Класс: 7
Предмет: История Татарстана
Тема: Культура Золотой Орды
Цель: сформировать понятие о культуре Золотой Орды
Задачи:
- образовательные: рассказать, что золотоордынскую культуру создавали представители многих стран и народов.
- коррекционно – развивающие: развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
- воспитывающие: воспитывать интерес к предмету.
Тип: комбинированный
Оборудование: проектор, презентация
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на работу.
2. Проверка домашнего задания
Проверка в виде самостоятельной работы.
1 уровень
- Запишите 3 крупнейших города Золотой Орды.
- Что такое арык, сырец, глазурь?
2 уровень
- Запишите 2 крупнейших города Золотой Орды.
- Что такое арык, сырец, глазурь?
3 уровень
- Запишите 1 крупнейший город Золотой Орды.
- Что такое арык, глазурь?
3. Постановка цели и темы урока.
На прошлом уроке мы с вами говорили о Золотоордынских городах . Узнали, о трех крупнейших городах Золотой Орды. Сегодня, мы с вами поговорим о культуре Золотой Орды.
4. Изложение нового материала
Золотоордынскую культуру создавали представители многих стран и народов. Узбек и Джанибек, стремились привлечь ко двору крупных ученых, поэтов, богословов. По словам татарского историка XIX века Шигабуддина Марджани, вокруг Берке "собралось большое число достойных людей и великих ученых, и он участвовал вместе с ними в меджлисах, проводил с ними часы досуга и брал себе на вооружение их мудрые суждения".
Работа в тетради:
Меджлис - собрание единомышленников, на котором интересующие вопросы обсуждались в непринужденной обстановке, за чашкой чая.
Физкультминутка
Путь к культурным достижениям других народов открывали и широкие торговые связи. И потому золотоордынская культура была сплавом традиций разных культур. В ней есть черты искусства Китая и Средней Азии. На достижениях многих стран, в том числе мусульманского Востока, Волжской Булгарии и Руси, было основано искусство градостроительства.

НАХОДКИ ИЗ САРАЙ-БАТУ
Со временем Золотой Орде получило развитие просвещение. В Сарае, Крыму, в других городах были открыты медресе и училища. Здесь постигали ислам, богословские дисциплины, поэтическое искусство.
Грамотными были не только знатные, но и многие черные люди, как в Золотой Орде называли простой народ. Писали на арабском алфавите. При письме пользовались металлическими перьями и бумагой.
Физкультминутка
Многие ученые и поэты владели несколькими языками и писали свои произведения на тюрском, арабском и персидском языках. Но письменная культура развивалась в основном на кыпчакском языке. Этот язык очень близок к современному татарскому языку.
Самые известные литературные поизведения золотоордынской эпохи были написаны в XIV веке. Это поэма Котба "Хосров и Ширин", прозаическое сочинениеМахмуда Болгари "Нахджель-фарадис" ("Пути, открытые в рай") и поэма Сайфа Сараи "Гюлистан бит тюрке" ("Тюрский Гулистан").
Культура Золотой Орды ярко проявилась в различных областях жизни. Но период ее расцвета был недолгим, заняв лишь первую половину XIV столетия.
5. Первичное закрепление изученного материала
- Меджлис – это…?
- Что открывало путь к культурным достижениям других народов? (широкие торговые связи).
- На каком алфавите писали? (на арабском)
- Чем пользовались при письме? (металлическими перьями и бумагой)
6. Подведение итогов урока
Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?
7. Постановка домашнего задания.
8. Оценивание.