Слова Анатолия Михайловича Кашпировского: «Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся», я услышала на августовской конференции для учителей - 2017 года. Эти слова сразу запали мне в душу, тем более они были сказаны уважаемым педагогом, выпускницей нашего колледжа …… .
Я не заметила, как и моё обучение в стенах Педагогического колледжа подходило к концу, а это значит перед выпускниками открываются любые двери, ведь не все становятся учителями, кто поступает в педагогические вузы. Но после слов …., я поняла, что учитель – это профессия особая. А работать учителем начальных классов в школе – самая удивительная , уникальная и интересная работа.
Кто же может стать Учителем? Да тот, у которого основой педагогического мастерства являются Любовь и Талант!
Учитель… Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, этой работы. Безграничная любовь к детям, доброжелательность, чуткость, внимательность, умение верно оценивать педагогическую ситуацию и быстро находить оптимальный вариант делает труд учителя необходимой профессией. Учитель формирует человека, в руках которого будущее страны.
Учитель - это даже не профессия, а образ жизни. Учитель начальных классов – это творец детских душ, талантливый человек. Он ищет к каждому ученику свой ключик, закладывает основу характера, воспитывает у ребёнка нравственность, доброту, гуманные чувства, даёт все общечеловеческие правила, помогает стать хорошим человеком, умеет любить детей по-настоящему, так чтобы ребёнок это чувствовал.
Учитель …Он и артист, и скульптор, и врач, и художник, и творец… Но если он артист, то сегодня на уроке – артист второго плана. На передний план выходит ученик. Стандарты второго поколения направлены на качественное усвоение через системно-деятельностный подход. Вот чему учитель должнен научить ребенка - мыслить и действовать, чтобы он в самостоятельной жизни был конкурентоспособен, коммуникативен.
Лев Николаевич Толстой писал: «Лучшая методика та, которой вы владеете». И чтобы учить других, нужно быть самому методически грамотным человеком. Профессия учителя всегда даёт возможность учиться, развиваться ,самосовершенствоваться.
Учителю необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности. Учитель должен учить школьников мобильности, то есть готовности к освоению новых технологий и способности применять их для работы с информацией. А для этого учитель может использовать проблемное обучение, игровой и проектный методы, интерактивные и мультимедийные технологии, Интернет-сервисы и цифровые образовательные ресурсы. Я поняла, что главное дело учителя, как и школьника — учиться! Для реализации стандартов требуется главное качество педагога – умение учиться самому.
Л.В.Занков говорил, что никакая, даже самая лучшая методика не принесёт результата, если нет дружелюбных, уважительных отношений между учителем и учеником. И мне очень близка его позиция. Надо любить своих учеников, быть внимательным к каждому ребенку, суметь поддержать его в трудную минуту – все это возможно только по зову сердца, движению души. Поэтому нужен нелёгкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Надо верить в способности любого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что каждый ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, открыть свои способности, а может быть, и талант.
Не только учитель помогает раскрыться ученику, на одной ступени с педагогом стоит семья ребенка. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях.
Главная задача каждой семьи – построить крепкий корабль под названием «Воспитание», который сможет плыть к далеким берегам своего счастья, не боясь сильных штормов, подводных течений и опасных морских рифов в жизни своих детей.
Но одно из самых серьезных испытаний на пути этого творения - обязательное единство школы и семьи. Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь с друг другом, то есть родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми.
Наверняка, каждому приходилось замечать, что порой случайно услышанная фраза оставляет отпечаток на сердце. А быть может мы сами выбираем только нужные для себя фразы?! Так вот, находясь на научной конференции, видя учителей, у которых блестели глаза от того, что скоро начнется новый учебный год, от приближающейся встречи со своими детьми, мне захотелось поскорее стать одной из них, чтобы попробовать свои силы в таком нелегком труде, как профессия учитель!
Учительство – не труд , а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать !
В. Малков