СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе( систера развивающего обучения Л.В. Занкова). Тема урока: " Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина " Лягушка - путешественница".

Просмотр содержимого документа
«План - конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе»

Тема: Поучительный смысл сказки В.М.Гаршина «Лягушка - путешественница»

Цели:

Подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки;

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать текст с позиций:

– черты сходства со сказкой о животных;

– черты сходства с рассказом о природе;

– черты сходства с басней;

– распознавание позиции автора с доказательством цитатами из текста.

Выявлять способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки.

Создавать собственный текст – мораль к сказке.

Формулировать выводы о жанровых особенностях авторской сказки.

Воспитывать бережное отношение к природе. Любовь и уважение к животному миру.



Оборудование:

памятка выразительного чтения,

записи на доске с речевой разминкой,

карточки с заданиями для работы в парах, групповой работы и индивидуальные карточки для теста.

ИКТ (презентация к теме урока)

.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель: Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок.

  1. Подготовка к чтению( речевая разминка)

На доске: Лягушка – попрыгушка глазки на макушке.

Учитель: - Прочитайте, пожалуйста, запись на доске. Что хотите сказать?

Дети: - Это предложение – скороговорка

Учитель: Вам задание. Чтение хором: 1 раз – медленный темп

2раз – средний темп

3 раз – быстрый темп чтения.

Учитель: - Прочитать, преследуя повествовательную( вопросительную, побудительную) цель.

III.Работа по произведению:

Учитель:_ Почему наш урок начался со скороговорки про лягушку?

Дети: - Потому что на прошлом уроке мы начали знакомство с произведением « Лягушка – путешественница».

Учитель: - Кто автор произведения?

- Встречались ли вам раньше его произведения? А фамилию автора раньше слышали?

2. Знакомство с автором.

Учитель: Еще при жизни Гаршина среди русской интеллигенции стало распространённым понятие « человека гаршиновского склада». Что же оно в себя включало? Красота внутреннего облика сочеталась у него с внешней красотой. Он остро чувствовал радость жизни, любил прроду, общество, умел чувствовать и понимать все прекрасное.

А.П. Чехов говорил: « Таких людей я люблю всей душой».

3. Слайды презентации сопровождаются рассказом подготовленного ученика о жизни В. Гаршина.

4. Беседа с детьми по содержанию произведения:

« Лягушка – путешественница»( слайд)

- Все понимаете, ребята, слово ПУТЕШЕСТВЕННИЦА?

- А что вы знаете про лягушку? ( высказывания детей)

Обобщение и дополнение ответов детей( слайд № 20 презентации):

- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей.Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как люди к праздникам, а у травянистых лягушек грубеет горлышко. А остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус!

Учитель: - К какому жанру относится данное произведение?

Дети:_ это литературная сказка.

Учитель: - Докажите свое мнение.( выслушиваются ответы – мнения детей).

- Какие еще жанры литературных произведений вам знакомы?

Дети: Рассказы, басни, стихи…

5. Беседа с сопровождением выборочного текста.

Учитель: - С чего начинается сказки?

Дети: со сказочного зачина.

Учитель: - Прочитайте, пожалуйста, зачин.( дети находят данную часть и читают)

_ кто является главным героем?

Дети: Главным героем является – Лягушка.

IV. Работа над содержанием сказки

1.Беседа по прочитанному.

– Как жилось лягушке в болоте?

( « Лягушке жилось хорошо. Сидела она в болоте , ловила комаров да мошек, весной громко квакала вместе со своими подругами». Итак, лягушке все нравилось, она любовалась и восхищалась окружающим миром.

- Сегодня мы познакомимся с новым выражением, которое подходит нашей героине. А находится оно в нашей коробочке – копилке новых слов.

ВОЗВЫШЕННАЯ НАТУРА

- Как вы понимаете это выражение?( Так говорят о тех, кто как бы возвышается над другими в своих мыслях, чувствах. Они не похожи на окружающих и только чувствуют окружающий мир.)

