Тема: Будь природе другом!
Цели:
1. Способствовать формированию у школьников понимания необходимости и важности заботится о природе, дружить с природой.
2. Способствовать развитию интереса к познанию природы
3. Создавать условия для применения ранее полученных знаний о взаимосвязях человека и природы в рассуждениях и умозаключениях.
4. Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.
5. Создавать условия для развития мышления, устной речи, воображения, памяти, внимания.
Задачи:
1. Учит детей работе в группах.
2. Создавать условия для развития коммуникационных навыков
3. Работать над формированием умения осуществлять саморефлексию
4. Повторить основные правила поведения в природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Игра «Здравствуй, добрый человек!». (дети в классе встают, берутся за руки . и произносят слова: «Здравствуй, добрый человек
- Мы, действительно, все добрые люди. Добрых людей очень иного на нашей планете.
2. Беседа
- Кто из вас, скажите, будет на уроке отвечать? (МЫ)
- Кто из вас, скажите, будет слушать, думать, не молчать? (МЫ)
- Другу кто поможет срочно, указав ошибки точно? (МЫ)
3. Постановка темы урока. Определение задач. Мотивация творческой деятельности.
Слайды с изображением Земли и природы.(стих Корнеева)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Красивая наша планета?
- Но всегда ли наша планета может оставаться такой прекрасной? Всегда ли мы, люди, относимся к нашей планете, к ее природе бережно? Всегда ли мы делаем только хорошее окружающему нас миру?
Слайд с изображением экологических катастроф
- А раз наша планета такая красивая, что это тогда? Почему такие страшные картины?
- Посмотрите, наша природа бывает и такой.




- Что здесь происходит, расскажите.
(Загрязняется воздух, вода, лес, вырубаются деревья)
Дети читают стихотворение. ( Уртаев, Прокопчук)
Мы хотим природу обмануть,
Под себя сильней её прогнуть,
Но она такого не простит,
И сполна за дерзость отомстит!
Бьём по ней ударом за удар,
И горят леса, в тайге пожар,
Загрязняем реки, льём мазут,
И война с природой там и тут.
- Можно ли воевать с природой? Можно ли быть ей врагом? Почему?
- А как мы должны вести себя с природой? Кем мы должны ей быть?
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Надо беречь нашу планету Земля. Надо делать природе только хорошее. Надо быть природе другом)
- Каждого ли человека можно назвать другом природы?
- Вы хотите стать настоящим другом нашей родной природе?
- Сегодня у нас не простой урок, а урок – экзамен. А сдавать экзамен на право называться другом природы сегодня будете вы. Вот мы сегодня и проверим, кто из вас достоин называться этим высоким именем «Друг природы».
- Сдавать экзамен вы будете группами. Первая группа пройдет испытания, чтобы носить гордое звание «Друзья природы – защитники животных». Вот ваша эмблема. (собирают разрезную эмблему)
- Вторая группа будет бороться за почетное звание «Друзья природы – защитники растений» Вот ваша эмблема. (собирают эмблему)
- Третья группа сдаст экзамен, чтобы получить право называться «Друзья природы – защитники воздуха и воды». (собирают эмблему)
3. Актуализация знаний по пройденным темам.
Разминка ума
- Для начала подготовимся к сдаче экзаменов. Потренируем нашу память, ум.
- Чтобы стать настоящим другом природы нужно ее хорошо знать.
- Дома вы готовили страницы Красной книги КБР. ( рассказы детей)
- Молодцы, вы действительно знаете много названий разных животных и растений Красной книги КБР.
1) Работа в группа.
- Скажите, почему многие животные, растения занесены в Красную книгу?
(Их стало мало)
- Почему многие растения и животные встречаются все реже?
- Это и есть задание на первый экзамен. Ответьте на все эти вопросы. Запишите свои ответы в лист самоконтроля. Обсудите это в своих группах, назовите основные причины исчезновения животных и растений..
Многих животных человек уничтожает из-за меха, мяса, рогов и бивней. Очень много животных погибает по вине охотников, ради развлечения. Человек неосторожно обращается с огнем, поэтому погибают звери, птицы, растения. Животные остаются без дома. Много фабрик и заводов, которые выбрасывают в атмосферу отходы. Воздух и вода загрязняется. Звери, рыбы, птицы, растения дышат грязным воздухом, отравляются грязной водой и погибают. Много деревьев вырубают люди для получения древесины. Её требуется очень много. Становится меньше деревьев, становится хуже воздух. Загрязняются воздух и водоёмы. А они необходимы для жизни человека. Из-за всего этого страдают многие животные и растения, болеют люди.
Вывод: Наша природа очень страдает от грубого с ней обращения. (лист сам контроля)
- Человек – это часть природы. Люди не смогут просто жить без нее.
