных организмах животных (например, амеба, инфузория-туфелька) перемещение питательных веществ в клетке происходит за счет движения цитоплазмы. При этом у амебы происходит перекатывание цитоплазмы, а, следовательно, перемешивание питательных веществ. У инфузории-туфельки осуществляется круговое движение цитоплазмы, которое приводит к распределению веществ в клетке.
Многоклеточные животные для переноса веществ имеют особые системы органов.
У них перенос питательных веществ и газов выполняет кровь или гемолимфа, образуя особую систему – кровеносную. Она состоит из сердца и сосудов, по которым движется кровь. Например, дождевой червь имеет развитую кровеносную систему. Она состоит из сосудов, по которым движется кровь. Кровь – жидкость красного цвета, которая находится внутри кровеносных сосудов.
Кровь состоит из плазмы и клеток крови. Плазма – это бесцветная жидкость. Клетки крови делятся на красные – эритроциты, белые – лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество – пигмент гемоглобин. Соединяясь с кислородом, он разносит его по всему организму. Таким образом, осуществляя транспортную и дыхательную функции крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы. Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови, например при ранении.
Работа с микроскопами
У Вас на столах есть микроскопы и микропрепараты крови человека и лягушки, давайте рассмотрим их, определим сходства и отличия.
Итак, Вы увидели, что эритроциты лягушки крупнее, чем у человека. Они имеют шарообразную форму и ядро. А у человека – ядра нет и форма двояковогнутого диска, что увеличивает площадь соприкосновения с кислородом и они могут переносить больше кислорода.
Давайте подведем итог: Каковы же функции крови?
Разносит по организму питательные вещества и кислород
Выносит углекислый газ и продукты распада
Защищает от болезнетворных микроорганизмов.
У дождевого червя кровеносная система состоит из сосудов. Движение крови по сосудам обеспечивается сокращением кольцевых сосудов. Они соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую систему.
У насекомых и моллюсков по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции крови, сходные с функциями крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Затем она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.
Итак, у животных бывает замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.
У позвоночных животных к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, кровеносная система устроена по единому плану. Она замкнутая, состоит из сосудов и хорошо развитого сердца.
Среди сосудов различают артерии, несущие кровь от сердца, вены – несущие к сердцу, и мельчайшие сосуды – капилляры, которые пронизывают все тело животного. Именно в капиллярах происходит обмен веществами между кровью и тканями.
Сердце состоит из камер – предсердий и желудочков. В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращения желудочков выталкивают ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.
Наибольшего развития достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую кровеносную систему. Их кровь несет к тканям большое количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ: все процессы идут быстро с выделением большого количество энергии.
С усложнением строения животных усложнялась и кровеносная система:
рыбы имеют 2-х камерное сердце (предсердие и желудочек) и один круг кровообращения;
земноводные – 3 камеры (2 предсердия и 1 желудочек) и два круга кровообращения;
пресмыкающиеся 3 камеры (за исключением крокодила) и два круга кровообращения;
птицы и млекопитающие 4-х камерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.
Итак, в заключении хочу задать Вам вопрос: Каково значение кровеносной системы? (Ответы детей.)
4. Закрепление материала.
1. Составить кластер 1 вариант - «Кровь» и 2 вариант - «Сердце».