Урок 5. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
Цели: выявить знания о назывном порядке явлений природы; развивать умения классифицировать природные явления по сезонам, анализировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: картины природы по сезонам, альбомные листы, краски.
Ход урока
I. Определение явлений природы.
Вопросы и задания учащимся.
- К неживой природе мы относим Солнце, камни, воздух, воду. А в какую группу отнести облака, ураган, снегопад, дождь и др.?
- Как долго существуют тела неживой природы?
А как долго мы видим молнию, слышим гром, как долго идёт снег?
То есть мы можем сказать, что они появляются и через некоторый период времени исчезают. Это явления природы.
Прочитайте текст на с. 24 (первый абзац).
Рассмотрите рисунки с. 24.
- Назовите явления природы (образование льда - сосулька, дождевая туча, снег, полнолуние, перелёт птиц, развитие земноводных и насекомых, созревание и рассеивание семян).
Расскажите, как это происходит.
Приведите свои примеры явлений в неживой и живой природе.
II. Сезонные изменения в природе.
Задания учащемся.
- Приготовьте альбомный лист и краски.
Разделите лист на четыре равные части (простым карандашом).
Каждую часть вам надо будет закрасить краской одного или двух цветов, но так, чтобы этот цвет как можно полнее характеризовал смысл слова, которое я произнесу.
Дети закрывают глаза. Учитель произносит одно слово, например, «осень», делает паузу, чтобы дети осмыслили и закрасили одну из частей подходящим цветом.
- Расскажите, что у вас получилось.
Доказывают выбор каждого цвета яркими сезонными явлениями.
Как называется смена времён года? (Сезоны.)
На листах вы показали наиболее яркие и узнаваемые краски для каждого сезона.
Приведите примеры сезонных явлений в природе. (Появление листьев из почек, таяние снега, цветение растений, пожелтение листьев и листопад, снегопад и т. д.)
III. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
О чём вам хотелось бы рассказать родителям?
Домашнее задание: учебник, с. 24-25; рабочая тетрадь, с. 9, задания 1,2.