Человек очень долго воевал с природой, был ей врагом, а не другом. Природа от этого сильно пострадала.
Человек способен, может изменить природу в лучшую сторону, помочь природе, как помогают своему другу, стоит только захотеть.
- Что же должен сделать человек, чтоб природа не умирала, а становилась все красивее, чтобы не исчезали навсегда с лица земли животные и растения?
(Они должны охранять и защищать природу)
- Наконец-то люди поняли, что надо дружить с природой, охранять ее и защищать.
- А сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Добрые дела нашего государства по защите нашей родной природы»
Эта презентация поможет вам сдать следующий экзамен. Смотрите и слушайте внимательно
2) Просмотр презентации.
Пояснение к слайдам презентации
Первый слайд: Мы увидим, какие меры предпринимает наше государство по охране природы нашей страны.
Второй слайд: В нашей стране, как и в других странах нашей планеты много разных заповедников, заказников. Здесь живут редкие, исчезающие виды животных.
Третий слайд: Зверям и птицам здесь комфортно. В этих лесах полностью запрещена охота на зверей, ловля рыбы.
Четвертый слайд: По всей нашей стране открыты ботанические сады, в которых выращивают редкие растения небывалой красоты.
Пятый слайд: Наше правительство издает разные указы, законы, документы, которые помогают в защите окружающей среды
Шестой слайд: Издаются запреты, указы которые ограничивают вырубку леса, и обязывают на месте вырубленных деревьев высаживать молодые саженцы.
Седьмой слайд: На фабриках и заводах ставятся специальные устройства, очищающие использованную воду, воздух.
Восьмой слайд: Создаются различные организации по защите окружающей среды. Они добровольно, бесплатно производят очистку леса от мусора, высаживают деревья вокруг рек, озер, борются с браконьерами.
- Человек не может жить без природы, поэтому должен научиться с ней дружить.
Закрепление:
-Запишите в лист самоконтроля, какие меры предпринимает государство по защите нашей природы?
- Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко – надо уметь дружить с природой.
Каждый человек, и я и каждый из вас, может помочь природе, спасти ее, стоит только захотеть. Как же мы с вами можем это сделать? Что мы должны выполнять, чего не следует делать, чтобы не навредить природе.
- А каким должен быть настоящий друг?
- Также и настоящий друг совершает только хорошие поступки по отношению к своему другу, никогда не сделает ему плохо, всегда поможет.
- Как же мы с вами можем помочь природе? Что можем для этого сделать?
- Следующий наш экзамен будет письменным. Вы в своих группах подумаете над тем, что лично каждый из вас может сделать хорошее природе, составьте план своих действий по защите природы, свои правила поведения в природе.
3) Работа в группах.
Группа «Друзья природы – защитники животных» составит правила бережного отношения к животным.
Группа «Друзья природы – защитники растений» составляет план бережного отношения к растениям.
Группа «Друзья природы – защитники воздуха и воды» составляет план бережного отношения к воздуху и воде.
Проверка выполненного задания.
Каждая группа зачитывает составленные правила. Остальные после высказываний этой группы добавляют.
Вывод: Вы хорошо подготовились к сдаче этого экзамена и прекрасно его выдержали.
4)ИЗО.
- Нарисуем экологические знаки запрета (Нельзя ломать ветки, рвать цветы, трогать животных)
- Давайте еще раз назовем самые основные правила поведения в природе. Вы подготовили стихи.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
– Ветки елки не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – ель и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
– И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
Минута релаксации. Прогулка по саду
Звучит приятная музыка.
Представьте, что вы гуляете по лесу, где растут душистые цветы. Вы вдыхаете их ароматы, любуетесь красотой. А вот подул тёплый ветерок и листочки на дереве как будто заговорили друг с другом. Этот разговор передался птицам, лес наполнился птичьими голосами. На эти звуки прилетели красивые бабочки, и мы любуемся их красотой. Погуляйте по лесу и возвращайтесь к нам.
5) Работа с текстом художественного произведения.
- Послушайте рассказ Ю.Аракчеева «Сидел в траве кузнечик» и подумайте можно назвать героев рассказа друзьями природы? (Можно, но только одного мальчика)
-Почему второго не назовешь другом природы?
- Как бы поступили вы?
5. Итоги урока
- Скажите, что мы делали сегодня на уроке?
(Сдавали экзамен)
- С какой целью вы сдавали экзамен?
(Чтобы называться другом природы)
- Вы успешно сдали все экзамены и достойны называться друзьями окружающей нас природы.
Вручение дипломов
- Вам всем вручается диплом «Друг и Защитник природы». Уверена, что вы все обязательно останетесь друзьями с природой, сколько бы вам лет ни было.
- Скажите. А вот прямо сейчас мы можем доказать, что мы и природа – друзья?