_ Как автор относился к героине? Для ответа на этот вопрос прочтите начало сказки до слов: « …продолжала нежиться» ( Он ее любит, он ею восхищается).

- Давайте еще раз перечитаем первые четыре абзаца сказки и найдем слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать свое отношение к лягушке.( по ходу чтения на доску выставляются карточки со словами)

НАСЛАЖДАЛАСЬ

КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ

ВОСХИТИТЕЛЬНО

ПРИЯТНО

НЕЖИЛАСЬ

ПРИШЛА В ВОСТОРГ

Ее все устраивало на родном болоте. Почему она решила отправиться в дальние края?( Утки рассказали ей, как на юге сейчас хорошо. Там тепло и много еды. Лягушка была любознательной. Вот ей и захотелось полететь вместе с ними)

  1. Чтение в лицах диалога уток и лягушки.

- Прочитайте в лицах этот диалог, показав голосом, как они разговаривают.( Чтение по ролям отрывка сказки)

- Учитывая все замечания, дома вам необходимо закрепить умение читать по ролям.

3. Физминутка.

4. Работа в парах

Учитель: - А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами листок, на котором написаны слова, характеризующие нашу героиню. Выберите подходящие, а лишние – зачеркните.( 1 ученик работает у доски)

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполнения работы:- Поднимите руки те, у кого совпали все слова?

- Какие слова можно отнести к лягушке?

ЛЯГУШКА

сообразительная

скромная

трусливая

смелая

болтливая

любопытная

решительная

хвастливая

вежливая

умная

решительная

изобретательная

- Что придумала лягушка, чтобы полететь на юг?

- Как чувствовала она себя в полете( чтение детьми « цепочкой» по предложению)

- Как она оказалась в грязном пруду?( применение приема « Три диктора»: чтение абзаца ответа» как дикторы» - 3 учащихся у доски)

- Почему утки так и не вернулись за лягушкой?

- Как вы думаете, умна или глупа лягушка?( -Выслушиваются любые версии – с доказательством).

Учитель: - Оцените характер и поведение уток!

( добрые, отзывчивые)

-Заканчивается сказка хорошо или плохо для лягушки?( дети делятся мнениями)

Учитель: - Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героине, а как он относится к ней в конце сказки? Изменил ли отношение? Давайте посмотрим. Чтение от слов: « Это я! Это я! И с этим криком….» до слов» …на краю деревни».

ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ

Бедная спутница

Дрыгала всеми лапами

Бултыхнулась в воду( карточки с выражениями выставляются учителем по ходу чтения на доску, рядом с первой группой слов для сравнения).

_ Посмотрите на доску и прочитайте еще раз. Какими словами пользовался Гаршин в начале сказки.

А теперь, какими словами – в конце.

_ Скажите, судя по описанию падения лягушки, изменилось его отношение к героине?

  1. Работа в группах.

Учитель: - Я предлагаю вам поработать в группах, чтобы придумать свой вариант счастливого конца сказки.

Задания группам:

Группа 1: - Написать продолжение этой сказки, начав со слов « В следующую весну утки вернулись за своею лягушкой….»

Группа 2: - Продолжить сказку» Что было бы, если бы лягушка не открыла свой рот»?

Группа 3: - Написать продолжение сказки с таким концом, что лягушка нашла Другой способ добраться до юга, то есть все – таки осуществила свою мечту.

Выслушиваются представители от каждой группы.

V. Итог урока.

Учитель: - мы закончили работу над сказкой Гаршина, над своими сказками по мотивам гаршинской сказки. Что вы чувствуете?

- Какое жизненное кредо можно сформулировать после знакомства со сказкой?( Дети: Надо быть оптимистом, не надо унывать. Надо верить в успех. Нужно находить хорошее в любых ситуациях)

Учитель: - Молодцы, вы сделали правильные выводы. А мораль у сказки есть какая – нибудь? Какую – то басню она вам напомнила?

Релаксация. Дети заполняют лист самооценки .На доске лист настроения( тучка и солнышко – выставляют смайлики).






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!