Шеремет Наталья Дорофеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 37» г. Симферополь
Республика Крым
4 класс
Тема. И. А. Бунин «Листопад»
Цели:
Продолжить знакомство с творчеством И. А. Бунина.
Учить чувствовать поэтический мир.
Закрепить представление об используемых автором средствах выразительности ( эпитет, метафора, сравнение, олицетворение).
Совершенствовать читательские умения и навыки, умение анализировать , рассуждать, доказывать.
Формировать беглое, осознанное, выразительное чтение.
Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.
Воспитывать чувство восприятия прекрасного, интерес к поэзии.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение прогнозировать содержание произведения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
- увеличивать темп чтения,
- исправлять ошибки при повторном чтении текста,
-воспринимать на слух поэтическое произведение..
Метапредметные.
Познавательные:
-анализируют поэтический текст;
-выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
-находят в тексте эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение;
-находят в книге необходимые сведенья.
регулятивные: формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий, читают в соответствии с поставленной задачей, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на уроке;
коммуникативные: отвечают на вопросы на основе художественного текста учебника осмысливают правила работы в группе (распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).
Личностные: формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, гордость за свою страну); формирование интереса к творчеству И. А. Бунина.
Оборудование:
Учебник « Литературное чтение» 4 класс, автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Портрет писателя, его книги.
Компьютер, проектор (Презентация к уроку. Слайды для показа ученикам.)
Толковый словарь С. И. Ожегова.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Поверка домашнего задания. Выразительное чтение произведений
III Актуализация опорных знаний.
Повторение понятий эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.(Слайд 3),
стр 137.
Назвать эпитеты в стихотворениях Никитина, Некрасова.
IV Самоопределение к действию.
Речевая разминка.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- В какое время года мы с вами попали ? ( Слайд 4)
- Вспомните, какие звуки можно услышать в лесу, в парке осенью?
(Чтение разными способами: торжественно, шёпотом, медленно, скороговоркой.)
2. Перед детьми портрет И.А. Бунина.( Слайд 5)
- Вспомните, кто такой Иван Афанасьевич Бунин и какие его произведения мы читали? ( «Полевые цветы») ( Слайд 6)
3.– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Познакомимся с произведением И. А. Бунина.)
( Перед детьми слайд 7)
- Переставьте буквы местами, и вы узнаете , как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться? Нам поможет поставить задачи для сегодняшнего урока материал на странице 137. ( Будем учиться выразительно читать стихотворение И. А. Бунина «Листопад», определять его настроение, находить средства художественной выразительности.)
V Работа по теме урока.
Знакомство с творчеством И. А. Бунина.
Бунин Иван Алексеевич родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провел частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне Липецкой области). Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия. Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через 5 лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.), принес ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.
На исходе XIX в. он все чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится все более заметен и как поэт, и как прозаик.
В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских воск.
Последние годы Бунин провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Работа над стихотворением «Листопад».
1)Прослушивание чтения стихотворения в исполнении актёра театра в аудиозаписи
( электронное приложение к учебнику).
Обсуждение содержания:
- Что представили, когда слушали стихотворение?
VI Физкультминутка.
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело.
Съежилось,
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
2)Словарно-лексическая работа (Слайд 8)
Расписной – украшенный росписью, расписан красками.
Резьбой – украшение выполненное с помощью резьбы, вырезания по дереву.
Пёстрой – разноцветной.
Лазури – голубой цвет неба.
Сквозной – просвечивающий насквозь.
Просветы – промежутки в листве, сквозь которые видно небо.
- Объясните значение слова завороженный — очарованный, околдованный.
- Подберите синонимы к словам: ( Слайд 9)
лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый, изумительный), багряный
(красный).
Подберите антонимы к слову замирает (возрождается).
- Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой».( Осень грустит, потому что всё вокруг умирает. Она остаётся одна.)
- Почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы? ( Осень сравнивается с человеком)
- Как называется такой приём? ( Олицетворение)
3)Работа над содержанием стихотворения. Самостоятельное чтение.
- Что напомнил осенний лес Бунину? ( Расписной терем.)
- Прочитайте подчёркнутые слова. Как называется такой приём? ( Сравнение.)
- Как сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? ( Лес стоит стеной, как стены дома. Синеют просветы в небо , что оконца – окна в тереме. Среди широкого двора – поляны , как двор около терема.)
- А какие эпитеты использует для этого автор?
4)Выборочное чтение.
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Прочитайте. ( …Такое мёртвое молчанье
В лесу и в этой вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.)
- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? Какие эпитеты и сравнения создают грустное настроение, подсказывающие, что красота эта не надолго.( Мотылёк последний, тишина мёртвая, Осень – вдова.)
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово «сегодня»? Что хотел сказать Бунин своим читателям? (Что уже завтра всё вокруг может изменится, пойдут дожди или выпадет снег.)
5)Выразительное чтение стихотворения учащимися.
VII Рефлексия.
Знакомство в картинами об осени.
- Осень описывали не только поэты. Это время года изображено на картинах многих художников. Рассмотрим некоторые из картин и найдём в стихотворении «Листопад» строки, которые созвучны содержанию картин.
1) Игорь Прищепа «Русский пейзаж» (Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…).( Слайд 10)
2)Киреева Н. «Солнечная осень» ( Сегодня так светло кругом, такое мёртвое молчанье…) ( Слайд 11)
3) Ангелина Арт «Золотая осень» (Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой…)
( Слайд 12)
2. Работа над пословицами. ( Слайд13)
Ноябрь землю покрыл где листком, где снежком.
В октябре и лист на дереве не держится.
В сентябре лес реже, а птичий голос тише.
- Какая из пословиц наиболее созвучна содержанию стихотворения?
VIII Подведение итогов урока.
- Как автор относится к осени?
- А как вы относитесь к осени?
- Какое настроение передалось вам при чтении стихотворения?
IX Домашнее задание.
Найти другие стихотворения И. А. Бунина, приготовить их выразительное чтение.
План-конспект открытого урока
по литературному чтению
4 класс
Тема. И. А. Бунин «Листопад»

Составитель:
Шеремет Наталья Дорофеевна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 37» г. Симферополь
Республика Крым
2015 уч. г.